А.М. Газалиев, В.В. Егоров, И.В. Брейдо, Карагандинский государственный технический университет (Республика Казахстан) Эффективность рейтинговой системы оценки деятельности преподавателей и подразделений вуза Существующая во многих странах Союза Независимых Государств тарифно-квалификационная система оплаты труда профессорско-пре по давательского состава высшей школы, основанная на учете стажа работы, занимаемой должности, доплатах за научную степень, с одной стороны, не стимулирует преподавателей к постоянному самосовершенствованию, а с другой – ее размеры не способствуют высокому престижу этой сложной и требующей высокой квалификации профессии. <...> В настоящее время средний возраст преподавателей многих вузов превышает пенсионный, а способных выпускников вузов научно-педа гогическая деятельность не интересует. <...> Следует отметить при этом, что за годы реформ из системы высшего образования ушли наиболее активные и подготовленные преподаватели среднего возраста. <...> Естественно, в этих непростых условиях в системе высшего образования идет интенсивный поиск эффективных механизмов мотивации труда профессорско-преподавательского состава. <...> Деятельность преподавателя вуза многогранна: он является основным звеном в процессе обучения, одновременно участвуя в научной, организационно-методической, воспита тельной и общественной работе. <...> Главным фактором в оценке деятельности преподавателя, по мнению многочисленных экспертов, должен 11 МИРОВЫЕ ТЕНДЕНЦИИ Рассматривается методика рейтинговой системы оценки деятельности преподавателей, которая является основой для определения лучшего преподавателя, лучшей кафедры и лучшего факультета. <...> Анализируется работа по созданию учебно-методической и лабораторной базы, внедрению инновационных технологий обучения, развитию научной инфраструктуры университета и повышению его имиджа. методика, рейтинговая система, преподаватели, лучшая кафедра <...>