Свидетельство о регистрации № 203 от 22 июня 1994 г. Учредители журнала: Министерство образования PФ, Российская академия образования, Педагогическое общество России, АНО «Издательский дом «Народное образование» Редакционная коллегия: Алексей Кушир, главный редактор журнала «Народное образование», кандидат психологических наук Игорь Бестужев-Лаа, академик РАО, председатель общественной организации «Педагогическое общество России» Светлаа Вишикиа, выпускающий редактор журнала «Народное образование», кандидат философских наук Алексар Новиков, академик РАО Алексар Кузецов, министр образования и науки Челябинской области Алексар Литвиов, заслуженный учитель РФ, директор СШ № 10 г. Лабинска Сергей Морозов, член Cоюза писателей РФ Валерия Мухиа, академик РАО Марк Поташик, академик РАО Ниа Целищева, выпускающий редактор журнала «Народное образование» Светлана Лячина (ответственный секретарь), Татьяна Абрамова (редактор), Светлана Вишникина (выпускающий редактор), Дмитрий Григорьев (консультант), Арсений Замостьянов (консультант), Тамара Ерегина (редактор), Ольга Подколзина (старший редактор), Евгений Руднев (выпускающий редактор), Нина Целищева (редактор выпуска), Елена Шишмакова (выпускающий редактор), Ирина Горская (перевод) Редакция: Производство: Любовь Кучмиёва (зав. производством), Анна Ладанюк (дизайн), Ольга Денисова (художник), Максим Буланов (вёрстка), Артём Цыганков (технолог), Татьяна Денисьева (корректор) Адрес редакции: 109341, Москва, ул. <...> Аверкин, О.М. Зайченко Ипользование результатов оценки учебных достижений школьников: комплексный подход 89 Оценка качества образования школьников важна не только детям и учителям. <...> 3 Народное образование 4’2013 00_Soderzhanie_4.qxd 16.05.2013 18:49 Page 4 СОДЕРЖАНИЕ О.Г. Красношлыкова, Г.А. Вертохвостова, З.И. Сушкевич Повышение квалификационной категории без нервотр¸пки Два года система образования Кемеровской области работает по новому Порядку <...>
Народное_образование_№4_2013.pdf
00_Soderzhanie_4.qxd 16.05.2013 18:49 Page 1
ÈÇÄÀ¨ÒÑß С 1803 ГОДА (№1427)
Журнал основан имп. Александром I в 1803 году
НА
РОДНОЕ
ОБРАЗОВАНИЕ
Зарегистрирован Комитетом РФ по печати.
Свидетельство о регистрации № 203 от 22 июня 1994 г.
Учредители æóðíàëà: Министерство образования PФ, Российская академия образования,
Педагогическое общество России, АНО «Издательский дом «Народное образование»
Редакционная коллегия:
Алексей Êóøèð, главный редактор журнала «Народное образование»,
кандидат психологических наук
Игорь Áåñòóæåâ-Ëàà, академик РАО, председатель общественной организации
«Педагогическое общество России»
Ñâåòëàà Âèøèêèà, выпускающий редактор журнала «Народное образование»,
кандидат философских наук
Àëåêñàð Íîâèêîâ, академик РАО
Àëåêñàð Êóçåöîâ, министр образования и науки Челябинской области
Àëåêñàð Ëèòâèîâ, заслуженный учитель РФ, директор СШ № 10 г. Лабинска
Сергей Ìîðîçîâ, член Cоюза писателей РФ
Валерия Ìóõèà, академик РАО
Марк Ïîòàøèê, академик РАО
Íèà Öåëèùåâà, выпускающий редактор журнала «Народное образование»
Светлана Лячина (ответственный секретарь), Татьяна Абрамова (редактор),
Светлана Вишникина (выпускающий редактор), Дмитрий Григорьев (консультант),
Арсений Замостьянов (консультант), Тамара Ерегина (редактор),
Ольга Подколзина (старший редактор), Евгений Руднев (выпускающий редактор),
Нина Целищева (редактор выпуска), Елена Шишмакова (выпускающий редактор),
Ирина Горская (перевод)
Редакция:
Производство: Любовь Кучмиёва (зав. производством), Анна Ладанюк (дизайн),
Ольга Денисова (художник), Максим Буланов (вёрстка),
Артём Цыганков (технолог), Татьяна Денисьева (корректор)
Адрес ðåäàêöèè: 109341, Москва, ул. Люблинская, д. 157, корп. 2.
Тел./факс: (495) 345-52-00 E-mail: narob@yandex.ru;
narodnoe@narodnoe.org
»Нароое образоваие
При ñîçàèè æóðàëà используются ëèöåçèîûå ïðîóêòû êîïàèè Adobe Systems Inc. (www.Adobe.ru)
¹4’2013
Стр.1
00_Soderzhanie_4.qxd 16.05.2013 18:49 Page 2
СОДЕРЖАНИЕ
Н.И. Целищева
Профессия государственного
значения
Сводить е¸ к сфере услуг — преступление
перед обществом и страной
11
Педагогическая профессия перешла в сферу услуг. Учитель формирует
народ, а не торгует за прилавком или делает стрижку.
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПОЛИТИКА
А.С. Владимиров
Современные технологии:
новые возможности образования
высокого качества
Е.Б. Куркин
Можно ли строить школу
на недоверии?
А.П. Бердашкевич,
Н.А. Воронина
Тенденции развития
отечественного законодательства
в сфере образования
А.Б. Вифлеемский
Деградация... по Закону
39
Конституционные обязательства государства в реальной жизни.
Лицеи и гимназии: останется лишь их наименование. «Оптимизация»
сельских школ.
19
Современные образовательные технологии и инновационные проекты.
28
Закрытость школы влечёт за собой недоверие к ней общества. Новая
реформируемая школа нуждается в доверии не только учеников, но и их
родителей.
35
Базовые принципы законодательства: преобразования и ориентиры.
Нормативные правовые акты.
2
Народное образование 4’2013
Стр.2
00_Soderzhanie_4.qxd 16.05.2013 18:49 Page 3
СОДЕРЖАНИЕ
В.К. Загвоздкин
Стандарты дошкольного
образования: есть проблемы
М.М. Поташник
Жизнь и судьба Большого
Гадюкина: пять лет спустя
Е.Л. Болотова
Правовое положение
классного руководителя
47
Автор размышляет о стандартах дошкольного образования: не уровень
готовности к школе должны они отражать, а условия и способы
развития детей.
57
Письма о неблагополучии в системе образования. Нищенская зарплата
методистов. Некомпетентное руководство. Кому направляется стимулирующая
часть фонда заплаты. Отношение к школе и учителю.
69
Обязанности классного руководителя в начальной и средней школе.
Правовое обеспечение и оплата труда классного руководителя,
его статус и функции, формы работы, поощрение.
НАРОДНЫЙ ПРОЕКТ
Соревнуются
трудовые школы России
В Подмосковье прош¸л
XI Международный конкурс
имени А.С. Макаренко
Дмитрий Гончар
Гости конкурса: идеи,
мастер-классы, «круглые столы»
А.А. Фролов
Труд и «хозяйствование» —
основа социальной
педагогики А.С. Макаренко
75
В Подмосковье прошёл XI Международный конкурс им. А.С. Макаренко.
79
Международный конкурс трудовых школ всегда становится
своеобразным курсом повышения квалификации учителей.
85
Принципы народной педагогики. Условия развития школ-хозяйств.
Воспитательный коллектив и «логика хозяйствования» в практике
А.С. Макаренко. Педагогика параллельного действия.
УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЕМ
В.Н. Аверкин,
О.М. Зайченко
Ипользование результатов
оценки учебных
достижений школьников:
комплексный подход
89
Оценка качества образования школьников важна не только детям
и учителям. При современном вдумчивом управлении образованием она
становится основой принятия важных управленческих решений.
3
Народное образование 4’2013
Стр.3