Свидетельство о регистрации № 203 от 22 июня 1994 г. Учредители журнала: Министерство образования PФ, Российская академия образования, Педагогическое общество России, АНО «Издательский дом «Народное образование» Редакционная коллегия: Алексей Кушир, главный редактор журнала «Народное образование», кандидат психологических наук Игорь Бестужев-Лаа, академик РАО, председатель общественной организации «Педагогическое общество России» Светлаа Вишикиа, выпускающий редактор журнала «Народное образование», кандидат философских наук Алексар Новиков, академик РАО Алексар Кузецов, министр образования и науки Челябинской области Алексар Литвиов, заслуженный учитель РФ, директор СШ № 10 г. Лабинска Сергей Морозов, член Cоюза писателей РФ Валерия Мухиа, академик РАО Марк Поташик, академик РАО Ниа Целищева, выпускающий редактор журнала «Народное образование» Редакция: Светлана Лячина (ответственный секретарь), Татьяна Абрамова (редактор), Светлана Вишникина (редактор), Дмитрий Григорьев (консультант), Арсений Замостьянов (консультант), Тамара Ерегина (редактор), Ольга Подколзина (старший редактор), Евгений Руднев (редактор выпуска), Нина Целищева (выпускающий редактор), Елена Шишмакова (выпускающий редактор), Ирина Горская (перевод) Производство: Любовь Кучмиёва (зав. производством), Анна Ладанюк (дизайн), Ольга Денисова (художник), Максим Буланов (вёрстка), Артём Цыганков (технолог), Татьяна Денисьева (корректор) Адрес редакции: 109341, Москва, ул. <...> Тел./факс: (495) 345-52-00 E-mail: narob@yandex.ru; narodnoe@narodnoe.org »Нароое образоваие При созаии журала используются лицезиоые проукты копаии Adobe Systems Inc. <...> Зыков «Квадратура круга» образовательной системы в России: есть ли решение проблемы? <...> Информация к размышлению для тех, кому это положено делать по должности З.Б. Ефлова Социокультурная модернизация российского образования: две позиции — две тенденции О путях развития российского образования <...>
Народное_образование_№8_2013.pdf
00_Soderzhanie_8.qxd 08.10.2013 15:59 Page 1
ÈÇÄÀ¨ÒÑß С 1803 ГОДА (№1431)
Журнал основан имп. Александром I в 1803 году
НА
РОДНОЕ
ОБРАЗОВАНИЕ
Зарегистрирован Комитетом РФ по печати.
Свидетельство о регистрации № 203 от 22 июня 1994 г.
Учредители æóðíàëà: Министерство образования PФ, Российская академия образования,
Педагогическое общество России, АНО «Издательский дом «Народное образование»
Редакционная коллегия:
Алексей Êóøèð, главный редактор журнала «Народное образование»,
кандидат психологических наук
Игорь Áåñòóæåâ-Ëàà, академик РАО, председатель общественной организации
«Педагогическое общество России»
Ñâåòëàà Âèøèêèà, выпускающий редактор журнала «Народное образование»,
кандидат философских наук
Àëåêñàð Íîâèêîâ, академик РАО
Àëåêñàð Êóçåöîâ, министр образования и науки Челябинской области
Àëåêñàð Ëèòâèîâ, заслуженный учитель РФ, директор СШ № 10 г. Лабинска
Сергей Ìîðîçîâ, член Cоюза писателей РФ
Валерия Ìóõèà, академик РАО
Марк Ïîòàøèê, академик РАО
Íèà Öåëèùåâà, выпускающий редактор журнала «Народное образование»
Редакция:
Светлана Лячина (ответственный секретарь), Татьяна Абрамова (редактор),
Светлана Вишникина (редактор), Дмитрий Григорьев (консультант),
Арсений Замостьянов (консультант), Тамара Ерегина (редактор),
Ольга Подколзина (старший редактор), Евгений Руднев (редактор выпуска),
Нина Целищева (выпускающий редактор), Елена Шишмакова (выпускающий
редактор), Ирина Горская (перевод)
Производство: Любовь Кучмиёва (зав. производством), Анна Ладанюк (дизайн),
Ольга Денисова (художник), Максим Буланов (вёрстка),
Артём Цыганков (технолог), Татьяна Денисьева (корректор)
Адрес ðåäàêöèè: 109341, Москва, ул. Люблинская, д. 157, корп. 2.
Тел./факс: (495) 345-52-00 E-mail: narob@yandex.ru;
narodnoe@narodnoe.org
»Нароое образоваие
При ñîçàèè æóðàëà используются ëèöåçèîûå ïðîóêòû êîïàèè Adobe Systems Inc. (www.Adobe.ru)
¹8’2013
Стр.1
00_Soderzhanie_8.qxd 08.10.2013 15:59 Page 2
СОДЕРЖАНИЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПОЛИТИКА
М.Б. Зыков
«Квадратура круга»
образовательной системы
в России: есть ли решение
проблемы?
А.П. Бердашкевич
Каким будет закон
об образовании XXI века?
9
Философские, общетеоретические и методологические основания
образования. Внутренняя энергия развития нового человека.
Условия становления человека, обладающего совестью и социальной
ответственностью Способность самостоятельно решать проблемы.
16
Формирование российского отраслевого законодательства третьего
поколения. Основа государственного, муниципального и корпоративного
заказа на образование. Государственные ресурсы, объединённые сетями,
средствами дистанционного и электронного образования; обеспечение
кадровой, экономической и материально-технической поддержки.
В.П. Беспалько
Îáðàçîâàíèå-2013:
что с ним происходит?
Информация к размышлению для тех,
кому это положено делать по должности
З.Б. Ефлова
Социокультурная модернизация
российского образования:
две позиции — две тенденции
О путях развития российского образования
А.В. Могилев
Слово из тр¸х букв,
которое не нравится никому
М.Н. Поволяева,
И.Н. Попова
Неформальное образование:
развитие, вызовы и перспективы
23
Анализ проблем психолого-педагогического образования и школьной
политики. Выявление врождённых задатков учащихся к отдельным
видам деятельности, выделение доминант как средство наиболее
благоприятного выбора профессионального пути.
32
Анализ научных оснований модернизации российского образования.
Преодоление противоречий в российских реалиях.
37
ЕГЭ: накапливающиеся проблемы, потребность в изменениях,
подготовка заданий, итоговая аттестация, вступительные вузовские
испытания. Придание ЕГЭ более творческого, ориентированного
на профессиональный профиль, характера.
43
Неформальное образование в условиях развития образовательного
пространства современной России. Предпосылки и условия развития
неформального образования, специфика реализации на практике, роль
и влияние на модернизацию системы дополнительного образования.
2
Народное образование 8’2013
Стр.2
00_Soderzhanie_8.qxd 08.10.2013 15:59 Page 3
А.А. Хван
Какой учитель нам нужен?
Н.М. Ладнушкина
О дисциплинарной
ответственности учащихся
СОДЕРЖАНИЕ
49
Квалифицированные, высокообразованные, творческие учителя...
Потребность в дескриптивных (описательных) моделях, основанных на
эмпирических наблюдениях и отражающих реальное состояние дел.
57
Дисциплина в образовательном учреждении. Законодательные акты,
регулирующие поведение учащихся. Проступок учащегося и педагогическое
воздействие. Роль образовательного учреждения в вопросах дисциплинарной
ответственности.
НАРОДНЫЙ ПРОЕКТ
Т.Н. Немирич
Социальные функции
сельской школы:
опыт и инновации
65
Проблемы российского образования и роль сельской школы в их
решении. Актуальные направления работы. Исследование мотивации
учащихся охваченных и неохваченных производственным воспитанием.
Включение школьников в преобразование сельского социума.
УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЕМ
А.О. Зоткин
Региональная сетевая
инфраструктура — механизм
реализации федеральных
государственных
образовательных стандартов
М.М. Поташник,
А.В. Соложнин
Муниципальная
образовательная система:
условия функционирования
и развития
Ю.А. Бурдельная
Руководитель и его
заместители планируют
и организуют мониторинг
и контроль в соответствии
с федеральным стандартом
3
85
Проектирование образовательного процесса и результатов в условиях
образовательного учреждения.
69
Качественное изменение системы образования на региональном уровне.
Региональная сетевая инфраструктура как сеть проектов. Преодоление
локализации нововведений на уровне школы. Региональный банк разработок.
Образовательное сообщество. Сотрудничество вузов и общеобразовательных
учреждений. Влияние вузов на изменение содержания
и качество общего образования. Сопровождение и поддержка внедрения
образовательных программ.
75
Классификация основных условий, необходимых для функционирования
и развития образования. Содержательное и документальное обеспечение.
Народное образование 8’2013
Стр.3