Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 635836)
Контекстум
Руконтекст антиплагиат система

Концептуальная систематика аргументации (290,00 руб.)

1   0
Первый авторКостюшкина Галина Максимовна
ИздательствоФГБОУ ВПО "ИГЛУ"
Страниц407
ID252066
АннотацияНастоящая монография представляет результат научных исследований Региональной научной лаборатории «Систематика языка и речевой деятельности» при Иркутском государственном лингвистическом университете. Систематика как установление системы аргументации в данном случае и выявление ее системообразующего механизма обусловливает изучение аргументации в различных аспектах (логико-коммуникативном/прагматичеком, когнитивном, когнитивно-социальном, речевом/дискурсивном). В данном случае в связи с общей направленностью современной науки о языке в изучении языковых феноменов нельзя не принимать во внимание концептуально-категориальный аспект языка и его систем. В монографии рассматриваемые системы аргументации, так или иначе, касаются когнитивной сущности языка, независимо от подхода авторов к этому явлению.
ISBN978-5-88267-384-9
УДК81.00
ББК74.58
Костюшкина, Г.М. Концептуальная систематика аргументации / Г.М. Костюшкина .— Иркутск : ФГБОУ ВПО "ИГЛУ", 2013 .— 407 с. — ISBN 978-5-88267-384-9 .— URL: https://rucont.ru/efd/252066 (дата обращения: 15.05.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ИРКУТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЛИНГВИСТИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ» Региональная научная лаборатория концептуальной систематики языка, речи и речевой деятельности Г.М. Костюшкина, А.В. Колмогорова, Н.С. Баребина, С.Ю. Дашкова, Е.О. Ильичева, Т.В. Нешева, О.В. Ситосанова КОНЦЕПТУАЛЬНАЯ СИСТЕМАТИКА АРГУМЕНТАЦИИ Коллективная монография Иркутск 2013 УДК 81.00 ББК 74.58 К 71 Печатается по решению редакционно-издательского совета Иркутского государственного лингвистического университета. <...> Аргументативный диалог как форма реализации дискурса медиации . <...> Использование топосов как способ когнитивного ориентирования в аргументативном взаимодействии . <...> Роль умозаключений в организации аргументации в научно-учебном тексте . <...> ПРАГМАТИЧЕСКАЯ РОЛЬ УМОЗАКЛЮЧЕНИЙ В ОРГАНИЗАЦИИ АРГУМЕНТАТИВНОГО ПОЛИТИЧЕСКОГО ДИСКУРСА . <...> Прагматическая роль умозаключений в дискурсе . президента Российской Федерации . <...> Аргументативный статус слов encore – еще, dйjа – уже относительно разных типов коммуникативно-прагматической нормы . <...> Слова-аргументаторы в английском и русском языках . <...> Систематика как установление системы аргументации в данном случае и выявление ее системообразующего механизма обусловливает изучение аргументации в различных аспектах (логико-коммуникативном/прагматичеком, когнитивном, когнитивно-социальном, речевом/дискурсивном). <...> Ситосанова О.В.) раскрывают аргументативный потенциал словаргументаторов/модификаторов в русском, английском и французском языках. <...> Таким образом, третье лицо принадлежит сразу двум планам – области представления Пространства и области представления Времени. <...> Система неударных форм личных местоимений принадлежит области представления Времени, поскольку она служит для целей актуализации глагола. <...> Система же ударных форм принадлежит области представления <...>
Концептуальная_систематика_аргументации.pdf
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ИРКУТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЛИНГВИСТИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ» Региональная научная лаборатория концептуальной систематики языка, речи и речевой деятельности Г.М. Костюшкина, А.В. Колмогорова, Н.С. Баребина, С.Ю. Дашкова, Е.О. Ильичева, Т.В. Нешева, О.В. Ситосанова КОНЦЕПТУАЛЬНАЯ СИСТЕМАТИКА АРГУМЕНТАЦИИ Коллективная монография Иркутск 2013
Стр.1
УДК 81.00 ББК 74.58 К 71 Печатается по решению редакционно-издательского совета Иркутского государственного лингвистического университета. К71 Концептуальная систематика аргументации [Текст] : коллективная монография. – Иркутск: ИГЛУ, 2013. – 406 с. ISBN 978-5-88267-384-9 Научный редактор – д-р филолог.наук, проф. Костюшкина Г.М. УДК 81.00 ББК 74.58 ISBN 978-5-88267-384-9 2 © Коллектив авторов, 2013 © Иркутский государственный лингвистический университет, 2013
Стр.2
ОГЛАВЛЕНИЕ ПРЕДИСЛОВИЕ……………………………………………………………………………….7 РАЗДЕЛ 1. АРГУМЕНТАЦИЯ И КОНЦЕПТУАЛЬНАЯ СИСТЕМАТИКА РЕЧИ И РЕЧЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ……………………………………………………………….9 1.1.Концептуальная систематика языка, речи и речевой деятельности как объект лингвистики……………………………………………………………………………………………..9 1.1.1.Системность языка и системный подход………………………………………………9 1.1.2. Соотношение понятий «систематика» и «система»…………………………………11 1.2. Аргументация как многоаспектное явление……………………………………………20 1.2.1. Понятие и цель аргументации…………………………………………………………20 1.2.2. Подходы к изучению аргументации…………………………………………………..25 1.3. Речевая/коммуникативная аргументаци………………………………………………..31 1.4. Изучение языка аргументации…………………………………………………………..36 1.4.1. Слова-аргументаторы/аргументативные модификаторы……………………………37 1.4.2. Дискурсивная аргументация…………………………………………………………..42 1.4.2.1. Средства аргументативной логики: способы рассуждения………………………46 1.4.2.2. Реализация аргументации……………………………………………………………49 1.4.2.3. Средства реализации аргументации…………………………………………………51 Выводы…………………………………………………………………………………………53 РАЗДЕЛ II. ОБЩЕНИЕ И КОГНИЦИЯ: ПРОБЛЕМА СООТНОШЕНИЯ..................54 2.1.Концепции и модели общения в современном гуманитарном знании ............................ 54 2.1.1.Языковая коммуникация и речевое общение .................................................................. 54 2.1.2. Коммуникация: метафора контейнера или танца? ......................................................... 55 2.1.3. Languaging .......................................................................................................................... 58 2.2. Природа и локализация когниции ...................................................................................... 60 2.3. Теория распределённой когниции ...................................................................................... 66 Выводы………………………………………………………………………………………….69 РАЗДЕЛ Ш. МЕСТО И РОЛЬ АРГУМЕНТАЦИИ В КОММУНИКАТИВНОКОГНИТИВНЫХ ПРОЦЕССАХ ........................................................................................... 70 3.1. Онтологический статус аргументации в современной лингвистике и философии языка…… ..................................................................................................................................... 70 3.2. Семиотический базис феномена интеперсональной аргументации ................................ 76 3.3. Разновидности интерперсональной аргументации ........................................................... 84 3.3.1. Когнитивно-языковая аргументация ............................................................................... 84 3.3.1.1.Норма, эталон, прототип как базовые категории ......................................................... 85 когнитивно-языковой аргументации ............................................................................................. 3.3.1.2.Норма, прототип, эталон как основа когнитивно языковой разновидности интерперсональной аргументации: case study .......................................................................... 88 3.3.2. Социально-речевая аргументация ................................................................................. 100 3.3.2.1. Общие замечания ......................................................................................................... 100 3.3.2.2. Природа и функции социально-речевой аргументации ........................................... 102 3.3.2.3. Социальный стереотип и аргументация ..................................................................... 104 3.3.2.4. Лингвистические маркеры социально-речевой аргументации ................................ 108 3.3.3. Экспериментальные основания выделения когнитивно-языковой и речевой разновидностей аргументации ................................................................................................. 116 3.3.4. Личностная аргументация .............................................................................................. 121 Выводы………………………………………………………………………………………...124 РАЗДЕЛ IV. КОНТРАРГУМЕНТАЦИЯ В ДИСКУРСЕ МЕДИАЦИИ……………...124 4.1. Медиация как научно-социальный феномен ................................................................... 124 4.2. Дифференцирующие (конститутивные) признаки дискурса медиации ....................... 128 4.2.1. Параметры описания дискурса медиации ..................................................................... 130 3
Стр.3
4.2.2. Системообразующие признаки дискурса медиации .................................................... 136 4.2.3. Аргументативный диалог как форма реализации дискурса медиации ...................... 140 4.3. Макроуровень контраргументации .................................................................................. 142 4.4. Контраргументация как объект лингвистического исследования ................................ 145 4.4.1. Логическая контраргументация ..................................................................................... 147 4.4.2. Микроуровень контраргументации ............................................................................... 148 4.4.3. Контрарументация как рационально-эвристическое явление .................................... 148 4.4.4. Контраргументация в концепции стратегического маневрирования ........................ 149 4.5. Когнитивный подход к исследованию контраргументации .......................................... 152 4.6. Контраргументация в интеракции в социальной системе медиации ............................ 153 4.6.1. Ориентирующий потенциал топики в аргументации .................................................. 158 4.6.1.1. Использование топического потенциала дискуссии в ................................................... контраргументации ................................................................................................................... 158 4.6.1.2. Использование топосов как способ когнитивного ориентирования в аргументативном взаимодействии .......................................................................................... 160 4.7. Схема аргументативно-лингвистического анализа аргументативного диалога в дискурсе медиации.................................................................................................................... 166 4.8. Анализ ориентирующей функции топики в контраргументации ................................. 169 4.8.1. Стратегия устранения от конфликта ............................................................................. 170 4.8.2. Стратегия обхода ............................................................................................................ 174 4.8.3. Стратегия дискредитации собеседника ........................................................................ 184 4.8.4. Стратегия затягивания дискуссии ................................................................................. 189 Выводы………………………………………………………………………………………...191 РАЗДЕЛ V. ЛОГИКО-ПРАГМАТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ НАУЧНОЙ АРГУМЕНТАЦИИ…………………………………………………………………………..193 5.1. Научный текст как особая форма коммуникации........................................................... 193 5.1.1. Типология научных текстов ........................................................................................... 194 5.1.2. Прагматика научно-учебного текста ............................................................................. 195 5.2. Аргументация в научно-учебном тексте ......................................................................... 198 5.2.1. Виды аргументации ........................................................................................................ 199 5.2.2. Роль умозаключений в организации аргументации в научно-учебном тексте ......... 200 5.2.2.1. Дедуктивное аргументативное умозаключение ........................................................ 201 5.2.2.2. Энтимемы с опущенной большей посылкой ............................................................. 204 5.3. Эмпирическая аргументация в научно-учебном тексте ................................................. 212 5.3.1. Индуктивное рассуждение ............................................................................................. 212 5.3.2. Умозаключения по аналогии в научно-учебном тексте .............................................. 215 5.4. Аргументация с помощью статистических умозаключений ......................................... 218 5.5.Пример как один из способов аргументации в научно-учебном тексте ........................ 219 5.6. Риторические приемы аргументации в научно-учебном тексте ................................... 222 5.6.1. Аргументация к традиции .............................................................................................. 223 5.6.2. Аргументация к авторитету ........................................................................................... 225 5.6.3. Роль фигур в аргументации в научно-учебном тексте ................................................ 226 Выводы………………………………………………………………………………………...230 РАЗДЕЛ VI. ПРАГМАТИЧЕСКАЯ РОЛЬ УМОЗАКЛЮЧЕНИЙ В ОРГАНИЗАЦИИ АРГУМЕНТАТИВНОГО ПОЛИТИЧЕСКОГО ДИСКУРСА ....................................... 232 6.1. Умозаключение как предмет исследования в современной науке ............................... 234 6.2. Умозаключение как форма мышления и умственное действие .................................... 235 6.3. Умозаключения в естественном языке ............................................................................ 237 6.4. Простой категорический силлогизм и энтимема ............................................................ 241 6.5. Когнитивно-дискурсивный аспект изучения умозаключений в публичном политическом дискурсе ............................................................................................................ 243 4
Стр.4
6.5.1. Особенности употребления дедуктивных умозаключений в публичном политическом дискурсе ............................................................................................................ 248 6.5.2. Дедуктивное умозаключение как способ аргументации в публичном политическом дискурсе ..................................................................................................................................... 251 6.5.3. Убеждение как цель прагматического воздействия в публичном политическом дискурсе ..................................................................................................................................... 256 6.5.4. Прагматическая роль умозаключений в дискурсе ............................................................. президента Российской Федерации ......................................................................................... 263 6.5.5. Прагматическая роль дедуктивных умозаключений в организации аргументаци272 Выводы………………………………………………………………………………………...275 РАЗДЕЛ VII. КОММУНИКАТИВНО-ПРАГМАТИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ СЛОВАРГУМЕНТАТОРОВ ............................................................................................................. 277 7.1.Аргументативный статус слов encore – еще, déjà – уже .................................................. 277 7.2. Вариативность определений поняттия нормы………………………………………….280 7.3.Аргументативный статус слов encore – еще, déjà – уже относительно разных типов коммуникативно-прагматической нормы ............................................................................... 283 7.4. Семантические характеристики слов-аргументаторов ................................................... 288 7.4.1. Семантические особенности формирования проспекции и ретроспекции ............... 291 7.4.2. Значение проспекции ...................................................................................................... 293 7.4.3. Значение ретроспекции .................................................................................................. 296 7.4.4.Пересечение проспекции и ретроспекции ..................................................................... 299 7.4.5. Значение интенсивности................................................................................................. 303 7.4.6. Значение уточнения ........................................................................................................ 308 7.4.7. Значение контраргументации ........................................................................................ 312 7.4.8. Актуализация основных значений слов-аргументаторов.................................................. при отрицании ........................................................................................................................... 314 7.5. Прагматический аспект слов-аргументаторов ............................................................... 320 7.5.1. К проблеме взаимосвязи понятий «аргументативность», ................................................. «прагматика» и «коммуникативная стратегия» ..................................................................... 320 7.5.2.Стратегичность слов-аргументаторов в функциональном аспекте ............................. 320 7.5.3. Ассертивная функция-стратегия.................................................................................... 323 7.5.4 Директивная функция-стратегия .................................................................................... 327 7.5.5. Декларативная функция-стратегия ................................................................................ 330 7.5.6. Экспрессивная функция-стратегия ................................................................................ 332 7.5.7. Эмоционально настраивающая функция-стратегия .................................................... 334 7.5.8. Комиссивная функция–стратегия .................................................................................. 336 7.5.9. Взаимодействие формы, функции и значения слов-аргументаторов ........................ 338 Выводы.………………………………………………………………………………………..340 РАЗДЕЛ VIII. СЕМАНТИКА И ПРАГМАТИКА СЛОВ-АРГУМЕНТАТОРОВ В БЫТОВОМ ДИСКУРСЕ ....................................................................................................... 341 8.1.Лингвистический статус слов-аргументаторов ................................................................ 341 8.2.Слова-аргументаторы в английском и русском языках .................................................. 347 8.3.Семантические и прагматические особенности слов-аргументаторов в бытовом дискурсе ..................................................................................................................................... 350 8.3.1.Семантические особенности слов-аргументаторов ...................................................... 350 8.3.2. Прагматические особенности слов-аргументаторов…………………………………353 8.4.Коммуникативные стратегии слов-аргументаторов ........................................................ 356 8.4.1.Стратегия волеизъявления .............................................................................................. 356 8.4.1.1.Тактика убеждения ........................................................................................................ 356 8.4.1.2.Тактика запроса информации ...................................................................................... 361 8.4.1.3.Тактика предложения ................................................................................................... 364 8.4.2.Стратегия эмоционально-оценочного воздействия ...................................................... 365 5
Стр.5