Педагогический Вестник №3 (2005)
Новости и проблемы образования
Т.С. Злотникова Университет и город: 100-летие ЯГПУ и 1000-летие Ярославля…………5
Новые исследования
В.В. Афанасьев, И.Н. Непряев Бюджеты клубов и их спортивные достижения…………..10
Е.Е. Лях Формирование представления о грехе в раннехристианской литературе I-IV
вв………………………………………………………………………………………………....17
А.А. Александров Особенности реформирования государств Рейнского Союза………….22
В.В. Жарков Значение национальных воинских формирований в развитии советских
Вооруженных Сил в 30-е годы ХХ века………………………………………………………29
А.А. Тихонов Идеологические ориентации современных российских молодежных
организаций……………………………………………………………………………………..32
М.Н. Мимясов, Е.Н. Селищев Отраслевые приоритеты российской экономики…………..40
Педагогика и психология
Н.В. Тененёва, Т.В. Цырлина Рабиндранат Тагор о проблеме синтеза педагогических
идеалов Востока и Запада ……………………………………………………………………..49
М.А. Ковальчук Толерантность как качество личности современного человека………….53
А.М. Ходырев Взаимодействие социальных институтов в процессе профилактики
употребления психоактивных веществ среди молодежи…………………………………….58
С.П. Дырин Методика отбора абитуриентов управленческих специальностей на основе
измерения профессиональных задатков………………………………………………………61
Е.В. Карпова, О.Н. Шевко Организация работы учащихся в малых группах в системе
развивающего обучения Д.Б.Эльконина-В.В.Давыдова……………………………………..65
С.Ф. Бурухин, А.П. Дубинин Средства развития системного мышления и творческого
воображения…………………………………………………………………………………….71
Е.В. Мишенькина Возрастные особенности цветопредпочтения и взаимодействие цвета
и возраста человека…………………………………………………………………………….75
Е.М. Муравьев, Л.Н. Серебренников, Р.С. Стулов Обучение предпринимательству в
системе технологической подготовки школьников………………………………………….78
Педагогический опыт
А.Д. Викулов, В.Н. Сулейманов, С.Ю. Турчанинов Физиологические механизмы
адаптации организма младших школьников в условиях режима повышенной
двигательной активности………………………………………………………………………84
Н.В. Киселева Виртуальный урок как одна из форм дистанционного обучения…………..87
Ю.В. Маслов Областная экологическая телепрограмма: опыт и перспективы…………….91
Молодые исследователи школе
М.Л. Зуева Формирование некоторых ключевых компетенций на уроке математики по
теме «Преобразование графиков»……………………………………………………………..96
Стр.1
Ученые – практикам
М.Л. Федченкова Содержательный компонент школьного литературного
образования……………………………………………………………………………………104
В.Ф. Чаплыгин Лекция – важнейший элемент образовательного процесса………………109
Краеведение
А.Е. Коняев Изменение характера взаимоотношений заключённых и надзирателей
ярославских тюрем в конце XIX – начале ХХ века ………………………………………...115
Н.А. Дидковская, Е.А. Кузина Культурно-антропологический подход к изучению
городской среды ………………………………………………………………………………120
Т.В. Юрьева, Л.Г. Парфенова Система росписи сводов храма Рождества Богородицы в
поселке Некрасовское (нач. XVIII века)……………………………………………………125
Критика и библиография
А.В. Азов Вера и политика: осмысление уроков хазарской истории …………………….129
Л.А. Нефедова Словарь шутливых афоризмов Яноша ………………………………….....133
Зарубежные исследования
С.В. Данданова Подготовка руководителей школ Англии в условиях национального
колледжа управления школой (НКУШ)……………………………………………….…….139
Стр.2
Т.С. Злотникова
Университет и город: 100-летие ЯГПУ и 1000-летие Ярославля
В прагматичном ХХ веке расхожим
стало представление о градообразующих
предприятиях, в лучшем случае – НИИ. В
начале века ХХI все чаще подтверждается
мысль о градообразующем значении образовательных
или культурных объектов.
Чем меньше по своей площади, по составу
населения город, тем большее значение
для его презентации в обществе имеют
носители интеллектуальных или художественных
ценностей. Не затрагивая сейчас
вопрос о последних, обратим внимание на
смысл первых в предъявлении России и,
если получится, то и миру достижений
Ярославля, начавшего подготовку к своему
1000-летию.
Ярославский педуниверситет более
года назад, когда еще только начиналась
работа над официальным проектом концепции
подготовки к празднованию юбилея
города, предложил – нет, не альтернативную
концепцию (которая должна была
бы содержать ряд финансово-экономических
позиций, не входящих в компетенцию
одного, пусть и многопрофильного,
вуза). Мы предложили городу Ярославлю
конкретную программу научно-просветительских
мероприятий, направленных
на укрепление имиджа Ярославля как
крупнейшего историко-культурного центра
России. И обозначили срок действия
программы: октябрь 2004 – декабрь 2010
гг. Стоит напомнить, что наше предложение
было связано не только с наличием
значительного опыта проведения различных
общероссийских и международных
мероприятий, но и с тем фактом, что ректор
ЯГПУ профессор В.В. Афанасьев и
автор этих строк вот уже несколько лет
являются членами Общественного совета
по самоуправлению при мэре города Ярославля.
Стоит также напомнить, что 1000летие
Ярославля будет отмечаться через
два года после 100-летия нашего вуза, и
органичным импульсом стал взаимный
интерес города и университета, взаимная
поддержка в общественном сознании России
города и вуза, который вполне можно
назвать в определенном смысле градообразующем
– как минимум, образующим
духовную, научную, образовательную,
культурную среду города.
Работающая под моим руководством
на кафедре культурологии и журналистики
ЯГПУ ведущая научная школа России
по методологии изучения теории и истории
культуры обозначила цели программы:
-
выявить культурологические, исторические,
экономические, социально-психологические
особенности развития и современного
состояния «старых» городов
как существенной компоненты общественного
устройства современной России,
-
выработать научные подходы к формированию
концепции развития таких городов
в контексте глобальных процессов,
-
сформировать патриотическое отношение
жителей к своей «малой Родине» на
примере Ярославля как одного из выдающихся
«старых» городов, динамично
вписывающегося в социально-экономические
и культурно-нравственные
процессы новой России.
Город – мэр В.В. Волончунас, первый
заместитель мэра В.В. Величко, заместители
мэра А.А. Ипатов и В.Н. Сидоров,
сотрудники различных управлений
мэрии – включились в работу, логику которой
мы определили совместными усилиями.
И вот с этого места, как говорят
наши студенты, – поподробнее.
Вряд ли городские власти среагировали
бы на «маниловские» идеи относительно
творческих встреч ученых, пусть
даже известнейших, по поводам, элегантно
сформулированным в недрах искушенного
в плане научной деятельности вуза.
Только по проблемам провинциальной
культуры и провинциальной ментальности
у нас на кафедре защищено более 20 кандидатских
и докторских диссертаций, нашим
университетом были организованы
три научные конференции («Русская про
Стр.3