Педагогический Вестник №3 (2007)
Педагогика и психология
А.П. Чернявская Партнерская позиция педагога как основа организации субъектсубъектного
взаимодействия в школе………………………………………………………….3
М.Г. Кучеряну Особенности подготовки специалиста в условиях непрерывного
педагогического образования в России и за рубежом………………………………………...8
И.И. Абрамова Идеи космополитизма и патриотизма в английской педагогике конца
XVII–XVIII вв…………………………………………………………………………………..12
Е.А. Пеньковских Генезис метода проектов в отечественной педагогике в 20-е–30-е гг.
XX столетия…………………………………………………………………………..…………20
Философия
С.Н. Труфанов Пролегомены к будущему учебнику философии…………………………...24
Н.А. Мирошниченко, Е.М. Шейдакова Философский космоцентризм в произведениях
Г.Ф. Лавкрафта в свете теории познания И. Канта…………………………………………..36
История
М.В. Новиков, Т.Б. Перфилова Р.Ю. Виппер и историческое образование: вопросы
дидактики………………………………………………………………………………………..42
А.А. Соловьева Галлиполи в исторической памяти австралийцев………………………….48
Филология
О.Ю. Богданова Проблема связи заголовка с содержанием текста (на примере
англоязычных произведений)………………………………………………………………….52
Г.В. Мурзо Искусствоведческий текст: к проблеме жанра………………………………….56
Д.Л. Карпов Категория активности и типология персонажа в пушкинской прозе………...62
Математика
Г.В. Киотина, О.В. Зацепина Косая равнобокая трапеция и ее применение для
классификации движений пространства……………………………………………………...68
А.В. Бородин Барианализ точных решений нелинейных эволюционных уравнений……..72
Биология
И.И. Груздев, Е.П. Климовский Профилактика железодефицитной анемии у девушеклыжниц
16-17 лет……………………………………………………………………………….79
Молодые исследователи школе
Е.В. Кожеванова «Восточная» образность в системе мироощущения советского
писателя Тимура Пулатова…………………………………………………………………….81
Стр.1
Педагогика и психология
А.П. ЧЕРНЯВСКАЯ
Партнерская позиция педагога как основа организации субъект-субъектного
взаимодействия в школе
Несмотря на проводимую уже в течение нескольких лет реформу образования, учителя
оказываются неподготовленными к переориентации с репродуктивных технологий обучения на
продуктивные, испытывают сложности в организации обучения, основанного на субъектсубъектных
отношениях. Исследователи (B. Bernstein, Дж. Дьюи, В.В. Давыдов, B. Rogoff, В.П.
Зинченко, Г.А. Цукерман, И.Д. Фрумин и др.) как за рубежом, так и у нас в стране говорят о
необходимости «особого» поведения учителя, о развитии его толерантности, способности
предоставлять свободу ребенку, осуществляя «невидимое», неявное руководство процессом
обучения. Они же доказывают, что новые отношения и необходимое для их организации
поведение нельзя «выучить», в его основе должны лежать специфическая система отношений
человека к самому себе и другим людям, система ценностей, особая позиция педагога.
Важнейшим механизмом становления субъект-субъектного подхода в образовании
является изменение профессиональной позиции педагога. Профессиональная позиция
педагога определяется нами как интегральная характеристика личности, характеризующаяся
устойчивой системой отношений к объективным и субъективным условиям профессии и
проявляющаяся в теоретических ориентациях, нравственном самоопределении, взглядах,
представлениях, установках, поведении и поступках, которые отстаиваются и реализуются ею в
профессиональной деятельности.
Для эффективной работы в современных условиях учителю необходима позиция,
позволяющая перейти на эмпатийный уровень взаимодействия. Мы назвали ее партнерской
профессионально-педагогической позицией. Она имеет следующие характеристики:
личностное воздействие и взаимодействие учителя и учащихся; взаимозависимость педагога и
учащихся, формируемая на основе разделяемых ими целей образования; формирование
отношений с учащимися и коллегами на основе этических принципов взаимоуважения и
взаимной ответственности, свободы ответственного выбора, поиска и формирования
совместных интересов; признание интересов всех субъектов и их права влиять на процесс
образования; определение видов активности, осуществляемой совместно с учащимися,
учителем самостоятельно, учащимися самостоятельно; разделение ответственности за
совместно осуществляемый процесс образования с учащимися и передача ее части учащимся
как субъектам образовательного процесса; разнообразие отношений партнерства.
На основе анализа литературы, проведенной диагностики, экспертного опроса и
многолетних наблюдений были выявлены и обоснованы критерии, уровни и процесс
становления партнерской позиции.
С учетом разнонаправленности деятельности учителя каждый из выделенных критериев
относится к одной из сфер деятельности или личности педагога и включает отдельные
компоненты. Для каждого компонента определены и обоснованы показатели. Основой
выделения критериев и компонентов является классификация по содержанию.
Ключевые критерии:
1. Работа с классом (профессионально-педагогическая сфера), включающая следующие
компоненты: знания и профессиональное развитие, целеполагание и планирование, принятие
решения, педагогическая техника, внутренняя дисциплина педагога, рефлексия.
2. Партнерская направленность (мотивационно-интенциональная сфера) с компонентами
мотивационным, морально-этическим, ассертивным, творчества и инициативы, ощущения
реальности.
3. Психологическое благополучие (эмоциональная сфера), включающее компоненты:
эмоциональное поведение, социальная чувствительность, управление собственным
эмоциональным состоянием.
4. Сотрудничество (сфера взаимодействия), включающее компоненты: партнерство во
взаимодействии, организаторские качества, социальная адаптированность, ролевое поведение.
Стр.3