На правах рукописи
Пасмурова Ляйля Эдвартовна
НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
НА ГУМАНИСТИЧЕСКИХ ТРАДИЦИЯХ ТАТАРСКОГО НАРОДА
13.00.01. – общая педагогика, история педагогики и образования
АВТОРЕФЕРАТ
диссертации на соискание ученой степени
кандидата педагогических наук
Чебоксары - 2007
Стр.1
2
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
Актуальность исследования. На современном этапе преобразования
нашего общества, характеризуемого изменениями во многих сферах
жизнедеятельности человека, образование как всеобщая категория и
ценность выступает силой, влияющей на духовную жизнь общества.
Проблемы социального прогресса и сохранения самоценности личности
оказываются в непосредственной взаимосвязи. Гуманистическую педагогику,
возрождение испытанных и проверенных временем народных традиций
воспитания можно рассматривать в качестве важнейшего фактора и
механизма совершенствования общественного устройства в интересах
человека, для сохранения его гуманистической сущности.
Будучи сама по себе величайшей ценностью, гуманистическая
педагогика служит возвышению и облагораживанию человека, пробуждает и
развивает в человеке человеческое. Гуманистические черты личности
проявляются и закрепляются только при активной деятельности, когда
человек на собственном опыте убеждается в правильности и справедливости
взаимоотношений людей, их действий и поступков. Именно сознательное
действие (поступок, поведение), осознание и понимание социального
значения собственной деятельности, являясь неотъемлемым свойством
человека, характеризуют его как гуманную личность. В воспитании ребенка
эта аксиома заложена в самой сути народного воспитания, направляющего
развивающийся ум, чувство в нужное русло, создающего условия для
естественного развития всех его сущностных сил.
В окружающей ребенка жизни трансформация гуманистических
идеалов, выражающаяся в обыденном безразличном, а то и воинственно
отрицательном отношении к общечеловеческим ценностям и
гуманистическим принципам, которые отцам и дедам казались незыблемыми,
чревата реальной опасностью неприятия им естественных норм
межличностного взаимодействия, коллективных традиций детского общения,
деятельности. Все это не может не сказаться на его нравственном и
физическом облике.
Силой, противодействующей такому положению, должна стать
государственная политика в области образования, основывающаяся на
гуманистических принципах. В законе Российской Федерации «Об
образовании» сформулирован главный принцип государственной политики в
области образования: «…гуманистический характер, приоритет
общечеловеческих ценностей…, воспитание гражданственности,
трудолюбия…, любви к окружающей природе, Родине, семье». В
«Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года»
среди наиболее важных задач воспитания называются такие, как
«формирование у школьников гражданской ответственности и правового
самосознания, духовности и культуры…». В национальной доктрине
Стр.2
3
образования Российской Федерации в качестве цели современного
образования выдвигается положение о том, что: «система образования
призвана обеспечить: историческую преемственность поколений,
сохранение, распространение и развитие национальной культуры;
воспитание патриотов России, …обладающих высокой нравственностью». В
этой связи задачами определены: «…сохранение и поддержка этнической
самобытности России, гуманистических традиций ее культуры, интеграция
российской системы образования и мировой образовательной системы с
учетом отечественного опыта и традиций».
Таким образом, сохранение и возрождение духовно-нравственных основ
многонационального государства является стратегической линией развития
Российской Федерации, где поликультурность и национальное своеобразие
являются интегрирующей основой, создающей условия развития всех сфер
жизни. В свою очередь, образование, как системообразующий механизм
функционирования, как главный фактор прогрессивного развития
государства и общества, отражая гуманистические идеалы поколений, в
конечном счете, определяет личность гражданина. Не случайно, в последние
годы усилилось внимание к воспитательным функциям любого
образовательного учреждения. Школа, как положительно консервативный
институт, реализующий государственную образовательную идеологию, «сея
разумное, доброе, вечное», обращается к опыту поколений, к народным
гуманистическим традициям воспитания, где нравственность ставилась
превыше всего: «Добрые поступки вершить – чистой душе быть» (татарская
пословица).
На этапе переоценки общечеловеческих ценностей и роста национального
самосознания народов большое практическое значение приобретает решение
проблемы нравственного воспитания подрастающего поколения на традициях
народной педагогики с активным использованием этнопедагогических средств.
Подтверждением этому служат слова академика Г. Н. Волкова: «Очень высокая
ставка на традиционную культуру воспитания в современном мире естественна и
закономерна. Национальная традиция воспитания практически является
условием и национального возрождения. Это основа основ».
В нравственном воспитании национальные педагогические традиции
имеют решающее значение. Их забвение может привести к тому, что люди
перестанут оберегать родную землю, ее святыни, у них не будет потребности
соотносить себя с судьбою своего народа, уважать старших, починать
родителей и, как следствие, будет рождено безразличие к судьбе Родины,
соотечественникам, т.е. произойдет потеря национальных нравственных
ценностей. Знание и уважение национальных особенностей народов, их
быта, культуры, традиций, обычаев и обрядов очень актуальны сегодня – в
период возрождения и становления государственности Российской
Федерации, стран СНГ, они могут сыграть заметную роль в сохранении
исторической равноправной дружбы между народами.
Проблема оценки татарских народных традиций, обычаев, обрядов и
праздников как неотъемлемой части быта и культуры татарского народа, с
Стр.3
4
помощью которых старшие поколения передают накопленный социальный
опыт молодому поколению, находится в центре внимания как педагогов, так
и политиков, государственных деятелей. Так, первый Президент Татарстана
М.Ш.Шаймиев, открывая 23 мая 1992 года I съезд народов Татарстана, особо
подчеркнул важность использования традиций и обрядов в деле укрепления
дружбы народов Татарстана в современных условиях.
Однако в реальной жизни мы сталкиваемся с тем, что современные дети
недостаточно знают свою культуру, русскую и татарскую, родной язык,
историю российского государства и республики Татарстан, отсюда не могут
в полной мере понять национальные отечественные и общечеловеческие
нравственные ценности, не «прикипают» к родной земле, значит, не берегут
ее. Противопоставить этому «нравственному беспамятству» может, в первую
очередь, народный педагогический опыт воспитания, в котором
естественными были единство человека и природы, человека и рода,
личности и народа, где более всего ценились родители, семья, община,
народные традиции. А в традициях любого народа честь, дружба, труд,
любовь, ум, здоровье составляли главные гуманистические ценности.
Критическое осмысление и творческое применение этих народных заповедей
в контексте современности является важнейшим условием развития
нравственных качеств современных младших школьников.
Проблема использования народных традиций в нравственном воспитании
школьников изучалась Я.А.Коменским, А.Дистервегом, Н.Н.Карамзиным,
К.Д.Ушинским, Л.Н.Толстым, И.А.Ильиным, А.С.Макаренко,
В.А.Сухомлинским, В.Виноградовым, А.Н.Радищевым, М.В.Ломоносовым,
В.Г.Белинским, Н.К.Крупской, А.И.Герценом и др.
Вопросы нравственного воспитания находили освещение в трудах
древних ученых (Аристотеля, Конфуций, Демокрита, Сократа, Платона).
Воспитательные традиции татарского народа были описаны Ш.Марджани,
К.Насыри, Р.Фахретдиновым, Г.Ахмеровым, Х.Атласи, Г.Ибрагимовым,
Ф.Амирханом, Г.Тукай, М.Гафури и др.
Концептуальные положения нравственного воспитания школьников на
народных традициях разработаны в научных трудах И.А.Блинкова,
Л.И.Божовича,
Г.И.Волкова, Т.Е.Конниковой, З.Г.Нигматова,
Я.И.Ханбикова, А.Н.Хузиахметова и др.
Значение татарских народных праздников в физическом, эстетическом и
нравственном воспитании молодого поколения нашло отражение в
монографии Я.И.Ханбикова, в кандидатских диссертациях Э.Х.Галеева,
М.М.Сахабутдинова, С.И.Раимовой.
Проведенный анализ исследований, посвященных нравственному
воспитанию младших школьников на гуманистических традициях татарского
народа, показывает, что данная проблема не нашла должного отражения в
современных психолого-педагогических исследованиях. В работах,
посвященных различным подходам к нравственному воспитанию
школьников, отражены различные аспекты проблемы, в том числе в
контексте народной педагогики, однако мы не нашли работ,
Стр.4
5
рассматривающих данную проблему на татарском материале в целостной
системе организации воспитательной работы в начальной школе.
Анализ теоретических исследований по проблеме, практики
нравственного воспитания младших школьников в общеобразовательной
школе Республики Татарстан, изучение народных педагогических традиций
нравственного воспитания подрастающих поколений позволили выявить
противоречие между необходимостью развития нравственности у младших
школьников как духовной жизненной опоры на основе гуманистических
традиций татарского народа и недостаточной разработанностью данной
проблемы в педагогической теории и практике.
Эти обстоятельства легли в основу проблемы исследования: каковы
педагогические условия использования гуманистических традиций татарской
народной педагогики в нравственном воспитании современных младших
школьников?
Актуальность проблемы, ее недостаточная теоретическая
разработанность обусловили выбор темы нашего исследования
«Нравственное воспитание младших школьников на гуманистических
традициях татарского народа».
Цель исследования – выявить, научно и экспериментально обосновать
педагогические условия совершенствования нравственного воспитания
младших школьников на основе гуманистических традиций татарской
народной педагогики.
Объект исследования – нравственное воспитание младших
школьников.
Предмет исследования – педагогические условия совершенствования
нравственного воспитания младших школьников на основе гуманистических
традиций татарской народной педагогики.
Гипотеза исследования - основывается на предположении о том, что
процесс нравственного воспитания младших школьников на
гуманистических традициях татарского народа будет эффективным, если:
- выявлен нравственный потенциал гуманистических традиций
татарской народной педагогики (раннее вовлечение детей в трудовую
общественную деятельность, привитие традиционных качеств татарского
народа – скромность, уступчивость, ответственность, трудолюбие, крепость
родственных связей, предприимчивость, чистоплотность и др.) и адаптирован
к возрастным особенностям современных младших школьников;
- в процессе нравственного воспитания младших школьников на основе
гуманистических традиций татарской народной педагогики будут
реализованы следующие педагогические условия:
- организация школьной этнокультурной воспитательной среды,
актуализирующей роль гуманистических традиций татарского народа;
- реализация программы «Нравственное воспитание младших
школьников на гуманистических традициях татарского народа»;
Стр.5