Печатается по решению Ученого совета Забайкальского государственного университета
Ответственный за выпуск
А. Н. Хатькова, доктор технических наук, профессор, проректор по НиИР ЗабГУ
Редакционный совет:
В. К. Геберт, канд. пед. наук, декан факультета физической культуры и спорта ЗабГУ;
Е. И. Овчинникова, канд. пед. наук, зам. декана ФФК и С по научной работе,
зав. каф. теоретических основ физического воспитания;
Е. В. Альфонсова, канд. мед. наук, доцент, зав. каф. медико-биологических основ физической культуры;
О. Е. Клименко, канд. пед. наук, доцент кафедры педагогики;
Т. А. Соловьёва, аспирант кафедры теоретических основ физического воспитания;
В. В. Аникеева, старший преподаватель кафедры спортивных дисциплин
Физическая культура и спорт в условиях глобализации образовании: материалы I Международной
научно-практической конференции; Забайкальский государственный университет. – Чита,
2013 – 238 с.
ISBN 978-5-9293-0912-0
В сборнике представлены материалы исследовательского, методического и практического характера,
отражающие вопросы социологии и физической культуры и спорта, новых подходов в обучении физическим
упражнениям, методики спортивной тренировки; медико-биологических аспектов физической
культуры и спорта.
ISNB 978-509293-0912-0
© ЗабГУ, 2013
Стр.2
содеРжание
секция 1
теоРетико-Методические аспектЫ ФиЗическоЙ культуРЫ и споРта
Абаев В. А., Пальтиель Л. Р., Куликова Г. И., Шеманаев В. К. Некоторые аспекты содержания
учебно-тренировочной программы подготовки руководителей и участников лыжных
спортивно-оздоровительных туристских походов ..................................................................................7
Аглеев В. Ф. Исследование социально-психологического климата в образовательном
учреждении .................................................................................................................................................10
Астафьев В. С., Верещагина Л. М. Формирование физической культуры личности студентов –
теоретические аспекты ..............................................................................................................................13
Бирюкова А. В. Особенности организации урока физической культуры в коррекционной
школе ...........................................................................................................................................................16
Брискин Ю. А., Питын М. П. Теоретическая подготовка в системе научного познания сферы
физической культуры и спорта .................................................................................................................19
Ван Пин (Wang Ping) Эстетическое воспитание личности будущего специалиста по физической
культуре на примере ознакомления с изобразительным искусством Китая .......................................24
Верещагина Л. М., Астафьев В. С. Профессионально-педагогическое самообразование как
педагогическая проблема ..........................................................................................................................28
Вериго Л. В., Данилова Е. Н. Сетевые ресурсы как средство организации самостоятельной
работы будущих специалистов в области физической культуры и спорта ...........................................32
Галанова Л. В., Галанов В. Ф. Использование круговой тренировки для развития силовых
качеств студенток в процессе занятий физической культурой в вузе ...................................................33
Гарбуз Т. А., Попова Р. Э. Некоторые аспекты становления профессиональной
стрессоустойчивости будущего педагога: детерминанты, педагогические условия, инновации ....35
Дашиева Д. А. Возрастные особенности развития двигательных качеств детей ................................39
Дианов П. В. Современные технологии физического воспитания в средних специальных
образовательных учреждениях .................................................................................................................41
Ермолаева М. А., Овчинникова Е. И. Педагогическая практика в школе как этап становления
профессиональной компетенции бакалавра физкультурного образования ..........................................43
Зайчиков А. А. Теоретические основы личностно ориентированного подхода в физическом
воспитании..................................................................................................................................................46
Золотова М. Ю. Оценка субъективных показателей состояния здоровья студенток,
занимающихся оздоровительной аэробикой в рамках учебного процесса ..........................................48
Исмиянов В. В., Хажеева А. А. , Алсанова С. А., Кулигина А. А. Эффективность внедрения
физкультминуток на занятиях студентов в компьютерном классе ........................................................51
Ковалёва Л. С, Максимов А. В., Пустынцева Е. В. Интегрированная среда спортивного
интерната как условие раскрытия потенциала спортивно одарённых детей из районов Забайкальского
края ....................................................................................................................................................53
Кузнецов В. И. Компентентностный подход в подготовке специалистов по физической
культуре .......................................................................................................................................................55
Кузнецов В. И., Кудрявцев М. Д., Галимов Г. Я. Развивающее обучение в формировании
универсальной компетенции по физическому воспитаниюу детей с ограниченными
возможностями ...........................................................................................................................................56
Лобанова Л. Б., Щенов Н. Н. Содержательно-методические особенности метрологии в
различных предметных областях .............................................................................................................59
Мухамитянов Ф. Д. К вопросу о возникновении физической культуры ............................................61
Прокофьева В. Н. Кейс – метод в формировании исследовательской компетенции у студентов .....64
Прокофьева Л. К. Становление и развитие физического воспитания в школах Забайкалья
периода Дальневосточной Республики ....................................................................................................66
Пружинина М. В., Пружинин К. Н. Проблемы и перспективы непрерывного
профессионального образования .............................................................................................................69
Рудякова И. В. Наличие творческих компетенций у преподавателя − важный компонент
в формировании мотивации студентов к занятиям фитнес-технологиями ..........................................72
3
Стр.3
Федорова М. Ю., Буторин А. А. Совершенствование учебно-воспитательного процесса
по физической культуре у учащихся старшего школьного возраста ....................................................74
Федорова М. Ю., Верещагина Л. М. Технология развивающего обучения техническим
действиям по баскетболу младших школьников.....................................................................................76
Фетисов А. А., Сагалеев А. С. Физическая культура и спорт в контексте межкультурного
диалога Востока и Запада ..........................................................................................................................79
Хань Бин Живопись в жанре «цветы и птицы» нового Китая как средство формирования
эстетических чувств и вкуса специалиста по физической культуре и спорту .....................................83
Чередников М. А., Геберт В. К. Обучение метанию малого мяча школьников 6 классов на
уроках физической культуры ....................................................................................................................85
Шестаков В. Н., Наумов А. И., Ткаченко Г. М. Подверженность студентов вредным
привычкам ..................................................................................................................................................88
секция 2.
Медико-биологические и адаптивнЫе основЫ
ФиЗическоЙ культуРЫ и споРта
Абрамова О. А. Исследование признаков полового диморфизма у девушек, занимающихся
плаванием ...................................................................................................................................................90
Альфонсова Е. В. Влияние экспериментального лактат-ацидоза на структурную организацию
вилочковой железы ...................................................................................................................................92
Банцов И. Г., Мяновская Л. А., Емельянов А. С. Концептуальные основы формирования
здоровьесберегающей среды братского педагогического колледжа .....................................................94
Белова И. Ю, Клименко О. Е. Становление личности студента специальности «Адаптивная
физическая культура» ................................................................................................................................97
Бобкова С. Н., Беликова О. А., Искакова Ж. Т. Адаптогены и физическая работоспособность ......99
Высоцкая Т. А., Каргина Т. Г. Этнические здоровьесберегающие технологии на уроках
физкультуры ............................................................................................................................................. 101
Гаськов А. В., Краснояров Г. А., Черкашина С. А. Профилактика нарушений осанки у детей
школьного возраста (10–12 лет) средствами лечебной физической культуры ................................... 104
Гильфанова Е. К. Анализ применения дыхательных упражнений на занятиях
по физическому воспитанию для студентов с отклонениями в состоянии здоровья ....................... 107
Ершова И. А., В. А. Новиков В. А. Основы здорового образа жизни студентов в период учебноэкзаменационных
сессий ......................................................................................................................... 109
Кулешова О. В. Анализ тестирования биологического возраста студентов педагогического
вуза ............................................................................................................................................................ 112
Лобанова Л. Б., Тверская С. С. Алгоритмы основ медицины как ядро здоровьесбережения и
спортивной медицины – содержательная компонента информационной образовательной среды
(ИОС) вуза ................................................................................................................................................ 115
Лю Цисян Традиционная культура питания Китая как основа здорового образа жизни ................. 118
Махов А. С. Основные звенья организационной структуры управления адаптивным спортом
в Ивановской области .............................................................................................................................. 121
Перова Г. М., Галанова Л. В. Применение релаксационной гимнастики для восстановления
организма студентов с ослабленным здоровьем ................................................................................... 123
Перова Г. М., Флоров С. В. Наиболее значимые проблемы уровня здоровья студентов
специальной медицинской группы ......................................................................................................... 125
Рудякова В. Б. Адаптация студентов в условиях обучения ................................................................. 127
Рудякова В. Б., Бобылева Л. А. Профилактика суицидального поведения подростков
средствами физической культуры .......................................................................................................... 129
Самойлова Н. И., Буторин И. В. Тропинка к здоровью .................................................................... 131
Слепнева С. В., Коновалова Н. И., Овчинникова Е. И. Повышение двигательной активности
младших школьников с задержкой психического развития в группах временного пребывания
спортивной школы .................................................................................................................................. 133
Стафеева А. В. Использование оздоровительных технологий в учебно-воспитательном
процессе специальной школы для детей с интеллектуальной недостаточностью ........................... 136
4
Стр.4
Фараджева Н. А., Фараджева О. Н. Формирование культуры здоровья студентов в рамках
целостного процесса физического воспитания в вузе .......................................................................... 138
Хорошева Т. А. Об организации работы со студентами, отнесенными к специальной
медицинской группе ................................................................................................................................ 140
Хорошева Т. А., Бурханов А. И. Здоровьесберегающая деятельность школы – основа
здоровья нации ......................................................................................................................................... 142
секция 3.
совРеМеннЫе тенденции в теоРии
и Методике споРтивноЙ тРениРовки
Аглеев В. Ф. Социально-психологическая адаптация спортивно-одарённых детей в условиях
ГОУ ДОД ДЮСШ по игровым видам спорта Забайкальского края ................................................... 144
Аксенов М. О. Мониторирование адаптации спортсменов с использованием новейших
технологий ................................................................................................................................................ 146
Аксёнова А. В., Кулакова О. В. Изучение спорта как социального института и его роли в
социализации молодежи .......................................................................................................................... 154
Астафьев В. С., Верещагина Л. М. Методика формирования педагогических умений девочекволейболисток,
занимающихся в ГНП ДЮСШ .................................................................................... 156
Бобылева Л. А., Аникеева В. В., Фоменко Е. Г. Влияние психоэмоционального состояния на
спортивный результат биатлонистов 13–14 лет .................................................................................... 162
Болтовский А. Ю. Особенности построения тренировочного процесса борцов юношей грекоримского
стиля ......................................................................................................................................... 164
Борисов В. В., Бодялов А. А. Управление учебно-тренировочным процессом в футбольном
клубе .......................................................................................................................................................... 168
Ботвин Д. С. Исследование морфофункциональных особенностей спортсменов различной
квалификации, занимающихся пауэрлифтингом .................................................................................. 171
Волхонская Г. П., Окунева А. Г. История становления танцевального спорта России .................... 173
Гаськов А. В., Жамьянов Б. В. Исследование параметров соревновательной деятельности
боксеров-юношей ..................................................................................................................................... 176
Гаськов А. В., Колмакова О. Ю. Современные методы спортивного отбора на примере
дерматоглифики........................................................................................................................................ 179
Герц В. С., Ланцов П. В., Е. И. Овчинникова Е. И. Способы развития концентрации действий
стрелка-биатлониста на огневом рубеже ............................................................................................... 182
Карачев Б. Г., Нохрин М. Ю. Организация физической подготовки сотрудников уголовноисполнительной
системы на современном этапе .................................................................................. 185
Кочмёнева Е. В. Организация и проведение спортивных мероприятий ............................................ 188
Кошкин Е. В. Исследование влияния общительности тренера на его взаимодействие со
спортсменами и результат их соревновательной деятельности .......................................................... 190
Кульгина Я. О., Самойлова Н. И. Воспитание скоростно-силовых качеств средствами «каратэ
Киокусинкай» ........................................................................................................................................... 193
Малолыченко С. Н. Управление функционированием ДЮСШ в режиме развития ......................... 195
Мурзина Т. Б. Определение соматотипа как критерий отбора детей в легкой атлетике ................... 197
Неъматов Б. И., Неъматова С. И. Развитие детского спорта в Узбекистане .................................. 200
Попрошаев В. А. Влияние занятий бодибилдингом рекреационной направленности на
морфо-функциональные показатели юношей 18–20 лет ..................................................................... 203
Рудякова И. В. Фитбол-аэробика – инклюзивный вид фитнес-технологий ...................................... 205
Самедова А. М., Рябова Е. А. Воспитание как часть целостного педагогического процесса
в ДЮСШ ................................................................................................................................................... 207
Соловьева Т. А., Лаврик О. С. Моделирование учебно-тренировочного процесса юных
биатлонистов в особых экологических условиях ................................................................................. 209
Солоницын Р. А. Стрелковые тренировки как средство оздоровления сотрудников
правоохранительных органов, получивших посттравматический синдром ...................................... 212
Срулевич Д. В. Мемориальные спортивные соревнования в Чите ..................................................... 214
Старкова Е. В., Кузнецова О. Б. Адаптация студентов-спортсменов к умственным нагрузкам
стрессового характера ............................................................................................................................. 217
5
Стр.5
Титлов А. Ю., Лобанова Л. Б., Ильин А. А. PowerPoint — ППП на материале физической
культуры и спорта .................................................................................................................................... 219
Ушакова Т. В. Современные подходы к физической культуре на основе инновационных фитнестехнологий
................................................................................................................................................ 223
Чайченко М. В. Мониторинг физического развития детей старшего дошкольного возраста в
процессе занятий физического воспитания в ДОУ .............................................................................. 225
Шеманаев В. К., Абаев В. А, Зимодро Ю. А. К вопросу о профессиональной подготовке
инструкторов-проводников спортивно-оздоровительного туризма для коммерческой сферы
деятельности ............................................................................................................................................. 227
Шенделева С. В., Шенделев Д. Е. Особенности психологической подготовки спортсменаединоборца
к соревновательной деятельности ..................................................................................... 230
Эрдонов О. Л. Контроль функционального состояния студентов занимающихся мини-футболом
с применением пульсометра POLAR ..................................................................................................... 233
Юдина Н. Н., Обидова О. А. Формирование устойчивого интереса к занятиям физическими
упражнениями в вузе ............................................................................................................................... 236
секция 1
теоРетико-Методические аспектЫ
ФиЗическоЙ культуРЫ и споРта
УДК [338+796.5]:001.895
В. А. Абаев,
доцент каф. физкультуры РГПУ им. А. И. Герцена,
6
Стр.6