Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 636760)
Контекстум
Электро-2024

Русский спортивный дискурс: лингвокогнитивное исследование (1500,00 руб.)

0   0
Первый авторМалышева Е. Г.
ИздательствоМ.: ФЛИНТА
Страниц369
ID244423
АннотацияСпорт позволяет человеку осознать его общность с соотечественниками, оценить собственную национальную идентичность, испытать чувство гордости за свою родину. Изучая сферу спортивной коммуникации, нельзя говорить только о спортивных терминах, об описании экспликации в текстах спортивного дискурса собственно спортивной составляющей соревнований или тренировок. Исследование спортивной коммуникации неизменно приводит к описанию того, как сквозь призму спортивной деятельности и ее объективации в дискурсах репрезентируются наши ментальные особенности, наши представления о «своих» и «чужих», о патриотизме, о национальном характере, о базовых идеологических и политических ценностях. В данной работе сделана попытка системного описания современного спортивного дискурса с точки зрения его когнитивно-языковой, и в том числе лингвокультурологической, специфики.
Кому рекомендованоДля студентов, аспирантов и преподавателей филологических факультетов вузов.
ISBN978-5-9765-1286-3
УДК811.161.1
ББК81.2Рус-5
Малышева, Е.Г. Русский спортивный дискурс: лингвокогнитивное исследование : монография / Е.Г. Малышева .— 4-е изд., стер. — Москва : ФЛИНТА, 2022 .— 369 с. — Библиогр.: с. 325-365 .— ISBN 978-5-9765-1286-3 .— URL: https://rucont.ru/efd/244423 (дата обращения: 24.05.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Изучая сферу спортивной коммуникации, нельзя говорить только о спортивных терминах, об описании экспликации в текстах спортивного дискурса собственно спортивной составляющей соревнований или тренировок. <...> Исследование спортивной коммуникации неизменно приводит к описанию того, как сквозь призму спортивной деятельности и ее объективации в дискурсах репрезентируются наши ментальные особенности, наши представления о «своих» и «чужих», о патриотизме, о национальном характере, о базовых идеологических и политических ценностях. <...> ); наконец, рассматриваются вопросы, связанные с дискурсивными особенностями спортивной сферы (А. <...> Предложенная нами концепция, согласно которой содержательная доминанта спортивного дискурса – мегаконцепт Спорт – имеет статус универсальной идеологемы, позволяет выделить базовые когнитивные признаки данного феномена, описать его с точки зрения лингвокультурологического своеобразия, интерпретировать особенности когнитивной структуры данного концепта посредством выявления базовых когнитивных стереотипов, объективированных в спортивном дискурсе, и, кроме того, позволяет обнаружить точки взаимодействия спортивного дискурсивного пространства с политическим и идеологическим дискурсами. <...> . 6 Детальное изучение лексико-семантического своеобразия экспликации доминант спортивного дискурса – лингвокультурологической идеи Патриотизм, оппозитивных концептов Победа/Поражение, новоидеологемы Олимпиада 2014 даёт возможность прийти к нетривиальным выводам в том числе относительно этнокультурной специфики представлений о важнейших духовных универсалиях русской картины мира, рассмотренных сквозь призму спортивной сферы. <...> Впрочем, нельзя не признать, что спортивный дискурс – источник богатейшего репертуара тем, раскрывать которые предстоит нашим последователям, и, заметим, перспективы этой проблематики в самых разнообразных аспектах поистине необозримы <...>
Русский_спортивный_дискурс_лингвокогнитивное_исследование_.pdf
УДК 811.161.1 ББК 81.2Рус-5 М20 М20 Малышева Е.Г. Русский спортивный дискурс : лингвокогнитивное исследование : монография / Е.Г. Малышева. — 4-е изд., стер. — Москва : ФЛИНТА, 2022. — 369 с. — ISBN 978-5-9765-1286-3. — Текст : электронный. Спорт позволяет человеку осознать его общность с соотечественниками, оценить собственную национальную идентичность, испытать чувство гордости за свою родину. Изучая сферу спортивной коммуникации, нельзя говорить только о спортивных терминах, об описании экспликации в текстах спортивного дискурса собственно спортивной составляющей соревнований или тренировок. Исследование спортивной коммуникации неизменно приводит к описанию того, как сквозь призму спортивной деятельности и ее объективации в дискурсах репрезентируются наши ментальные особенности, наши представления о «своих» и «чужих», о патриотизме, о национальном характере, о базовых идеологических и политических ценностях. В данной работе сделана попытка системного описания современного спортивного дискурса с точки зрения его когнитивно-языковой, и в том числе лингвокультурологической, специфики. Для студентов, аспирантов и преподавателей филологических факультетов вузов. УДК 811.161.1 ББК 81.2Рус-5 ISBN 978-5-9765-1286-3 © Малышева Е.Г., 2017 © Издательство «ФЛИНТА», 2017
Стр.2
Оглавление Предисловие.........................................................................................................................................4 Введение. Спортивное дискурсивное пространство: общая характеристика и методология описания........................................................................9 1. Дискурс как объект лингвистического исследования................................................9 2. Спортивный дискурс: содержание, структура и границы понятия. Спортивное дискурсивное пространство.............................................................................15 3. Система концептуальных доминант русского спортивного дискурсивного пространства ......................................................................................................31 4. Концептуальный анализ дискурса: методология и операциональные единицы исследования...................................................................................................................40 4.1. Обоснование актуальности лингвокогнитивного описания дискурса.........40 4.2. Когнитивный стереотип как операциональная единица лингвокогнитивного описания...................................................................................................44 4.3. Концептуальное моделирование как методика лингвокогнитивного исследования дискурса. Виды концептуальных моделей ...........................................53 4.4. Составление и описание формально-функционального тезауруса лексических репрезентантов концепта: теоретическое обоснование методики исследования, организация словаря и прагмалингвистический комментарий его данных ..............................................................................................................66 5. Выводы..............................................................................................................................................74 Глава 1. «Спорт» как универсальная идеологема. Этнокультурная специфика концепта ‘Спорт’ сквозь призму когнитивных стереотипов ........................................................................................................................................81 1.1. Идеологема..................................................................................................................................81 1.1.1. Идеология и идеологема: к вопросу о содержании понятий ........................81 1.1.2. Классификация идеологем. Универсальная идеологема.................................91 1.2. Универсальная идеологема ‘Спорт’ в современном спортивном дискурсе: лингвокультурологический анализ .......................................................................................102 1.2.1. ‘Спорт’ как универсальная идеологема: обоснование избранного аспекта описания.............................................................................................................................102 1.2.2. Идеологема ‘Спорт’ как когнитивная доминанта советской и постсоветской политической и идеологической картин мира................................105 1.3. Универсальная идеологема ‘Спорт’: этнокультурная специфика ...............123 1.3.1. Интерпретация этнокультурной специфики концепта ‘Спорт’ посредством базовых когнитивных стереотипов...........................................................123 366
Стр.366
1.3.2. Идеологема ‘Олимпиада 2014’ в спортивном дискурсе: языковая репрезентация с опорой на национальные культурные коды .................................141 1.4. Выводы........................................................................................................................................152 Глава 2. Концептуальные модели с означаемым ‘Спорт’.................................158 2.2. Концептуальные метафорические модели с означаемым ‘Спорт’ в спортивном журналистском дискурсе.................................................................................158 2.2.1. Метафорическая модель ‘Спорт – это война’....................................................158 2.2.2. Метафорическая модель ’Спорт – это смерть’...................................................181 2.3. Концептуальная метонимическая модель ‘Спорт – это смерть’...................191 2.4. Выводы........................................................................................................................................203 Глава 3. Лексико-семантическая объективация концептов ‘Патриотизм’ и ‘Победа’ в спортивном журналистском дискурсе: тезаурусное описание.................................................................................................................205 3.1. Обоснование выбора материала исследования......................................................205 3.2. Лингвокультурная идея ‘Патриотизм’ в спортивном дискурсе: содержательная специфика........................................................................................................207 3.3. Лексико-семантическая специфика репрезентации концепта ‘Патриотизм’ в спортивном журналистском дискурсе...............................................215 3.4. Концепт ‘Победа’ в спортивном журналистском дискурсе: формально-функциональный тезаурус лексических репрезентантов.................233 3.5. Лексико-семантическая специфика репрезентации концепта ‘Победа’..243 3.6. Концептуальные метонимические модели с означаемым ‘Победа’ в спортивном дискурсе....................................................................................................................251 3.6.1. Концептуальная метонимическая модель ‘Победа – преодоление’........251 3.6.2. Концептуальная метонимическая модель ‘Победа – необходимость’ ..254 3.6.3. Концептуальная метонимическая модель ‘Победа – расчет’ .....................255 3.6.4. Концептуальная метонимическая модель ‘Победа – случайность’ ......258 3.7. Выводы........................................................................................................................................260 Глава 4. Языковая личность спортивного телевизионного комментатора: типологическое описание....................................................................264 4.1. Определение понятия «дискурсивная языковая личность» ............................264 4.2. Дискурсивная языковая личность в спортивном дискурсе..............................272 4.2.1. Параметры типологического описания ..................................................................272 4.2.2. Коммуникативные типы дискурсивных языковых личностей спортивных комментаторов ......................................................................................................280 4.2.2.1. Комментатор-«репортёр»...........................................................................................280 4.2.2.2. Комментатор-«аналитик» и комментатор-«знаток». Дискурсивная языковая личность В. Маслаченко ........................................................................................284 367
Стр.367
4.2.2.3. Комментатор-«ироник». Дискурсивная языковая личность В. Уткина...................................................................................................................................................290 4.2.2.4. Комментатор-«балагур» и комментатор-«болельщик». Дискурсивная языковая личность Г. Черданцева..........................................................305 4.2.2.5. Комментатор-«актёр». Дискурсивная языковая личность основоположников жанра телевизионного спортивного репортажа Н.Н. Озерова и К.И. Махарадзе.........................................................................................................311 4.2.2.6. Выводы ................................................................................................................................318 Заключение.......................................................................................................................................321 Список использованной литературы..............................................................................325 Словари и справочная литература: .................................................................................325 Научная литература:..................................................................................................................326 368
Стр.368