№ 4
2013
Зарегистрирован Министерством Российской Федерации по делам печати,
телерадиовещания и средств массовых коммуникаций.
Свидетельство о регистрации средств массовой информации
ПИ ¹ 77-11261 от 30.11.2001
Р Е Д А К Ц И Я :
Владимир Караковский,
главный редактор
Елена Шишмакова,
зам. главного редактора
Любовь Кучми¸ва,
зав. производством
Светлана Лячина,
ответственный секретарь
Анна Ладанюк,
дизайнер
Ольга Денисова,
Алексей Ермилов,
художники
Татьяна Денисьева,
корректор
Сергей Бурукин,
в¸рстка
А д р е с :
109341, Ìîñêâà,
óë. Люблинская, ä. 157, êîðï. 2
Т е л е ф о н ы :
(495) 345-52-00
У ч р е д и т е л ь и и з д а т е л ü:
Издательский дом
«Народное образование»
©Народное образование, 2013
...........................................................
Электронная почта:
narodnoe@narodnoe.org
narob@yandex.ru
ЭКСПЕРТНО-РЕДАКЦИОННЫЙ
СОВЕТ ЖУРНАЛА
Алиева Людмила Владимировна,
доктор педагогических наук, г. Москва
Бедерханова Вера Петровна,
доктор педагогических наук, г. Краснодар
Борытко Николай Михайлович,
доктор педагогических наук, г. Волгоград
Григорьева Алевтина Ивановна,
кандидат педагогических наук, г. Тула
Карпушин Николай Яковлевич,
кандидат педагогических наук, г. Пермь
Колесникова Ирина Аполлоновна,
доктор педагогических наук, г. Санкт-Петербург
Круглов Юрий Георгиевич,
доктор педагогических наук, г. Москва
Куприянов Борис Викторович,
доктор педагогических наук, г. Кострома
Кушнир Алексей Михайлович,
кандидат психологических наук, г. Москва
Леванова Елена Александровна,
доктор педагогических наук, г. Москва
Лузина Людмила Михайловна,
доктор педагогических наук, г. Псков
Остапенко Андрей Александрович,
доктор педагогических наук, г. Краснодар
Паладьев Сергей Леонидович,
кандидат педагогических наук, г. Ярославль
Фришман Ирина Игоревна,
доктор педагогических наук, г. Москва
Стр.1
великие воспитатели рода человеческого
Соломон Маркович Ривес
[06.(18).06.1892, Умань
Киевской губернии, ныне Черкасской
области Украины, —
06.07.1953, Ìîñêâà]
Педагог, член-корреспондент
Академии педагогических
наук РСФСР (1945 ã.),
профессор (1934 ã.), доктор
педагогических наук
(1952 ã.). Окончил Высшие
научно-педагогические курсы
(1924 ã.). В первые годы после
Октябрьской революции
был одним из руководителей
школы-коммуны и детского
городка в Одессе — детских
учреждений для беспризорных
äåòåé. С 1924 ã.
преподавал в Академии
коммунистического воспитания
èì. Í.Ê. Êðóïñêîé,
других педагогических вузах;
с 1938 г. в Московском государственном
педагогическом
институте им. В.И. Ленина;
одновременно в¸л научноисследовательскую
работу
в научно-исследовательских
институтах Наркомпроса
РСФСР и Академии педагогических
наук РСФСР. В последние
годы жизни руководил
лабораторией по изучению
педагогического наследия
А.С. Макаренко в Институте
теории и истории педагогики
Академии педагогических
наук РСФСР.
В одесской школе-коммуне С.М. Ривес создал на основе
принципов гуманной педагогики оригинальную воспитательную
систему для детей, лишённых попечения
родителей. Главным звеном этой системы являлся детский
коллектив, который строился на основе трудового воспитания,
самообслуживания, творческой культурной жизни воспитанников.
Ривес — один из инициаторов введения отрядов
— формы объединения в группы детей с одинаковым
уровнем развития и интересами. Педагогические выводы
Ривеса обобщены в книге «Опыт коммунистического воспитания.
От школы-коммуны к детскому городку им. Октябрьской
революции» (1924 г., совместно с Н.М. Шульманом).
Разрабатывал вопросы дидактики, школоведения,
истории отечественной педагогики после 1917 г. Его работы
по вопросам новых методов и организационных форм
обучения в конце 20-х гг., в том числе книга «Метод целевых
заданий и Дальтон-план в школе I ступени» (1927 г.),
пользовались большой популярностью среди учительства.
В последние годы жизни занимался исследованием проблемы
воспитания учащихся в процессе обучения. Результаты
этой работы, осуществлённой при участии ряда учителей,
опубликованы посмертно в труде «Воспитание воли учащихся
в процессе обучения» (1958 г.) и представляют
большой вклад в теорию воспитания и методику исследований
педагогических проблем.
Пропагандист идей Макаренко, он способствовал их теоретическому
развитию и претворению в практику школы.
Литература: Ривес С.М. [Некролог]: Советская педагогика, 1953.
№ 9.
Р.Б. Вендровская
.
В о с п и т а т е л ь н а я р а б о т а в ш к о л е 4 /13
ред. В.В. Давыдов. Т. 2. М.: Большая Российская энциклопедия, 1999.
С. 262
Источник: Российская педагогическая энциклопедия: в 2 тт. / гл.
Стр.2
СОДЕРЖАНИЕ
СОДЕРЖАНИЕ
СОДЕРЖАНИЕ
МЕТОДОЛОГИЯ ВОСПИТАНИЯ
С. Кривцова. Школа может помочь растущему поколению
преодолеть кризис ñìûñëà? . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 5
КОНЦЕПЦИИ И СИСТЕМЫ
С. Котова. Дифференцированный подход —
на службу здоровью детей . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .17
УПРАВЛЕНИЕ И ПРОЕКТИРОВАНИЕ
А. Бердашкевич, Н. Воронина, А. Эркенов.
О региональных особенностях регулирования
учебным и воспитательным процессом . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .23
К. Нечаева. Социально-моделирующие игры в управлении
воспитанием . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .31
Е. Болотова. Правовое положение классного руководителя . . . . .38
ТЕХНОЛОГИИ И ИНСТРУМЕНТАРИЙ
О. Запятая. Умения коммуникации как компонент
содержания образования . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .45
Е. Кропанева, М. Москаленко. Развитие правовой культуры
учащихся в современной школе . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .53
Н. Щуркова. Драма классного часа: разрушение
ключевого элемента воспитания . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .59
С. Семенака. Учитель и ученик: как созда¸тся пространство
отчуждения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .70
В. Созонов. Как воспитать нравственного человека
в безнравственных обстоятельствах? . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .79
3
Стр.3