ФИЛОЛОГИЧЕСКИЙ КЛАСС Научно-методический журнал 4 (34) / 2013 6 Учредитель федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Уральский государственный педагогический университет» Главный редактор Н. И. Коновалова директор Института филологии, культурологии и межкультурной коммуникации, доктор филологических наук, профессор Заместитель главного редактора Н. П. Хрящева доктор филологических наук, профессор Редакционная коллегия Т. А. Гридина — отдел лингвистики, доктор филологических наук, профессор С. И. Ермоленко — отдел литературы, доктор филологических наук, профессор Н. В. Барковская — отдел литературы, доктор филологических наук, профессор А. В. Тагильцев — отдел литературы, кандидат филологических наук, доцент Л. Д. Гутрина — отдел методики литературы, кандидат филологических наук, доцент А. И. Суетина — технический редактор К. С. Когут — редактор-корректор Выпускающий редактор Т. А. Ложкова доктор филологических наук, профессор Редакционный совет П. А. Лекант — доктор филологических наук, профессор (МГПУ, г. Москва), М. Н. Липовецкий — доктор филологических наук, профессор (университет штата Колорадо, США), М. А. Литовская — доктор филологических наук, профессор (УрФУ, г. Екатеринбург), Г. Л. Нефагина — доктор филологических наук, профессор (Поморская Академия, г. Слупск, Польша), Б. Ю. Норман — доктор филологических наук, профессор (БГУ, г. Минск), Е. А. Подшивалова — доктор филологических наук, профессор (УдГУ, г. Ижевск), Е. Н. Проскурина — доктор филологических наук, ведущий научный сотрудник (СО РАН, г. Новосибирск), М. Э. Рут — доктор филологических наук, профессор (УрФУ, г. Екатеринбург), М. Г. Соколянский — доктор филологических наук, профессор (г. Любек, Германия), М. А. Черняк — доктор филологических наук, профессор (РГПУ, г. Санкт-Петербург). <...> Встречи на «большой дороге»: роман В. А. Соллогуба «Через край» . <...> Элегическое начало в оде В <...>
Филологический_класс_№4_2013.pdf
ФИЛОЛОГИЧЕСКИЙ
КЛАСС
Научно-методический журнал
4 (34) / 2013
Стр.1
6
Учредитель
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Уральский государственный педагогический университет»
Главный редактор
Н. И. Коновалова
директор Института филологии, культурологии и межкультурной коммуникации,
доктор филологических наук, профессор
Заместитель главного редактора
Н. П. Хрящева
доктор филологических наук, профессор
Редакционная коллегия
Т. А. Гридина — отдел лингвистики, доктор филологических наук, профессор
С. И. Ермоленко — отдел литературы, доктор филологических наук, профессор
Н. В. Барковская — отдел литературы, доктор филологических наук, профессор
А. В. Тагильцев — отдел литературы, кандидат филологических наук, доцент
Л. Д. Гутрина — отдел методики литературы, кандидат филологических наук, доцент
А. И. Суетина — технический редактор
К. С. Когут — редактор-корректор
Выпускающий редактор
Т. А. Ложкова
доктор филологических наук, профессор
Редакционный совет
П. А. Лекант — доктор филологических наук, профессор (МГПУ, г. Москва),
М. Н. Липовецкий — доктор филологических наук, профессор (университет штата
Колорадо, США),
М. А. Литовская — доктор филологических наук, профессор (УрФУ, г. Екатеринбург),
Г. Л. Нефагина — доктор филологических наук, профессор (Поморская Академия,
г. Слупск, Польша),
Б. Ю. Норман — доктор филологических наук, профессор (БГУ, г. Минск),
Е. А. Подшивалова — доктор филологических наук, профессор (УдГУ, г. Ижевск),
Е. Н. Проскурина — доктор филологических наук, ведущий научный сотрудник
(СО РАН, г. Новосибирск),
М. Э. Рут — доктор филологических наук, профессор (УрФУ, г. Екатеринбург),
М. Г. Соколянский — доктор филологических наук, профессор (г. Любек, Германия),
М. А. Черняк — доктор филологических наук, профессор (РГПУ, г. Санкт-Петербург).
Адрес редакции
620017, г. Екатеринбург, пр. Космонавтов, 26
ФГБОУ ВПО «Уральский государственный педагогический университет»
Редакция журнала «Филологический класс»
телефон: (343) 235-76-66; (343) 235-76-41
электронный адрес: filclass@yandex.ru
ISSN 2071-2405
© ФГБОУ ВПО «УрГПУ», 2013
© Филологический класс, 2013
Стр.2
7
ФИЛОЛОГИЧЕСКИЙ КЛАСС, № 4 (34) / 2013
Проекты. Программы. Гипотезы
Сергеева (Носкова) В. Б. Не убивая бабочку... (к проблеме методологии школьного анализа
текста) .................................................................................................................................... ..7
Психолингвистика в образовании: продолжаем обсуждение
Зуева Т. А., Камалова И. Б. Формирование коммуникативных и культурологических
компетенций при изучении фразеологии в школе............................................................. 12
Педагогические технологии
Дайхин Т. Л. Особенности восприятия русской классики на уроках русского языка как
иностранного (языковой центр «Диалог», Нью-Йорк) ..................................................... 16
Перечитывая забытых классиков
Ермоленко С. И. Встречи на «большой дороге»: роман В. А. Соллогуба «Через край» ...... 20
Шер Е. Ю. Элегическое начало в оде В. К. Кюхельбекера «День святого Александра
Невского» ................................................................................................................................ 29
Готовимся к уроку
Ложкова Т. А. Диалектика характера и обстоятельств в романе А. С. Пушкина
«Капитанская дочка» ............................................................................................................. 37
Кудреватых А. Н. Новаторство Н. М. Карамзина-психолога в повести «Остров Борнгольм» .... 46
Идет урок
Гутрина Л. Д. От текста — к личности автора: постижение творческой индивидуальности
писателя на уроке («Были очи острее точимой косы...» О. Э. Мандельштама) .............. 53
Кашина Н. В. Формирование нравственно-эстетической культуры учащихся средствами
литературы (на примере повести Г. Троепольского «Белый Бим Черное Ухо») ............ 57
Медленное чтение
Авдеева Г. А. Лингвостилистический анализ поэтического текста (М. И. Цветаева «Психея») .. 61
Сапир А. М. «Я» и «Ты» в стихотворении А. Фета «Когда читала ты мучительные строки...» ... 68
Филологические разыскания
Чижова И. Л. Роль антропонимов в раскрытии идейного замысла романа
Ф. М. Достоевского «Братья Карамазовы» ......................................................................... 74
С рабочего стола молодого ученого
Ложкова А. В. Сонет в творческой практике М. Ю. Лермонтова .......................................... 79
Маршалова И. О. Иваны Ивановичи Коробкины: концептуальное родство образов (на
материале рассказа «Йог» и трилогии «Москва» Андрея Белого) .................................... 85
Феномен современной литературы
Четвертных Н. А. Элизийский интертекст в поэзии конца XX в.: диалог с классикой ...... 89
Улюра Ганна. Границы экстремального опыта: «Фронтовичка» Анны Батуриной .............. 98
Хрящева Н. П., Федотова Е. С. Поэтика аббревиатур в раннем творчестве В. Пелевина ... 104
Стр.3
8
Зарубежная литература
Макарова Л. Ю. Путешествие героя в «мистическую страну» в новелле С. Беккета «Фингал» .... 111
Турышева О. Н., Зенкова Д. В. Истории о чтении в литературе и кинематографе XXI века ..... 117
Региональный компонент
Казакова-Апкаримова Е. Ю. Общества «Друзей литературы» и социокультурная жизнь
уральского города в конце XIX — начале XX в. ................................................................ 124
Обзоры и рецензии
Семухина И. А. Региональная литература и история (Литература Урала: история и
современность: сб. ст. Вып. 7: Литература и история — грани единого (к проблеме
междисциплинарных связей): в 2 т. / Ин-т истории и археологии УрО РАН. —
Екатеринбург, 2013) ............................................................................................................... 131
Стр.4
PHILOLOGICAL CLASS, № 4 (34) / 2013
Projects. Programs. Hypothesis
Sergeeva (Noskova) V. B. Without Killing a Butterfly... (Contributing to the problem of
methodology of text analysis at school).................................................................................. ..7
Psycholinguistics in Education
Zueva T. A., Kamalova I. B. Formation of communicative and culturological Сompetences
during the study of Phraseology at a School ............................................................................ 12
Educational Techniques
Daykhin T. L. Special aspects of perception of the Russian literary classic as a part of Russian as a
foreign language lessons (Russian Language Center «Dialogue», New York) ...................... 16
Rereadingof the “forgotten” classical authors
Yermolenko S. I. Meeting at the «Great Road»: V. A. Sollogub’s novel «Over the Edge» .......... 20
Sher E.Yu. Elegiac beginning in the ode by V. K. Kuchelbecker
«The Day of St. Alexander Nevsky» ....................................................................................... 29
Getting Prepared for the Lesson
Lozhkova T. A. Dialectics of Nature and Circumstances in the Novel
by Alexander Pushkin «The Captain's Daughter» .................................................................. 37
Kudrevatyh A. N. Innovations of N. M. Karamzin as a psychologist
in the novel «Bornholm-Island» ............................................................................................. 46
A Lesson in Progress
Gutrina L. D. From the text — to the author’s personality: comprehension of the creative
personality of the writer in the lesson (“Eyes were sharper sharpen scythe...”
by O. E. Mandelstam) .............................................................................................................. 53
Kashina N. V. Formation of Moral and Ecological Culture of the Students by Means of Literature
(on the Example of the Story by G. Troepolski «White Bim Black Ear») .............................. 57
Analytical Reading
Avdeeva G. A. Linguostylistic analysis of the poetic text (“Psyche” of M. I. Tsvetaeva) ............. 61
Sapir A. M. «I» and «You» in Afanasy Fet’s Poem «When You Were Reading Those Tormented
Lines...» .................................................................................................................................... 68
Philological researches
Chizhova I. L. The role of personal names in the disclosure of the ideological conception the
novel of F. M. Dostoevsky's «The Brothers Karamazov» ....................................................... 74
From a Young Scholar’s Desk
Lozhkova A. V. The Sonnet in the Creative Practices of M. Lermontov ....................................... 79
Marshalova I. O. Ivan Ivanovich Korobkins: Сonceptual Relationship of images (on the story
«Yogi» and the trilogy «Moscow» material) ........................................................................... 85
Chetvertnyh E. A. Elysian intertext in the poetry of the end of the 20th century:
the dialogue with classics........................................................................................................ 89
Uliura Ganna. The Borders of extreme experience: «Frontovichka» by Anna Baturina .............. 98
Phenomenon of Contemporary Literature
Стр.5
6
Hryascheva N. P., Fedotova E. S. Poetics of abbreviations in the early creation of V. Pelevin ... 104
Foreign literature
Makarova L. Yu. A hero’s journey to the «mystic country» in the short story
«Fingal» by Samuel Beckett ................................................................................................... 111
Turysheva O. N., Zenkova D. V. Stories about Reading in the XXI Century Literature and Film ...... 117
The regional component
Kazakova-Apkarimova E. Yu. Societies «Friends of Literature» and socio-cultural life of the Ural
city in the late XIX — early XX century ................................................................................. 124
Reviews
Semuhina I. A. Regional literature and history
(Urals literature: history and the present time: Is. 7 : Literature and history — the borders of the
whole (to the problem of interdisciplinary links) : v.1-2 / Yekaterinburg, 2013) .................. 131
Стр.6
Правила предоставления авторами рукописей в журнал «Филологический класс»
«Филологический класс» издается как для учителей-словесников, так и для ученых-филологов. Журнал
стремится к сближению академической науки с непосредственной практикой школьного преподавания русского
языка и литературы. Рукописи принимаются на русском языке. По согласованию с редакцией возможно предоставление
рукописей на иных языках. Публикация статей осуществляется на русском языке.
Специфика журнала определяется постоянными рубриками:
1. Проекты. Программы. Гипотезы.
2. Психолингвистика в образовании.
3. Педагогические технологии.
4. Феномен современной литературы.
5. Готовимся к уроку.
6. Идет урок.
7. Медленное чтение.
8. Региональный компонент.
9. Обзоры и рецензии.
Редакционная коллегия приглашает к сотрудничеству специалистов-филологов. Ежегодно мы ждем от
авторов статьи объемом 0,5 печ. л. до 25 января, 25 марта, 25 сентября, 25 ноября. Статьи должны полностью
соответствовать проблематике сборника. Наиболее интересные статьи печатаются вне очереди.
Все статьи, представленные в журнал, отправляются на рецензирование. Редакционная коллегия принимает
решение о публикации с учетом мнения рецензента. В случае отрицательного решения автору направляется
копия рецензии.
Мы не платим гонораров, но и не берем деньги за публикации с аспирантов.
Контакты:
Почтовый адрес: 620017, г. Екатеринбург, пр. Космонавтов, 26
Уральский государственный педагогический университет
Кафедра современной русской литературы (к. 279)
Телефон: (343) 245-76-66
Электронная почта: filсlass@yandex.ru
Наш журнал включен в Каталог Роспечати и можно оформить подписку на него в любом почтовом отделении
России (индекс: 84587)
Наш журнал включен также в международную систему научных журналов (ISSN), где имеет индекс
ISSN 2071-2405.
Для публикации статья должна соответствовать требованиям РИНЦ, т. е., помимо основного текста содержать
следующие сведения, представленные на русском и английском языках.
1. Сведения об авторах.
Фамилия, имя, отчество автора полностью (если авторов больше, чем один, то указываются все авторы),
должность, звание, ученая степень, полное и точное место работы каждого автора в именительном
падеже, подразделение организации, контактная информация (электронная почта, город,
адрес места работы для каждого автора).
2. Название статьи.
3. Аннотация к статье.
4. Ключевые слова.
Ссылки на литературу в тексте статьи и в сносках оформляются по образцу: [Фамилия год: страница].
Пример
Необычность ситуации, садовые аллеи, о которых писал Д. С. Лихачев, что их сумеречность — основная
черта русского сада, из которой «рождаются и жизнь, и животность, и Бог» [Лихачев 1998: 419–421].
Список литературы оформляется в конце статьи без нумерации в алфавитном порядке по ГОСТ 7.0.52008
(http://protect.gost.ru). Заголовок у списка: «Литература».
Поля страницы, размер шрифта, интервалы любые.
Отправить статью в журнал можно по электронной почте: filclass@yandex.ru или через форму отправки
на сайте: http://lit.kkos.ru/filclass/getstat.
Стр.135
136
Филологический класс, 2(28)/2012
НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ
ФИЛОЛОГИЧЕСКИЙ КЛАСС
2013. № 4 (34)
Подписано в печать 27.12.2013. Формат 60×84/8.
Бумага для множительных аппаратов. Печать на ризографе.
Усл. печ. л. — 17,25. Тираж 500 экз. Заказ 4275.
Оригинал-макет отпечатан в отделе множительной техники
Уральского государственного педагогического университета
620017 Екатеринбург, пр. Космонавтов, 26
E-mail: uspu@uspu.ru
Стр.136