«Magister Dixit», №4 (12). Декабрь 2012
СОДЕРЖАНИЕ
СЛОВО К ЧИТАТЕЛЯМ
Меркурьева Вера Брониславовна
Liebe Leserinnen und liebe Leser! ……………………………………………… 5
НА ПЕРЕКРЕСТКЕ МНЕНИЙ
Bernhard Diensberg
Als gastdozent in der Russischen Föderation und Kasachstan …………………. 6
КОГНИТИВНЫЕ ОСНОВЫ ЯЗЫКОВОЙ АКТУАЛИЗАЦИИ
Топка Лариса Владимировна
Классическое и прототипическое в исследовании речеповеденческой
ситуации ………………………………………………………………………... 18
Максимова Алена Вячеславовна
Структура прототипической ситуации эмоционально-ментального
состояния сожаления ………………………………………………………….. 29
ЯЗЫКОВАЯ НОМИНАЦИЯ: МЕХАНИЗМЫ И ПРОЦЕССЫ
Богданова Светлана Юрьевна
Коробейникова Наталья Николаевна
Новый взгляд на темпоральные наречия: наречие immediately …………….. 35
Звада Оксана Викторовна
Оценочная модальность ………………………………………………………. 39
Сонголова Жанна Геннадьевна
Трансформация английских фразовых глаголов в имя прилагательное
модели «PART.II + ADV» ……………………………………………………… 44
Шаманская Мария Анатольевна
Лексическая сочетаемость как средство репрезентации гендера в
немецком языке ………………………………………………………………...
48
Домненкова Дарья Николаевна
Функции дезаббревиатурных наименований в современном русском
языке…………………………………………………………………………….. 52
ТЕОЛИНГВИСТИКА В СОВРЕМЕННОМ РЕЛИГИОЗНОМ
ДИСКУРСЕ
Постовалова Валентина Ильинична
Теолингвистика в современном гуманитарном познании: истоки,
основные идеи и направления………………………………………………… 56
Стр.1
2
ДИСКУРС И ТЕКСТ: ВЕКТОРЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
Викулова Лариса Георгиевна
Троепольская Юлия Борисовна
Спортивная газета в медийном пространстве коммуникации:
информационно-семиотический способ социального взаимодействия …… 103
Мойсеенко Александр Александрович
Функционально-прагматические параметры делового дискурса в
производственной ситуации ………………………………………………….. 111
Тюрнева Татьяна Викторовна
К вопросу о природе концепта как базовой единицы познания в условиях
дискурса различий …………………………………………………………….. 118
Лемешко Юлия Римовна
К проблеме отграничения и основных характеристик дискурсивного
перформатива ………………………………………………………………….. 124
Попова Дарья Александровна
Характеристики языковой адаптации англицизмов во французском
интернет-дискурсе с точки зрения уровневого подхода к анализу ………… 133
Сушков Иван Владимирович
Роль технологичного дискурса в формировании корпоративного имиджа ... 142
Меркурьева Вера Брониславовна
Козлова Оксана Владимировна
Авторская стратегия предположения в метатексте немецкого
биографического дискурса ……………………………………………………. 147
ЛИЧНОСТЬ И МЕДИА: ГУМАНИТАРНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ В
МЕДИАОБРАЗОВАНИИ
Иванова Людмила Анатольевна
Еще раз о медиаобразовании: понятийно-терминологическое обеспечение
в начале XXI века ……………………………………………………………… 157
Хасьянов Владимир Борисович
Теологическое медиаобразование как социальный заказ общества ……….. 170
АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ
ПЕДАГОГИКИ
Синицына Людмила Николаевна
Проблема понимания в системе современного образования.
Компетентностный подход …………………………………………………… 176
Стр.2
3
МАТЕРИАЛЫ КОНФЕРЕНЦИЙ
В разделе представлены материалы научно-методического
семинара «Сущность системно-деятельностного подхода и пути его
операционализации в условиях высшего профессионального образования»,
который прошел в Иркутском государственном лингвистическом
университете в октябре 2012 года в рамках работы экспериментальной
площадки Федерального института развития образования «Системнодеятельностный
подход в разноуровневом вариативном образовании»
(руководители А.Г. Асмолов, Ю.Л. Троицкий, О.А. Карабанова)
***
Жданко Татьяна Александровна
Системно-деятельностный подход: сущностная характеристика и
принципы реализации ………………………………………………………… 185
Выговский Леонид Аполлонович
Магальник Людмила Алексеевна
Разноуровневость как контент теории систем в образовании ……………… 192
Ушева Татьяна Фёдоровна
Мыследеятельностный подход в формировании рефлексивных умений
студентов ………………………………………………………………………. 200
Живокоренцева Татьяна Владиленовна
Теоретико-методологические и социокультурные аспекты вариативности
образования ……………………………………………………………………. 205
Казыдуб Надежда Николаевна
Когнитивно-дискурсивное моделирование вариативной образовательной
среды …………………………………………………………………………… 216
Матиенко Анжелика Валерьевна
Контрольно-измерительная деятельность как средство формирования
профессиональных компетенций студентов ………………………………… 221
СТРАНИЦЫ ИСТОРИИ
Мешков Дмитрий Юрьевич
От трудовых мобилизаций к профессиональной ориентации: советская
политика в области трудовых ресурсов 1945 - начало 1960-х гг. и ее
региональные особенности …………………………………………………… 226
ПРОБЛЕМЫ КОГНИТИВНОЙ ЛИНГВИСТИКИ
Молдагали Бакытгул
Концепт және оның қазақ тіл білімінде зерттелуі …………………………... 237
ЛИНГВОКУЛЬТУРОЛОГИЯ
Костичева Вита Николаевна
Ошибка как лингвокультурный феномен (на материале политического
дискурса) ………………………………………………………………………. 243
Стр.3
4
ИСТОРИЯ ЛИНГВИСТИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ
Пузейкина Лариса Николаевна
Наследие В.М. Жирмунского в области тюркологии ………………………. 254
CЕМИОТИКА
Татаринова Лариса Викторовна
Семиотические модели значения зооглаголов (на примере глагола
быковать) ……………………………………………………………………….. 274
ВНИМАНИЕ: ОПЫТ
Капичникова Инна Юрьевна
Никитина Елена Александровна
К вопросу об истории проведения байкальской олимпиады школьников в
ФГБОУ ВПО «ИГЛУ» ………………………………………………………… 282
Сагынтаева Жулдыз Кайратовна
Продуктивные методы развития творческих способности учащихся ……... 287
Стр.4
5
СЛОВО К ЧИТАТЕЛЯМ
Меркурьева Вера Брониславовна
Доктор филологических наук, профессор кафедры немецкой филологии ФГБОУ
ВПО «ИГЛУ», г. Иркутск, Россия
Liebe Leserinnen und liebe Leser!
Ich bitte um Ihre Aufmerksamkeit für die vierte Ausgabe der wissenschaftlichen
Zeitschrift „Magister Dixit“ der Irkutsker Linguistischen Universität.
Unsere Zeitschrift wurde 2011 gegründet. Es war die Antwort auf kommende
Veränderungen im Bewertungssystem der Universitäten, im Hinblick auf deren
wissenschaftliche Tätigkeit und ihre Wissenschaftler. Dabei musste die
Zitatendatenbank verwendet werden.
Die Zeitschrift “Magister Dixit” ist multidisziplinär ausgerichtet. Wir hoffen, dass
die Zeitschrift zu einem Ort der Begegnung von Unterricht erteilenden Schul- und
Hochschullehrern, von Vertretern der Verwaltungsorgane des Bildungswesens und
von Wissenschaftlern wird. Auβerdem noch zum virtuellen Platz, wo man
Meinungen austauschen kann über heute aktuelle Fragen, die Wissenschaft und
Bildung betreffen, wo man Stellung nehmen kann in Bezug auf strittige und nicht
eindeutige Fragen der pädagogischen Theorie und Praxis.
Bei der Gründung unserer Zeitschrift hatten wir folgende Ziele:
Erstens den Lesern den Stoff der neuesten wissenschaftlichen Forschung zur
Verfügung zu stellen, sowie die Ergebnisse aus der Erfahrung der Innovationstätigkeit
der Bildungsanstalten und der kreativ arbeitenden Lehrenden und die breite Palette
der Autorentheorien der Sprachforschung aufzuzeigen;
Zweistens eine zusätzliche Plattform zur Veröffentlichung von Arbeiten sowohl
der erfahrenen, als auch der jungen Pädagogen zu schaffen, wie den Studenten der
oberen Stufen, den Masterabsolventen, den Aspiranten – allen, die ihren Weg in
Wissenschaft und Bildung nehmen.
Zum wissenschaftlichen Redaktionsrat gehören führende Wissenschaftler und
prominente Fachleute Russlands und des Ausslands, deren Beiträge von der breiten
akademischen Gesellschaft anerkannt sind. Besonders wichtig für unsere Zeitschrift
ist, dass jeder Artikel von Fachleuten des jeweiligen wissenschaftlichen Gebiets
rezensiert wird.
Es versteht sich von selbst, dass die bevorzugte Sprache der Publikationen in der
Zeitschrift “Magister Dixit” Russisch ist. Aber unsere Zeitschrift ist vielsprachig, das
heiβt, wir geben den Autoren die Möglichkeit, selbst zu entscheiden, an wen sie ihre
Arbeiten richten: entweder an die wissenschaftliche Weltgemeinschaft, die Englisch,
Deutsch, Französisch, Chinesisch usw. spricht und schreibt, oder ausschließlich an
russischsprachige Leser.
Wir laden zur Zussammenarbeit alle Autoren ein, die die Situation in der
modernen Bildung nicht kalt lässt und die sich für die aktuellen Probleme in
verschiedenen Wissenschaftsbereichen interessieren, wie Pädagogik, Psychologie,
Sprachtheorie und Sprachforschung, Literatur, Geschichte, Philosophie,
Wirtschaftswissenschaften, Geschichte der Wissenschaft und Technik.
Стр.5