Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 636046)
Контекстум
Руконтекст антиплагиат система

Русское искусство конца XIX - начала XX века (250,00 руб.)

0   0
Первый авторМоскалюк М. В.
ИздательствоСиб. федер. ун-т
Страниц258
ID245611
АннотацияПредставлена история изобразительного искусства конца XIX – начала XX века. Дано современное понимание стиля модерн, проанализированы особенности русского символизма, импрессионизма и других стилистических направлений. Рассмотрены новые принципы формообразования в скульптуре и основные достижения московского и петербургского модерна в архитектуре.
Кем рекомендованоУчебно-методическим объединением по классическому университетскому образованию в качестве учебного пособия для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению подготовки «История искусства» (031501 «Искусствоведение»)
Кому рекомендованоДля студентов-искусствоведов, студентов гуманитарных факультетов вузов, а также широкого круга читателей, интересующихся изобразительным искусством.
ISBN978-5-7638-2489-6
УДК75.03(47+57)(07)
ББК85.103(2)6я73
Москалюк, М. В. Русское искусство конца XIX - начала XX века : учеб. пособие / М. В. Москалюк .— Красноярск : Сиб. федер. ун-т, 2012 .— 258 с. — ISBN 978-5-7638-2489-6 .— URL: https://rucont.ru/efd/245611 (дата обращения: 16.05.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Министерство образования и науки Российской Федерации Сибирский федеральный университет М.В. Москалюк Русское искусство конца XIX – начала XX века Допущено Учебно-методическим объединением по классическому университетскому образованию в качестве учебного пособия для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению подготовки «История искусства» (031501 «Искусствоведение») Красноярск СФУ 2012 УДК 75.03 (47+57)(07) ББК 85.103 (2) 6я73 М 82 Рецензенты: Н.П. Копцева, доктор философских наук, профессор; Т.М. Степанская, доктор искусствоведения, профессор Москалюк, М. <...> М 82 Русское искусство конца XIX – начала XX века: учеб. пособие. <...> Ведущие мастера русской пластики рубежа веков . <...> ВЕДУЩИЕ МАСТЕРА И ОСНОВНАЯ ПРОБЛЕМАТИКА ИСКУССТВА КОНЦА XIX – НАЧАЛА XX ВЕКА . <...> Черты национально-романтического модерна в историческом жанре Андрея Рябушкина . <...> Художественно-общественная деятельность и творчество первого поколения мирискусников . <...> Исторический обзор разнообразных публикаций отечественного искусствознания показывает, что изучение проблем, касающихся русского искусства рубежного времени, имело место на протяжении всего ХХ века – начиная непосредственно с 1890-х годов и самых близких к обозначенному периоду 1920-1930-х годов вплоть до наших дней. <...> Несомненно, что анализ отечественной историографии художественных процессов конца ХIХ – начала XX века значительно осложнен тем, что достаточно долго в нем сосуществовали крайне противоположные идеологические позиции: исследуемые искусство и культура развивались в период царской России, а основная часть рефлексии проводилась историками искусства советского периода. <...> Не по5 рывая с традицией, такие художники, как В.А. Серов, И.И. Левитан, М.А. Врубель, К.И. Коровин, В.Э. Борисов-Мусатов, К.А. Сомов, Ф.А. Малявин и многие-многие другие, своим творчеством заявляют о принадлежности к «свободному реализму» (термин А.Н. Бенуа), подчеркивают индивидуальность живописной стилистики <...>
Русское_искусство_Конца_XIX_-_начала_XX_века.pdf
Министерство образования и науки Российской Федерации Сибирский федеральный университет М.В. Москалюк Русское искусство конца XIX – начала XX века Допущено Учебно-методическим объединением по классическому университетскому образованию в качестве учебного пособия для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению подготовки «История искусства» (031501 «Искусствоведение») Красноярск СФУ 2012
Стр.2
УДК 75.03 (47+57)(07) ББК 85.103 (2) 6я73 М 82 Рецензенты: Н.П. Копцева, доктор философских наук, профессор; Т.М. Степанская, доктор искусствоведения, профессор Москалюк, М.В. М 82 Русское искусство конца XIX – начала XX века: учеб. пособие. – Красноярск: Сибирский федеральный университет, 2012. – 257 с: ил.+1 электрон. опт. диск (СД) ISBN 978-5-7638-2489-6 Представлена история изобразительного искусства конца XIX – начала XX века. Дано современное понимание стиля модерн, проанализированы особенности русского символизма, импрессионизма и других стилистических направлений. Рассмотрены новые принципы формообразования в скульптуре и основные достижения московского и петербургского модерна в архитектуре. По всем темам на CD-диске в 30 презентациях дается изобразительный ряд, включающий около 1000 изображений. Для студентов-искусствоведов, студентов гуманитарных факультетов вузов, а также широкого круга читателей, интересующихся изобразительным искусством. На обложке использованы фрагменты картин М.В. Нестерова «Великий постриг», 1898, и В.Э Борисова-Мусатова «Водоем», 1902. УДК 75.03 (47+57)(07) ББК 85.103 (2) 6я73 ISBN 978-5-7638-2489-6 © Сибирский федеральный университет, 2012
Стр.3
Оглавление ВВЕДЕНИЕ ...............................................................................................................5 ГЛАВА 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РУССКОГО ИСКУССТВА КОНЦА XIX – НАЧАЛА XX ВЕКА ...................................................18 1.1. Общественно-художественные процессы рубежа веков .................18 1.2. Новое понимание задач искусства .....................................................21 1.3. Видоизменение национальной идеи .................................................24 1.4. Основные стилевые направления ......................................................27 ГЛАВА 2. СТИЛЬ МОДЕРН В РУССКОМ ИСКУССТВЕ.............................31 1.1. Идеология и формообразование модерна .........................................31 2.2. Периодические издания .....................................................................33 2.3. Декоративно-прикладное искусство модерна ..................................35 2.4. Абрамцево и Талашкино как центры формирования «неорусского» стиля ............................................................................38 2.5. Значение стиля модерн ........................................................................43 ГЛАВА 3. АРХИТЕКТУРА КОНЦА XIX – НАЧАЛА XX ВЕКА ...................46 3.1. Общая характеристика ........................................................................46 3.2. Национально-романтический вариант модерна ..............................48 3.3. «Неорусские» тенденции в творчестве А.В. Щусева ......................52 3.4. Интернациональный вариант модерна .............................................55 3.5. Особенности московского и петербургского модерна ....................56 3.6. Рационализм и ретроспективные тенденции. Неоклассицизм ......70 ГЛАВА 4. СКУЛЬПТУРА НА РУБЕЖЕ XIX И XX СТОЛЕТИЙ ..................78 4.1. Поиски нового пластического языка .................................................78 4.2. Индивидуальность и стиль. Ведущие мастера русской пластики рубежа веков ........................................................................83 ГЛАВА 5. ВЕДУЩИЕ МАСТЕРА И ОСНОВНАЯ ПРОБЛЕМАТИКА ИСКУССТВА КОНЦА XIX – НАЧАЛА XX ВЕКА ......................109 5.1. Традиции и новаторство в творчестве Серова ...............................109 5.2. Национально-религиозные поиски Михаила Нестерова .............115 5.3. Художественная трансформация реальности в творчестве Михаила Врубеля ...............................................................................121 5.4. Черты национально-романтического модерна в историческом жанре Андрея Рябушкина .................................................................125 3
Стр.4
ГЛАВА 6. СОЮЗ РУССКИХ ХУДОЖНИКОВ ...............................................132 6.1. История создания и функционирования Союза русских художников ..132 6.2. Особенности русского импрессионизма ........................................134 6.3. Творчество Константина Коровина .................................................134 6.4. Пейзажная живопись начала XX века .............................................138 6.5. Специфика темы России в крестьянских образах Абрама Архипова и Филиппа Малявина .......................................................150 ГЛАВА 7. «МИР ИСКУССТВА» ........................................................................157 7.1. «Мир искусства» как комплекс явлений художественной жизни рубежа веков ...........................................................................157 7.2. Особенности станкового творчества мирискусников: сюжеты, мотивы ..161 7.3. Художественно-общественная деятельность и творчество первого поколения мирискусников ..................................................164 7.4. Искусство книги в конце XIX – начале XX века ...........................180 7.5. Ведущие представители второго поколения объединения «Мир искусства» ...............................................................................186 ГЛАВА 8. РУССКИЙ СИМВОЛИЗМ ...............................................................198 8.1. Особенности символизма в изобразительном искусстве .............198 8.2. Основные этапы символистского движения .................................200 8.3. Отличия западноевропейского и российского символизма .........203 8.4. Живописный символизм Борисова-Мусатова ................................204 8.5. «Голубая роза» ...................................................................................207 8.6. Голуборозовцы и театр .....................................................................219 8.7. Поздний символизм Петрова-Водкина ...........................................221 ГЛАВА 9. НАПРАВЛЕНИЯ РАННЕГО АВАНГАРДА ...................................226 9.1. «Бубновый валет». История создания и функционирования .......226 9.2. Стилистические особенности, эстетика «Бубнового валета» .....228 9.3. Портретная концепция бубнововалетцев .......................................230 9.4. Натюрморт в творчестве бубнововалетовцев .................................231 9.5. Обнаженная натура «ню» .................................................................233 9.6. Поздний период «Бубнового валета». Значение художественных исканий бубнововалетовцев ..............................................................242 9.7. Проявления авангарда в творчестве Михаила Ларионова и Натальи Гончаровой ........................................................................244 ЗАКЛЮЧЕНИЕ ....................................................................................................251 4
Стр.5