Передающая, порождающая и преобразующая педагогика в истории, теории и практике образования . <...> Проблемы и тенденции развития исторического образования в современной России в мировом контексте. <...> О проблемах реализации концепции модернизации математического образования. <...> Облачные вычисления в организации образовательной деятельности . <...> Применение технологии адаптивного обучения к проектированию урока. <...> Перепечатка и копирование материалов журнала возможны с согласия автора в письменной форме © Школьные технологии, 2014 Издательский дом «Народное образование», НИИ школьных технологий. <...> Email: market@narodnoe.org Указатель статей, опубликованных в журнале «Школьные технологии» в 2014 году . <...> Критериальное оценивание: что это такое и как оно работает . <...> «Вертикальная математика для всех» как набросок продуктивного учебника . <...> Только в обществе специальная деКОРНЕТОВ Г.Б. ПЕРЕДАЮЩАЯ, ПОРОЖДАЮЩАЯ И ПРЕОБРАЗУЮЩАЯ ПЕДАГОГИКА В ИСТОРИИ, ТЕОРИИ И ПРАКТИКЕ ОБРАЗОВАНИЯ ST_6_14 indd ST_6_14.indd. <...> ШКОЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ 6’2014 Зримый поворот к идеалам и методам порождающей педагогики начался на Западе и в России в последней трети XIX в., когда мощный рывок сделало антропологическое знание, появилась экспериментальная психология и экспериментальная педагогика, возникла педология, как комплексная наука о ребёнке. <...> Тезисы о Фейербахе // http:// lugovoy-k.narod.ru/marx/03/01.htm 8 Преобразующая педагогика — явление значительно более позднее, чем рассмотренная выше предающая и порождающая педагогика. <...> 9 11.12.2014 18:05:11 11.12.2014 18:05:11 Проблемы и тенденции развития исторического образования в современной России в мировом контексте Евгений Евгеньевич Вяземский, главный научный сотрудник Института содержания средств и методов обучения РАО, профессор АПКиППРО, доктор педагогических наук, кандидат исторических наук, viazemskiy@rambler.ru • общее образование • система общего исторического образования • стратегия развития общего исторического образования • вызовы глобализации <...>
Школьные_технологии_№6_2014.pdf
Содержание
Корнетов Г.Б. Передающая, порождающая
и преобразующая педагогика в истории,
теории и практике образования . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .3
Вяземский Е.Е. Проблемы и тенденции развития
исторического образования в современной России
в мировом контексте. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .10
Сидоров Н.Р. История и философия
отечественного народного образования.
Главы из книги (в сокращении) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .23
Тестов В.А. О проблемах реализации концепции
модернизации математического образования. . . . . . . . .32
Коробкова Е.Н. Удивление как возможность
формирования культурного опыта личности . . . . . . . . . .40
Аксёнова Э.А. Развитие информального
образования за рубежом . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .49
Свирина Н.М. Точки отсчёта в школьном
обучении литературе . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .58
Медкова Е.С. Возможности технологии графов
в осмыслении произведений изобразительного
искусства . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .65
Зарегистрирован
Комитетом Российской
Федерации по печати.
Свидетельство
о регистрации средства
массовой информации
№ 013973 от 31 июля 1995 г.
Мирошкина М.Р. Взаимодействие
образовательных организаций и детских
общественных объединений. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .80
Клепиков В.Н. Формирование эстетической
культуры учащихся в современной школе . . . . . . . . . . . .90
Голицына И.Н. Облачные вычисления
в организации образовательной деятельности . . . . . . . .99
Попова Г.М., Рябова Е.С. Применение технологии
адаптивного обучения к проектированию урока. . . . . .108
ST_6_14 indd
ST_6_14.indd.
1
11.12.2014 18:05:10
11.12.2014 18:05:10
Научно-практический журнал
Стр.1
Экспертный совет
Бершадский М.Е.,
кандидат
педагогических наук
Богданова Д.А.,
кандидат
педагогических наук
Гузеев В.В.,
доктор
педагогических наук
Кушнир А.М.,
кандидат
психологических наук
Обухов А.С.,
кандидат
психологических наук
Остапенко А.А.,
доктор
педагогических наук
Прутченков А.С.,
доктор
педагогических наук
Родионов М.А.
доктор
педагогических наук
Главный редактор
Алексей Кушнир
Редакторы
Елена Лосевская,
Евгений Пятаков
Ответственный
секретарь
Светлана Лячина
Корректор
Татьяна Денисьева
Вёрстка
Галина Нефёдова
© Все права на тексты
принадлежат авторам.
Перепечатка
и копирование материалов
журнала возможны
с согласия автора
в письменной форме
© Школьные
технологии, 2014
Издательский дом
«Народное
образование»,
НИИ школьных
технологий.
109341, Москва,
ул. Люблинская, д. 157,
корп. 2.
Тел.: (495) 3455900
Email:
kushnir@narodnoe.org
Издаётся при участии Издательского дома «Народное образование»,
Научноисследовательского института школьных технологий, Москва.
Мнение редакции может не совпадать с мнением автора.
Ответственность за фактическое содержание материалов несёт автор.
Ответственность за соблюдение прав третьих лиц несёт автор.
Ответственность за содержание рекламных материалов несёт рекламодатель.
Продажа:
ООО «НИИ школьных технологий». 109341, г. Москва, ул. Люблинская, д. 157, корп. 2.
Многоканальный тел./факс: (495) 345-52-00. Email: market@narodnoe.org
Указатель статей, опубликованных в журнале «Школьные
технологии» в 2014 году . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 173
Школьные образовательные стандарты: границы
возможного (материалы дискуссии) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 160
Ступницкая М.А. Критериальное оценивание:
что это такое и как оно работает . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 129
Подлиняев О.Л. Учёт нейропсихологических особенностей
учащихся в образовательном процессе . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 152
Баданова Н.М., Баданов А.Г. Интерактивные
викторины в PowerPoint . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 119
Когаловский С.Р. «Вертикальная математика для всех»
как набросок продуктивного учебника . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 124
Уважаемые коллеги!
Мы при ни ма ем к пе ча ти ма те ри а лы, от ве ча ю щие про фи лю жур на ла,
не пуб ли ко вав ши е ся ра нее в дру гих от рас ле вых из да ни ях.
Объ ём пре до став ля е мо го ма те ри а ла (вклю чая сно с ки, таб ли цы
и ри сун ки) не дол жен пре вы шать 40 ты сяч зна ков с про бе ла ми.
Фо то гра фии и гра фи че с кие ри сун ки к ста ть ям при сы ла ют ся в форма
те jpg, tif с раз ре ше ни ем от 300 dpi. Ссыл ки на ли те ра ту ру де ла ются
в тек с те пу тём по ст ра нич ных сно сок на рус ском и ан г лий ском
язы ках.
Ста тья долж на со про вож дать ся ан но та ци ей на русском и
английском языках, а также выборкой ключевых слов. В вы ходных
дан ных ста тьи ука зы вают ся имя, от че ст во и фа ми лия ав то ра/
ав то ров пол но стью, крат кие све де ния (учё ная сте пень, зва ние,
ме с то ра бо ты, долж ность), а так же кон такт ные те ле фо ны, поч товый
ад рес с ин дек сом и email. Ма те ри а лы для пуб ли ка ции представ
ля ют ся в эле к трон ном ви де. Рас смо т ре ние ма те ри а лов су щест
вен но ус ко рит ся при на ли чии двух ре цен зий спе ци а ли с тов,
из ве ст ных в со от вет ст ву ю щей об ла с ти зна ний. Пла та за пуб ли кацию
не взи ма ет ся.
ST_6_14 indd
ST_6_14.indd.
2
11.12.2014 18:05:11
11.12.2014 18:05:11
Стр.2
Передающая, порождающая
и преобразующая педагогика в истории,
теории и практике образования
Григорий Борисович Корнетов,
профессор, заведующий кафедрой педагогики Академии социального управления,
доктор педагогических наук
• передающая педагогика • порождающая педагогика • преобразующая педагогика •
В 2010 г. в серии «Образование: мировой
бестселлер» издательство «Просвещение»
выпустило книгу «Школы, которые учатся:
книга ресурсов пятой дисциплины»1. В этой
книге американские авторы Нельда Кэмбро-Маккейб
и Дженикс Даттон размышляют
о трёх педагогиках, которые они соответственно
называют передающей, порождающей
и преобразующей2. Причём передающую
педагогику они оценивают однозначно
негативно, а в качестве наиболее эффективной
и перспективной рассматривают
преобразующую педагогику.
Передающую педагогику в первом приближении
можно определить как педагогику,
которая базируется на механизмах трансляции
накопленного общественного опыта от
старших поколений младшим, подрастающим
поколениям. Задача учителя заключается
в том, чтобы обеспечить передачу специального
педагогически адаптированного
опыта (содержания образования) посредством
использования соответствующих педагогических
форм, методов и средств. Задача
ученика заключается в том, чтобы
усвоить этот опыт и, по возможности, научиться
его применять. То есть речь идёт
об организации образования, прежде всего,
посредством передачи — усвоения готового
знания и способов деятельности и их безусловном
достаточно пассивном принятии
учеником.
Порождающую педагогику можно определить
как педагогику, в основе которой леШКОЛЬНЫЕ
ТЕХНОЛОГИИ 6’2014
жит установка на необходимость отказаться
от передачи ученикам готового знания и изменить
его позицию «пассивного слушателя»,
«впитывающего» предлагаемые знания
на позицию «активного созидателя» собственных
знаний в процессе исследования
и совместной деятельности под руководством
учителя. В рамках этой модели перед
учителем стоит задача обеспечить создание
необходимых педагогических условий
для поддержки его познавательной активности,
самостоятельного поиска и «открытия»
знания ученика, для освоения им
различных методов «добывания знаний» и
овладения способами практического, как
репродуктивного, так и творческого, использования
этих методов в своей жизни.
Преобразующая педагогика — это педагогика,
которая ставит во главу угла необходимость
органичного соединения процесса
образования подрастающих поколений
с участием учеников в практическом преобразовании
окружающего мира. Только таким
образом формирующийся человек может
стать активным, самостоятельным,
независимым, ответственным субъектом
социального действия. Субъектом, сознательно
изменяющим обстоятельства своей
жизни и жизни общества
(сообщества)
и одновременно
изменяющим и освобождающим
от
различных деструктивных
форм угне1
Школы, которые учатся: книга ресурсов
пятой дисциплины / П. Сенге, Н. Кэмброн-Маккейб,
Дж. Даттон и др. / пер.
Л.В. Трубицыной. М.: Просвещение,
2010. — 575 с.
2 См.: Там же. С. 209–217.
3
ST_6_14 indd
ST_6_14.indd.
3
11.12.2014 18:05:11
11.12.2014 18:05:11
Стр.3