В учебном пособии излагаются социологические проблемы физкультурноспортивного движения на данном этапе развития общества. <...> Социальные аспекты массового спорта, спорта высших достижений, олимпийского движения в их противоречиях и взаимосвязи. <...> Мотивы, интересы потребности в занятиях физической культурой и спортом различных социально-демографических групп населения. <...> Понятие спорта, история его становления, модели спорта, функции соревнований, массовый спорт. <...> Социологические проблемы спорта высших достижений и олимпийского движения . <...> ОТНОШЕНИЕ К ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ И СПОРТУ РАЗЛИЧНЫХ СОЦИАЛЬНО-ДЕМОГРАФИЧЕСКИХ ГРУПП НАСЕЛЕНИЯ. <...> Отношение к физической культуре и спорту учащейся молодежи. <...> . 153 Тема: Разработка методического инструментария для сбора социологической информации. <...> Суть заключается в том, что социальная жизнь, к которой относится и физическая культура и спорт – результат совместной деятельности и взаимодействия людей. <...> Курс рассчитан на привитие студентам научного понимания социальных проблем массовой физической культуры, спорта высших достижений и современного олимпийского движения в их противоречии и взаимосвязи. <...> Социология, изучая общественную жизнь, решает, во-первых, задачи, связанные с формированием знания о социальной действительности, описанием и пониманием процессов социального развития, разработкой концептуального аппарата социологии, методологии и методов социологического исследования. <...> Социология как наука об обществе обладает рядом специфических функций – важнейшие направления и круг деятельности данной дисциплины: - теоретическая – это объяснение, пополнение и обогащение имеющегося социологического знания, разработки законов и категорий данной науки на основе исследования социальной действительности; - описательная – систематизация, описание, накопление полученного исследовательского материала в виде аналитических записок, различного рода <...>
Социология_физической_культуры_и_спорта.pdf
2
МИНИСТЕРСТВО СПОРТА, ТУРИЗМА
И МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ВЕЛИКОЛУКСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ
ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА
Л.Т. Кошкарев И.А. Филина
СОЦИОЛОГИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ
КУЛЬТУРЫ И СПОРТА
Допущено
Учебно-методическим объединением
по образованию в области физической культуры и спорта
в качестве учебного пособия для студентов
высших учебных заведений, обучающихся по специальности
022300 – Физическая культура и спорт
Великие Луки
2010
Стр.2
3
УДК 796 (07)
ББК 75.4
Р Е Ц Е Н З Е Н Т Ы
Профессор, доктор социологических наук, Фомин Ю.А.
Доцент, кандидат философских наук,
Иванов В. И.
Рекомендовано к изданию Ученым Советом Великолукской государственной
академии физической культуры и спорта.
Социология физической культуры и спорта: Учеб. Пособие. Л.Т. Кошкарев,
И.А. Филина. - Великие Луки: Изд-во, 2010.-185с.
В учебном пособии излагаются социологические проблемы физкультурноспортивного
движения на данном этапе развития общества. Раскрываются объект
и предмет исследования, понятийный аппарат, история становления, структура,
функции физической культуры и спорта. Социальные аспекты массового спорта,
спорта высших достижений, олимпийского движения в их противоречиях и
взаимосвязи. Мотивы, интересы потребности в занятиях физической культурой и
спортом различных социально-демографических групп населения.
Учебное пособие подготовлено в соответствии с программой «Социология
физической культуры и спорта» (Москва, 2003), которая предназначена для
студентов вузов физической культуры и спорта. Изложение алгоритма конкретносоциологического
исследования, представленного в практических работах, имеет
практическое значение для аспирантов и преподавателей работающим в данной
сфере.
Стр.3
4
СОДЕРЖАНИЕ
П Р Е Д И С Л О В И Е ..................................................................................................... 6
РАЗДЕЛ 1. СОЦИОЛОГИЯ КАК НАУКА ОБ ОБЩЕСТВЕ. ...................................... 7
Глава 1. СОЦИОЛОГИЯ КАК НАУКА ОБ ОБЩЕСТВЕ, ПРЕДМЕТ, ЗАДАЧИ,
ФУНКЦИИ, ПОДХОДЫ, ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ....................................................... 7
Глава 2. СТРУКТУРА СОВРЕМЕННОГООБЩЕСТВА. ......................................... 12
РАЗДЕЛ ВТОРОЙ. МЕТОДЫ, ВИДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ КОНКРЕТНЫХ
СОЦИОЛОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ. ............................................................. 20
Глава 3. ВИДЫ СОЦИОЛОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ В ОБЛАСТИ
ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА. .................................................................. 20
Глава 4. МЕТОДЫ, ПРИМЕНЯЕМЫЕ В СОЦИОЛОГИЧЕСКОМ
ИССЛЕДОВАНИИ. ........................................................................................................ 27
Литература ко 2 разделу ................................................................................................ 56
РАЗДЕЛ 3. СОЦИОЛОГИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА - КАК
НАУКА, СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ ................................................................ 57
Глава 5. СОЦИОЛОГИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА И ЕЕ МЕСТО В
СИСТЕМЕ НАУК. .......................................................................................................... 57
5.1.История становления и развития социологии физической культуры и спорта. 59
5.2. Физическая культура и спорт как социальный институт, их социальная
структура. ........................................................................................................................ 64
Глава 6. СОЦИАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ. ....................... 69
6.1. Понятие физической культуры, социальное содержание и социальные
функции физического воспитания. ............................................................................... 69
6.2. Физическая культура и здоровый образ жизни. ................................................... 76
6.3. Социологические проблемы физкультурной активности. .................................. 81
Глава 7. СОЦИАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ СПОРТА.......................................................... 86
7.1.Понятие спорта, история его становления, модели спорта, функции
соревнований, массовый спорт. ................................................................................... 86
7.2.Социологические проблемы спорта высших достижений и олимпийского
движения ......................................................................................................................... 92
7.3. Социологические проблемы зрелищного спорта. .............................................. 104
Стр.4
5
7.4. Спорт и личность, спорт и образ жизни. ............................................................. 109
Глава 8. ОТНОШЕНИЕ К ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ И СПОРТУ
РАЗЛИЧНЫХ СОЦИАЛЬНО-ДЕМОГРАФИЧЕСКИХ ГРУПП НАСЕЛЕНИЯ. .. 116
8.1. Факторы, влияющие на отношение к занятиям по физической культуре и
спорту. ........................................................................................................................... 116
8.2. Отношение к физической культуре и спорту учащейся молодежи. ................ 121
8.3. Отношение к физкультурно-спортивной деятельности трудящихся .............. 136
Список литературы к разделу 3 .................................................................................. 141
ПРИЛОЖЕНИЯ ............................................................................................................ 144
Практическая работа №1 ............................................................................................. 145
Тема: Разработка проекта программы и плана проведения социологического
исследования. ................................................................................................................ 145
Практическая работа №2. ............................................................................................ 153
Тема: Разработка методического инструментария для сбора социологической
информации. ................................................................................................................. 153
Практическая работа №3 ............................................................................................. 164
Тема: Анализ и оформление результатов анкетирования (вопросов, связанных с
оценкой качества). ........................................................................................................ 164
Практическая работа №4 ............................................................................................. 168
Тема: Анализ и оформление результатов анкетного опроса (закрытых вопросов).
........................................................................................................................................ 168
Стр.5
6
П Р Е Д И С Л О В И Е
Социология физической культуры и спорта – составная часть социологической
науки и строится на методологии общей социологии. Суть заключается в том, что
социальная жизнь, к которой относится и физическая культура и спорт – результат
совместной деятельности и взаимодействия людей.
Новые политические и экономические отношения, в которых оказалась наша
страна, требуют глубокого анализа социальных проблем физической культуры и
спорта. Появилась необходимость уточнения их социальных функций и места в
обществе, изучение потребностей, двигательной активности, ценностных
ориентаций и общественного мнения, различных социально-демографических
групп населения, так или иначе задействованных в сфере физической культуры и
спорта.
Велика роль социологии физической культуры в исследовании противоречий в
развитии современного спорта и обосновании путей их преодоления. С одной
стороны – огромные возможности спорта для гуманистического воздействия на
физические и духовные особенности людей, а с другой - отрицательное влияние на
здоровье человека и личностные качества.
Все это предполагает постановку новых задач в мировоззренческой и
профессиональной подготовке специалистов по физической культуре и спорту.
Решению именно этих задач и служит учебный курс «Социология физической
культуры и спорта».
Курс рассчитан на привитие студентам научного понимания социальных
проблем массовой физической культуры, спорта высших достижений и
современного олимпийского движения в их противоречии и взаимосвязи. Также
дать будущим специалистам в области физической культуры практические навыки
подготовки и проведения конкретных социологических исследований практики
физкультурного и спортивного движения, умения использовать их результаты в
своей будущей деятельности.
Стр.6