Министерство образования и науки Российской Федерации Сибирский федеральный университет М.В. Москалюк Русское искусство конца XIX – начала XX века Допущено Учебно-методическим объединением по классическому университетскому образованию в качестве учебного пособия для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению подготовки «История искусства» (031501 «Искусствоведение») Красноярск СФУ 2012 УДК 75.03 (47+57)(07) ББК 85.103 (2) 6я73 М 82 Рецензенты: Н.П. Копцева, доктор философских наук, профессор; Т.М. Степанская, доктор искусствоведения, профессор Москалюк, М. <...> М 82 Русское искусство конца XIX – начала XX века: учеб. пособие. <...> Ведущие мастера русской пластики рубежа веков . <...> ВЕДУЩИЕ МАСТЕРА И ОСНОВНАЯ ПРОБЛЕМАТИКА ИСКУССТВА КОНЦА XIX – НАЧАЛА XX ВЕКА . <...> Черты национально-романтического модерна в историческом жанре Андрея Рябушкина . <...> Художественно-общественная деятельность и творчество первого поколения мирискусников . <...> Исторический обзор разнообразных публикаций отечественного искусствознания показывает, что изучение проблем, касающихся русского искусства рубежного времени, имело место на протяжении всего ХХ века – начиная непосредственно с 1890-х годов и самых близких к обозначенному периоду 1920-1930-х годов вплоть до наших дней. <...> Несомненно, что анализ отечественной историографии художественных процессов конца ХIХ – начала XX века значительно осложнен тем, что достаточно долго в нем сосуществовали крайне противоположные идеологические позиции: исследуемые искусство и культура развивались в период царской России, а основная часть рефлексии проводилась историками искусства советского периода. <...> Не по5 рывая с традицией, такие художники, как В.А. Серов, И.И. Левитан, М.А. Врубель, К.И. Коровин, В.Э. Борисов-Мусатов, К.А. Сомов, Ф.А. Малявин и многие-многие другие, своим творчеством заявляют о принадлежности к «свободному реализму» (термин А.Н. Бенуа), подчеркивают индивидуальность живописной стилистики <...>
Русское_искусство_Конца_XIX_-_начала_XX_века.pdf
Министерство образования и науки Российской Федерации
Сибирский федеральный университет
М.В. Москалюк
Русское искусство
конца XIX – начала XX века
Допущено Учебно-методическим объединением
по классическому университетскому образованию
в качестве учебного пособия для студентов
высших учебных заведений, обучающихся по направлению
подготовки «История искусства» (031501 «Искусствоведение»)
Красноярск
СФУ
2012
Стр.2
УДК 75.03 (47+57)(07)
ББК 85.103 (2) 6я73
М 82
Рецензенты: Н.П. Копцева, доктор философских наук, профессор;
Т.М. Степанская, доктор искусствоведения, профессор
Москалюк, М.В.
М 82 Русское искусство конца XIX – начала XX века: учеб. пособие.
– Красноярск: Сибирский федеральный университет, 2012. –
257 с: ил.+1 электрон. опт. диск (СД)
ISBN 978-5-7638-2489-6
Представлена история изобразительного искусства конца XIX – начала
XX века. Дано современное понимание стиля модерн, проанализированы особенности
русского символизма, импрессионизма и других стилистических
направлений. Рассмотрены новые принципы формообразования в скульптуре
и основные достижения московского и петербургского модерна в архитектуре.
По всем темам на CD-диске в 30 презентациях дается изобразительный ряд,
включающий около 1000 изображений.
Для студентов-искусствоведов, студентов гуманитарных факультетов
вузов, а также широкого круга читателей, интересующихся изобразительным
искусством.
На обложке использованы фрагменты картин М.В. Нестерова «Великий
постриг», 1898, и В.Э Борисова-Мусатова «Водоем», 1902.
УДК 75.03 (47+57)(07)
ББК 85.103 (2) 6я73
ISBN 978-5-7638-2489-6
© Сибирский
федеральный
университет, 2012
Стр.3
Оглавление
ВВЕДЕНИЕ ...............................................................................................................5
ГЛАВА 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РУССКОГО ИСКУССТВА
КОНЦА XIX – НАЧАЛА XX ВЕКА ...................................................18
1.1. Общественно-художественные процессы рубежа веков .................18
1.2. Новое понимание задач искусства .....................................................21
1.3. Видоизменение национальной идеи .................................................24
1.4. Основные стилевые направления ......................................................27
ГЛАВА 2. СТИЛЬ МОДЕРН В РУССКОМ ИСКУССТВЕ.............................31
1.1. Идеология и формообразование модерна .........................................31
2.2. Периодические издания .....................................................................33
2.3. Декоративно-прикладное искусство модерна ..................................35
2.4. Абрамцево и Талашкино как центры формирования
«неорусского» стиля ............................................................................38
2.5. Значение стиля модерн ........................................................................43
ГЛАВА 3. АРХИТЕКТУРА КОНЦА XIX – НАЧАЛА XX ВЕКА ...................46
3.1. Общая характеристика ........................................................................46
3.2. Национально-романтический вариант модерна ..............................48
3.3. «Неорусские» тенденции в творчестве А.В. Щусева ......................52
3.4. Интернациональный вариант модерна .............................................55
3.5. Особенности московского и петербургского модерна ....................56
3.6. Рационализм и ретроспективные тенденции. Неоклассицизм ......70
ГЛАВА 4. СКУЛЬПТУРА НА РУБЕЖЕ XIX И XX СТОЛЕТИЙ ..................78
4.1. Поиски нового пластического языка .................................................78
4.2. Индивидуальность и стиль. Ведущие мастера русской
пластики рубежа веков ........................................................................83
ГЛАВА 5. ВЕДУЩИЕ МАСТЕРА И ОСНОВНАЯ ПРОБЛЕМАТИКА
ИСКУССТВА КОНЦА XIX – НАЧАЛА XX ВЕКА ......................109
5.1. Традиции и новаторство в творчестве Серова ...............................109
5.2. Национально-религиозные поиски Михаила Нестерова .............115
5.3. Художественная трансформация реальности в творчестве
Михаила Врубеля ...............................................................................121
5.4. Черты национально-романтического модерна в историческом
жанре Андрея Рябушкина .................................................................125
3
Стр.4
ГЛАВА 6. СОЮЗ РУССКИХ ХУДОЖНИКОВ ...............................................132
6.1. История создания и функционирования Союза русских художников ..132
6.2. Особенности русского импрессионизма ........................................134
6.3. Творчество Константина Коровина .................................................134
6.4. Пейзажная живопись начала XX века .............................................138
6.5. Специфика темы России в крестьянских образах Абрама
Архипова и Филиппа Малявина .......................................................150
ГЛАВА 7. «МИР ИСКУССТВА» ........................................................................157
7.1. «Мир искусства» как комплекс явлений художественной
жизни рубежа веков ...........................................................................157
7.2. Особенности станкового творчества мирискусников: сюжеты, мотивы ..161
7.3. Художественно-общественная деятельность и творчество
первого поколения мирискусников ..................................................164
7.4. Искусство книги в конце XIX – начале XX века ...........................180
7.5. Ведущие представители второго поколения объединения
«Мир искусства» ...............................................................................186
ГЛАВА 8. РУССКИЙ СИМВОЛИЗМ ...............................................................198
8.1. Особенности символизма в изобразительном искусстве .............198
8.2. Основные этапы символистского движения .................................200
8.3. Отличия западноевропейского и российского символизма .........203
8.4. Живописный символизм Борисова-Мусатова ................................204
8.5. «Голубая роза» ...................................................................................207
8.6. Голуборозовцы и театр .....................................................................219
8.7. Поздний символизм Петрова-Водкина ...........................................221
ГЛАВА 9. НАПРАВЛЕНИЯ РАННЕГО АВАНГАРДА ...................................226
9.1. «Бубновый валет». История создания и функционирования .......226
9.2. Стилистические особенности, эстетика «Бубнового валета» .....228
9.3. Портретная концепция бубнововалетцев .......................................230
9.4. Натюрморт в творчестве бубнововалетовцев .................................231
9.5. Обнаженная натура «ню» .................................................................233
9.6. Поздний период «Бубнового валета». Значение художественных
исканий бубнововалетовцев ..............................................................242
9.7. Проявления авангарда в творчестве Михаила Ларионова
и Натальи Гончаровой ........................................................................244
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ....................................................................................................251
4
Стр.5