ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО РЫБОЛОВСТВУ
Балтийская государственная академия рыбопромыслового флота
ИЗВЕСТИЯ
Балтийской государственной академии
рыбопромыслового флота:
психолого-педагогические науки
(теория и методика профессионального образования)
The Tidings of the Baltic State Fishing Fleet Academy:
Psychological and pedagogical sciences
(Theory and methods of professional education)
№ 4 (26)
НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ
КАЛИНИНГРАД
2013
1
Стр.1
ББК 74.58
Учредитель: Балтийская государственная академия рыбопромыслового флота
Известия Балтийской государственной академии рыбопромыслового флота:
психолого-педагогические науки (теория и методика профессионального образования)
The Tidings of the Baltic State Fishing Fleet Academy; Psychological and pedagogical
sciences (Theory and methods of professional education) научный рецензируемый журнал /
под ред. д-ра пед. наук, проф. Г.А. Бокаревой.
– Калининград: Изд-во БГАРФ, 2013. – № 4 (26). – с.
ISSN 2071-5331
Key title: Izvestja Baltiyskoy gosudarstvennoy akademii
Abbreviated key title: Izvestija BGARF
Key title in original characters: Известия Балтийской государственной академии рыбопромыслового флота
Научный журнал сформирован и активно развивается в концепте научной школы по
внедрению профориентированного процесса обучения на основе дифференциальноинтегрального
подхода, основателем которой является Заслуженный деятель науки РФ,
доктор педагогических наук, профессор Галина Александровна Бокарева.
Рецензируемый научный журнал входит в Перечень ведущих рецензируемых
научных журналов и изданий, в которых должны быть опубликованы основные научные
результаты диссертаций на соискание ученых степеней доктора и кандидата наук (решение
ВАК РФ от 19 февраля 2010 года № 6/6);
зарегистрирован Федеральной службой по надзору в сфере массовых коммуникаций,
связи и охраны культурного наследия (свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-31377 от 11 марта 2008г.);
представлен в НАУЧНОЙ ЭЛЕКТРОННОЙ БИБЛИОТЕКЕ (НЭБ) - головном исполнителе проекта
по созданию Российского индекса научного цитирования (РИНЦ) и имеет импакт-фактор
Российского индекса научного цитирования (ИФ РИНЦ) (сублицензионный договор №17-11/08).
Сайт журнала http: //www.bgarf.ru
Подписной индекс: по каталогу Роспечати - 70679
Выходит 4 раза в год. Распространяется в Российской Федерации по подписке и в
розницу. Перепечатка материалов из журнала допускается по согласованию с редакцией
журнала. Ссылка на журнал обязательна.
РЕДАКЦИОННЫЙ СОВЕТ:
ГЛАВНЫЙ РЕДАКТОР:
Бокарева Галина Александровна, доктор педагогических наук, профессор,
Заслуженный деятель науки Российской Федерации
ОТВЕТСТВЕННЫЙ РЕДАКТОР:
Бычкова Ольга Серафимовна, кандидат педагогических наук, профессор
ЧЛЕНЫ РЕДАКЦИОННОЙ КОЛЛЕГИИ:
Бокарев Михаил Юрьевич, доктор педагогических наук, профессор
Гребенюк Татьяна Борисовна, доктор педагогических наук, профессор
Лушников Евгений Михайлович, доктор технических наук, профессор
Чуксина Ирина Георгиевна, доктор педагогических наук, профессор
Включены научные статьи, посвященные актуальным проблемам
профессионального педагогического образования. Журнал рассчитан на широкий круг
ученых, специалистов в области педагогики, профессиональной педагогики, инженерной
педагогики, теории и методики профессионального образования, аспирантов, докторантов
и соискателей. Статьи печатаются в авторской редакции.
ISSN 2071-5331
ISBN 978-5-7481-0307-7
© Авторы статей, 2013
© Балтийская государственная академия
рыбопромыслового флота (БГАРФ), 2013
2
Стр.2
СОДЕРЖАНИЕ
От главного научного редактора………………………………………….5
НЕПРЕРЫВНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
Алтунина В.В. Практико - ориентированные образовательные модели как
необходимое условие модернизации экономического образования……………6
Пельменев В.К., Тимофеева В.В., Силина С.Н. Моделирование социального
партнерства в системе непрерывного профессионального образования……….9
Серых А.Б., Лифинцева А.А., Торопов П.Б. Модель развития
междисциплинарной кафедры психологии и социальной работы………………19
Бокарев М.Ю., Бычкова О.С. Феноменология профессионализма при
подготовке и переподготовке преподавателей в инженерном образовании……25
Полупан К.Л., Азарова О.В. Модернизация учебно - методического
обеспечения образовательного процесса в вузе…………………………………29
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
Бондин В.И., Мануйленко Э.В., Жаброва Т.А. К вопросу о сущности и
содержании понятия «культура здоровья человека»……………………………36
Самсонова Н.В., Кондратенко Б.А. Индивидуализация и персонализация
профессионального образования в ВУЗе…………………………………………42
Зайцев А.А. Методология нормирования нагрузок в физической культуре…...48
Тимофеева В.В. Кластерная методология как методология активного
проектирования……………………………………………………………………..53
Бугова Г.В., Рожкова Л.В. О формировании универсальных учебных действий
учащихся средствами художественной гимнастики……………………………..60
Румянцева Г.Н., Мурга В.В., Иванов Ю.Н., Марасанов Н.С. Практикоориентированные
методики обучения студентов диагностике, лечению
повреждений и заболеваний коленного сустава у детей…………………………64
ИНЖЕНЕРНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
Минин М.Г., Вьюжанина Н.Ю. Практико-ориентированное обучение как
средство повышения адаптивности и качества инженерного образования……71
Мойсеенко С.С., Семенов К.М. Имитационное моделирование в подготовке
специалистов по организации перевозок…………………………………………78
Кузнецов Е. Г. Результаты экспериментальной проверки применимости
педагогической технологии формирования экологической готовности
инженерно-управленческих кадров водного транспорта………………………83
Жестовский А.Г. Диверсификация системы подготовки морских инженеров в
области информационной безопасности…………………………………………90
Матушак(Присяжная)А.Ф.
ПОДГОТОВКА НАУЧНЫХ КАДРОВ В РОССИИ И ЗА РУБЕЖОМ
Выбор педагогических
технологий
преподавателями вузов Польши и России………………………………………96
Сазонова З.С., Захарян М.А. Реализация краткосрочных дополнительных
образовательных программ, актуальных для отечественных и зарубежных
студентов разных уровней высшего образования……………………………..100
Фадеев В.Ю., Усов Р.В. Критерии эффективности процесса формирования
готовности выпускников военных вузов к стрельбе в экстремальных
условиях……………………………………………………………………………104
Маренникова Л.В. Твиттер в обучении студентов английскому в системе
проектной деятельности…………………………………………………………..109
3
Стр.3
ФУНДАМЕНТАЛЬНАЯ ЕСТЕСТВЕННО - НАУЧНАЯ
ПОДГОТОВКА СПЕЦИАЛИСТОВ
Демидова Н.С. Профессионально ориентированные задачи механики в
процессе подготовки студентов автомобильно-дорожного вуза………………113
Самусенко В.Н. Зайцева В.Ф., Евдокимов С. Н. О соотношении
математического и утилитарного подходов к разрешению проблемы
обозримости изучаемой ситуации…………………………………………..........119
Артищева Е.К. Оценка сдвига успеваемости учебных групп в ходе педагогического
эксперимента……………………………………………………………………………126
Корнева И.П. Модель предпринимательской культуры морских инженеров как
цель обучения математике в техническом вузе…………………………………135
Лигатюк П.В. Постдипломное медицинское образование в Калининградской
области…………………………………………………………………………….138
Жиляева И.А. Использование рейтинговой оценки кафедр как один из
инновационных методов управления деятельностью вуза……………………..142
ИСТОРИЯ ПЕДАГОГИКИ И ОБРАЗОВАНИЯ
Шахов В.А. Образование и национальные традиции в контексте
культурного детерминизма Калининградского локуса…………………………150
Федорова С.И. Формирование ценностного отношения к героическому
прошлому страны в процессе профессиональной подготовки специалистов..159
Карама Л.Л. Вопросы профессионального становления будущего специалиста
по социальной работе……………………………………………………………..162
Любишина С.А. Инновационный подход к методологии исследования
мотивации учения и ее формирования в трудах О.С. Гребенюка……………..164
Шкапенко Т.М. Проблемы интерпретации тестовых материалов по
определению психологического пола ………………………………………………171
АСПИРАНТУРА И ДОКТОРАНТУРА
Жиляева И.А. К проблеме анализа современных механизмов управления
вузом в условиях инновационного развития России на примере внебюджетного
финансирования…………………………………………………………………177
Игнатьева О. Н. Организационно-педагогические условия развития
информационной компетентности преподавателей аграрного вуза………….182
ABSTRACTS…………………………………………………………...187
ИНФОРМАЦИЯ ДЛЯ АВТОРОВ……………………………………………193
Редакционная этика журнала……………………………………195
4
Стр.4
От главного научного редактора
В настоящее время журнал продолжает проходить
подготовку для включения в зарубежную аналитическую базу
данных «Scopus».
В соответствии с требованиями
«SCOPUS» вносятся необходимые изменения, содержание
которых представлено на сайте журнала. Добавлена
редакционная этика журнала для редакторов, рецензентов и
авторов, принят новый порядок экспертизы и рецензирования
статей. Пожалуйста, ознакомьтесь с ними.
Сегодня актуальным в профессиональном образовании
видится внедрение принципиально новой модели обучения,
обеспечивающей динамическое равновесие базового федерального и вузовского
национально-регионального компонентов. Важнейшей перспективой является
формирование личности самих руководителей, преподавателей, учителей и
исследователей. Сегодня личность наделена особым типом профессионального
сознания, ориентацией на развитие обучающегося как личности,
индивидуальности, субъекта познания, являющаяся образцом Наставника,
Учителя, Ученого.
Нынешний номер включил исследования проблем, связанных с разработкой и
внедрением в учебный процесс педагогических технологий, повышающих
интенсивность, качество, уровень мотивации, привлекательность процесса
познания, формирования личности.
Интересны работы,
обращенные
практико-ориентированного подхода
к
образовании, позволяющего сочетать учебу в вузе с практической работой.
Авторские исследования образовательных технологий, представляющие
развитие и формирование критичности педагогического мышления, научную
принципиальность,
профессиональном образовании.
Убедительными представлены результаты подготовки специалистов
фундаментальными естественно – научными дисциплинами, проблемы
инженерного образования, материалы раздела «Подготовка научных кадров в
России и за рубежом».
Ознакомиться со статьями номера Вы можете на сайте журнала
http: //www. bgarf.ru
От лица редакционного совета поздравляем всех многочисленных авторов с
наступающим Новым годом, желаем профессиональных обретений и
человеческого счастья каждому, приглашаем педагогическую общественность и в
дальнейшем активно принимать участие в исследованиях и публикациях
С уважением,
Галина Александровна Бокарева
доктор педагогических наук,
профессор БГАРФ ФГБОУ ВПО «КГТУ»
Заслуженный деятель
науки Российской Федерации
5
несут конструктивные идеи совершенствования в
использованию
в непрерывном профессиональном
Стр.5
ABSTRACTS
Altunina V.
Practice - oriented educational models as a prerequisite for economic modernization of
education
This article discusses the lack of practical training of graduates of specialties and areas of
economic and analyzes possible solutions, taking into account the progressive international
experience.
Keywords: practical training; applied bachelor; training team
Pelmenev V.,TimofeevaV., Silina S.
Modeling of social partnership in continuing professional education
The article reveals the technology of simulation of social partnership in the innovation system of
continuous professional education, established on cluster principle in the form of a Regional
branch of the interoperate training complex
Keywords: regional branch interoperate educational complex; social partnership; cluster
principle
Bokarev M., Bychkova O.
Phenomenology of professionalism in the training and retraining of teachers in engineering
education
Phenomenology is defined professionalism in the training and retraining of teachers in
engineering education, justified the demand for psychological knowledge in the training and
retraining of teachers for schools in the system of additional vocational training, identifies
features of mental qualities of the personality of the teacher
Keywords: professionalism; psychological competence; training and retraining of teachers;
professional competence; additional professional education
Polupan K. Azarova O.
Modernization of Courseware Provision in the Educational Process at Higher Professional
Institution
The article deals with the burning issues of elaboration and implementation of courseware
documentation under constantly changing requirements set by educational standards.
Keywords: curriculum, general education program; educational standard; competencies;
changes; and integration
Bondin V.,Manujlenko E., Ghabrova T.
To the question of the nature and content of the concept "people's culture and health"
Discusses the various views to determine the nature and content of the concept "people's culture
and health" the philosophy historical and psychological pedagogical aspect
Keywords: culture; education; health; way of life
Samsonova N., Kondratenko B.
Individualization and personalization of professional education in higher education
institution
Article contents the terms of alarming individualization and personalization (regarding the
vocational training in higher educational institutions) in the conditions of information society
forming in the Russian Federation. The author describing views of Russian scientists of learning
individualization and personalization. Emphasizes the need to introduce personalization into the
educational and pedagogical process at universities
Keywords: educational process; theory and technique of professional education; socialization of
students; a learning individualization; learning personalization
Zajcev A.
The methodology of valuation loads in physical education
There were looked the statistical, physical and physiological approaches to rationing loads in
physical education.
Keywords: physical education; estimation; valuation; rules
187
Стр.187
Timofeeva V.
The cluster methodologyas a methodology of active design
Model cluster methodology is considered as a centre of cooperation of state institutions,
scientific and educational organizations, businesses, investors and society. Scientific novelty is
the development of technologies of creation of clusters presented in the form of a graphic space
thoughts active design. The paper formulates the axioms of the effective application of the active
design
Keywords: cluster methodology; cluster initiative; triple cluster spiral; space thoughts active
design
Bugova G., Rogkova L.
About the formation of universal learning activities of pupils using means of artistic gymnastics
The Article is sanctified to the analysis of possibility facilities of artistic gymnastics to assist forming of
universal educational actions at students, as bases of ability to study, to the achievement of the planned
educational scores
Keywords: federal state educational standards of universal education of the second generation; universal
educational actions; system and activity approach; role of artistic gymnastics in development of students
Rumjanceva G., Murga V., Ivanov Y., Marasanov N.
Practical orientation methods of teaching students the diagnosis, treatment of injuries and
diseases of the knee joint in children
Describes proven practice-oriented teaching methods medical students diagnosing, treating
injuries and diseases of the knee joint in children presents an experience Tver Medical Academy
Keywords: practical orientation; modern approaches, diagnostics, treatment, injury and disease
of the knee joint in children
Minin M., Vjuganina N.
Practice-oriented learning as a means of increasing adaptability and quality of engineering
education
The article considers the demand for graduates on the labour market and their competitiveness
is seen as the main indicator of the education system ability to adapt to changes and its quality,
and the role of practice-oriented learning technologies in this process
Keywords: adaptability; education quality; employer requirements; practice-oriented learning
Mojseenko S., Usov R.
Simulation modeling in preparation Specialists in transport
The article examines the methodology and methods of use of simulation models in the training of
specialists in the field of organization and management of traffic and transport. The results of
simulation models in the learning process
Keywords: training; technology training; simulation models and games
Kuznetsov E.
Experimental results verify the applicability of educational technology readiness of Ecological
Engineering and management training of water transport
On the basis of the developed pedagogical technology of formation of ecological readiness of
future logistics engineer and to management on transport (water) ways of greening of
professional knowledge at students reveal. It is described stating, forming stages, a stage of
processing of empirical data and their theoretical generalization of applicability of pedagogical
technology. Final results of research are given
Keywords: water transport; ecological readiness; pedagogical experiment; organization of
transportations
188
Стр.188
Ghestovsky A.
Diversification of the systems of training marine engineers in the field of informational
security
Creation of a unified system of personnel training in the field of information security, providing
not only training of qualified specialists in the field of information security and protection, but
also the perspective of information security for all categories of marine specialists trained in
vocational education, in particular marine engineers.
Keywords: marine engineer; competence; protection of information; differential-integral
approach
Matushak(Prisjagnaja)A.
Choice of pedagogical technologies by Polish and Russian higher school teachers
The paper describes the comparative analysis results of preferences in choosing pedagogical
technologies by Polish and Russian higher school teachers. Selected technologies are
characterized. Questionnaire results of teachers from the two countries are shown.
Keywords: educational technology; pedagogical technology; student-centered technology;
teacher-centered technology; group work; moderation; brainstorming; case-technology; role play
Sazonova Z.S. Zaharyan M.
Realization of shot-term supplementary educational programs for students of various levels of
higher education.
We discuss the experience of approbation of short-term supplementary educational programs,
recommended for students of various levels of professional preparation studying at MADI.
Mastering of these programs is oriented at forming and increasing the levels of competencies of
self-organization and effective communications.
Keywords: self-organization; effective communication; supplementary educational programs;
students of various levels of higher education
Fadeev V.,Usov R.
Performance criteria the formation of readiness to graduates in the higher military
educational institution in extreme conditions
The article discusses the experimental work in the conditions of educational activities in the
military academies
Keywords: process; the formation method; experimental work; pedagogical research; shooting in
extreme conditions; efficiency
Marennikova L.
Using Twitter in teaching students English language while doing the project work
The potential of the Internet services are seen in the article, the essense of Twitter, the
characteristics of this service, it’s basic didactical characteristics, the aims of teaching on the
basis of Twitter, the directions of using different informational technologies are described, the
experience of using Twitter by the author for teaching students English language on the basis of
the integration of this service into the project work
Keywords: the educational potential of the Internet services; Twitter; the didactical
characteristics of Twitter; informational technologies; project work
Demidova N.
Professionally oriented mechanics problems in the process of teaching students
of automobile and road building institute
In the connection with competence approaching to teaching students of the automobile and road
building institute the content of generally theoretical constituent of education programs was
overworked to provide its connection with other disciplinces and professional direction. As an
example we give in this article the material, included in the lecture “Bodies collision”, for the
students of the automobile transport faculty. Body’s collisions were considered as automobiles
collisions. It gives, in our opinion, increasing student motivation for learning this theoretical
aspect that lies on the border of physics and theoretical mechanics, having connected it with
forming professional interests of students.
189
Стр.189
Keywords: competence approaching; direct collision; angle collision; restoration coefficient;
impulse; kinetic energy
Samusenko V., Zajceva V.,Evdokimov S.
On the relation between mathematical and utilitarian approaches toResolve the problem of
visibility study situation
The data necessary to form corresponding grounds of relevance, information database when
there is a problem of visibility situations. The decision highlighted priority Consider the example
accounting features of the environment. By mathematical calculations proved that a phased way
to reduce initial data array does not eliminate the effect of uncertainty in finding information
about the situation as foreseeable. Hypothesized that productive resolution stated problem can
contribute insight into the essence of the object of study terminology - the concept of «situation"
Keywords: situation; visibility; create the database; signs of the external environment; relevant
information
Artishcheva E.
The estimation of shift of progress of educational groups
in pedagogical experiment
The Article shows any possibilities of application of McNemar’s statistical criterion for tracing
of dynamics of progress in pedagogical experiment. The example is dynamics of experimental
and control groups progress whis realisation of technology of correction of students’ knowledge.
Keywords: pedagogical experiment; technology of correction of knowledge; progress;
McNamara’s statistical criterion (G-criterion of signs)
Korneva I.
Model entrepreneurial culture marine engineers as a goal of teaching mathematics at the
Technical Institute
In the article the model of entrepreneurial culture is presented. The necessity it’s forming during
professional preparation of future engineers in technical higher educational institution is
showed
Keywords: model; scientific school; entrepreneurial culture; differential-integral approach;
innovative technology; professional training
Ligatyuk
Graduate medical education in the Kaliningrad region
Discusses the importance of the competitive advantages of the Baltic Institute of Medicine of the
Federal University of Kant in postgraduate education
Keywords: educational process; and health education
Zhilyaeva I
Using departments rating as one of the innovative methods of management of the university
Due to formation of innovative economy in Russia and new requirements in higher education, it
has led to the search for innovative methods of management of the university, one of which is the
ratings of structural units of the university engaged in the educational process. The article
considers the rating systems and criteria for evaluation of the departments used in various
universities in Russia, the procedure of the ratings, possible results of the ratings of departments,
as well as conclusions
Keywords: faculty rating; criteria for evaluating departments; innovative methods of
management of structural units of the university
190
Стр.190
Shakhov V.
Education and national traditions in contest of cultural determinism for Kaliningrad locus
In this article Kaliningrad exclave is determined as special educologic locus. Particular
importance of education and ethnocultural traditions in development of mutual cultural and
national treasures is distinguished
Keywords: exclave; sociocultural locus; educology; Russobalts; ethnocaltural traditions
Fedorova S.
Formation of the valuable relationship to the heroic past of the country in the course of
vocational training
The peculiarities of formation of the valuable relationship to the heroic past of the country in the
process of training students, revealed the meaning and content of the heroic past in the
development of patriotism, citizenship and moral and spiritual culture
Keywords: value attitude; heroic past; training
Karama L.
Issues of professional development of the future specialist in social work
The article describes the problem of forming a professional position of a future social worker in
the course of his training at the university through the formation of professional and important
qualities
Keywords: professional position; the system of vocational important qualities; professional
training; interactive methods of learning; volunteering
Lyubishina S.
Innovative approach to the methodology of the study motivation and its formation in the works
of O. Grebeniuk
The article considers the system of scientific views and approaches underlying the study of
motivation teachings and labor Professor O.S. Grebeniuk. Considered the levels of development
of motivation. Presents a comprehensive description of the stages of education motivation.
Keywords: methodology; motivation; motivation teachings and labor; systematic approach
Shkapenko T.
Interpretative problems of tests for psychological sex diagnosing
The paper analyzes the problem of masculinity-femininity testing on the basis of Sandra Bem test
translations into Polish and Russian languages. The necessity of psychological research
conducting on the basis of the concepts that are verbalized in national languages is postulated.
We describe the results of empirical research in the field of gender asymmetry in Polish
adjectives that can be used for diagnosing psychological sex.
Keywords: gender; gender studies; gender asymmetry; masculinity; femininity; Sandra Bem test,
ethnospecific сoncept
Zhilyaeva I.
About the problem of analysis of contemporary mechanisms of control of the university within
the innovation development of Russia by example of extra budgetary funding
One of the main conditions for the development of innovative economy in Russia at the present
stage is the radical change in the system of higher education. Education turns into a strategic
resource for economic growth and competitiveness of the country. It is clear that the
introduction of innovative educational programs require large financial investments. Therefore
the problem of financing of this sector is becoming more relevant. The article examines the
sources of extra-budgetary funding of universities. It describes paid educational services offered
by universities, provides a brief historical background on the development of this type of service
in Russia, and considers the sources of their funding. The article proposes measures for
generation of extra-budgetary funds through the provision of paid educational services
Keywords: innovation economy; sources of funding; higher education; budget; extra-budgetary
fun
191
Стр.191
Ignatyeva O.
Organizational and pedagogical developments in information competence of teacher’s
agricultural university
The author examines the problem of development of information competence of teachers of
agricultural university. This article clarifies the concept of "organizational and pedagogical
conditions", is considered complex organizational - pedagogical conditions necessary for the
successful implementation of the development of information competence of teachers
Agricultural University, presented their distribution and grade of the subject
Keywords: information competence; organizational - pedagogical conditions; the levels of the
subjectding; paid educational services
192
Стр.192
ИНФОРМАЦИЯ ДЛЯ АВТОРОВ
НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «Известия Балтийской государственной академии
рыбопромыслового флота: психолого-педагогические науки»
(теория и методика профессионального образования)
Редакционная коллегия серии «психолого-педагогические науки» научного
журнала «Известия БГАРФ» приглашает педагогическую общественность к публикации
результатов с позиции исследований изучаемых проблем и освещению научной жизни в
очередном номере журнала.
Научные статьи принимаются и рецензируются специалистами по направлению
психолого-педагогические науки следующих рубрик:
- методология педагогических исследований;
- управление и менеджмент качества в образовании;
- образовательные технологии;
- непрерывное профессиональное образование;
- инженерное профессиональное образование;
- военное образование;
- фундаментальная естественнонаучная подготовка специалистов;
- аспирантура и докторантура;
- история педагогики и образования;
- информация.
Принимаются статьи, научные обзоры, неопубликованные, малоизвестные научные
данные по заявленной проблематике от ученых, преподавателей, аспирантов, докторантов,
научных сотрудников.
Просим представлять материалы в следующем виде:
1) статьи в формате Word, кегль 14 Times New Roman; междустрочный –
одинарный; объем – от 4 до 12 страниц;
2) рисунки и диаграммы в виде единого изображения (объекта) в форматах BMP,
TIFF или JPG в масштабе 1:1, разрешением от 270 до 400 dpi, не требующие
дополнительной доработки, полностью соответствующие распечатке, предоставляемой
автором (подрисовка, подчистка бумажного оригинала при отсутствии соответствующих
изменений в электронном виде не допускается). Рисунки, выполненные в цвете, должны
быть преобразованы авторами в полутона (grayskale), таблицы – в формате Word;
3) краткое резюме статьи на русском и английском языках; ключевые слова или
словосочетания на русском и английском; название статьи – на русском и английском, список
пристатейной литературы;
4) рецензия ведущего специалиста;
5) статьи аспирантов, докторантов требуют рецензии научных руководителей или
научных консультантов;
6) электронный вариант, печатный вариант на бумаге форматом А4;
7) к тексту, представленному для публикации, просим приложить данные об авторе:
Ф.И.О. автора, телефон, почтовый адрес, е-mail, ученая степень, звание, почетные звания, место
работы и должность.
Автор может представить не более 2-х статей в номер журнала, соавторство – не более 2х
статей.
Редакция не принимает к рассмотрению рукописи, если отсутствуют предъявленные
требования. Редакция оставляет за собой право отправлять рукописи статей на независимую
экспертизу. При наличии отрицательной рецензии решение о публикации может быть принято
редколлегией. Плата с аспирантов за публикацию рукописей не взимается.
193
Стр.193
Образец оформления
С.И. Иванов
доктор педагогических наук, профессор
заведующий кафедрой
информационных технологий БГАРФ
ipp_bga_rf@mail.ru
Современные тенденции информатизации экономики
и их влияние на профессиональный портрет специалиста
Modern lines of information of economy
and their influence on a professional portrait of the expert
Рассматриваются современные тенденции информатизации экономической сферы
деятельности и их влияние на профессиональный портрет специалистов в области экономики
Modern lines of information of an economic field of activity and their influence on a professional
portrait of experts in the field of economy are considered in the article
Ключевые слова: информатизация; профессиональный портрет; экономика, социальная
система; глобальная кооперация; управленческое руководство
Keywords: information; a professional portrait; economy, social system; global cooperation; an
administrative management
Текст статьи………………………………………………………….
Литература
1.
2.
Материалы просим присылать по адресу:
Редакционный совет журнала «Известия БГАРФ»:
серия психолого-педагогические науки
236029 Калининград, ул. Озерная, 30, уч. корп. № 2, 528а,
кафедра теории и методики профессионального образования,
Бычкова Ольга Серафимовна,
тел. 8(4012) 92-51-55 (внут.2-55),
e-mail: ipp_bga_rf@ mail.ru
Оплата редакционно-издательских услуг производится после принятия редакцией
решения о публикации статьи через кассу БГАРФ или по безналичному расчету по
банковским реквизитам:
Лицевой счет бюджетного учреждения
Наименование:ИНН 3906026941/390601001
УФК по Калининградской области
(ОК02, ФГБОУ ВПО «БГАРФ»,л/с 20356U88400)
Банк:
ГРКЦ ГУ Банка России по Калининградской области г. Калининград
Счет 40501810100002000002 Корсчет нет
БИК 042748001 ОКПО 00471567 ОКОНХ 92110
ОКАТО 27401000000
КБК 00000000000000000130 за публикацию статьи (общий счет)
194
Стр.194
Редакционная этика журнала
«Известия Балтийской государственной академии рыбопромыслового флота:
психолого-педагогические науки
(теория и методика профессионального образования)»
Редакционная этика журнала «Известия Балтийской государственной академии
рыбопромыслового флота: психолого-педагогические науки (теория и методика
профессионального образования)» основывается на Кодексе этики научных публикаций,
разработанном Комитетом по этике научных публикаций (http://publicet.org/code/)
иCommittee on Publication Ethics (COPE - http://publicationethics.org/resources/codeconduct).
Русская версия кодекса представлена ниже, английская версия доступна по
ссылке «Responsible research publication: international standards for editors».
В ней объединяются и раскрываются общие принципы и правила, которыми должны
руководствоваться в своих взаимоотношениях участники процесса научных публикаций:
авторы, рецензенты, редакторы, издатели, распространители и читатели.
Основные термины:
Этика научных публикаций – это система норм профессионального поведения во
взаимоотношениях авторов, рецензентов, редакторов, издателей и читателей в процессе
создания, распространения и использования научных публикаций.
Редактор – представитель научного журнала или издательства, осуществляющий
подготовку материалов для публикации, а также поддерживающий общение с авторами и
читателями научных публикаций.
Автор – это лицо или группа лиц (коллектив авторов), участвующих в создании
публикации результатов научного исследования.
Рецензент – эксперт, действующий от имени научного журнала или издательства и
проводящий научную экспертизу авторских материалов с целью определения
возможности их публикации.
Издатель – юридическое или физическое лицо, осуществляющее выход в свет научной
публикации.
Читатель – любое лицо, ознакомившееся с опубликованными материалами.
Плагиат – умышленное присвоение авторства чужого произведения науки или искусства,
чужих идей или изобретений. Плагиат может быть нарушением авторско-правового
законодательства и патентного законодательства и в качестве такового может повлечь за
собой юридическую ответственность.
Принципы профессиональной этики в деятельности редактора и издателя
В своей деятельности редактор несет ответственность за обнародование
авторских произведений, что накладывает необходимость следования следующим
основополагающим принципам:
– При принятии решения о публикации редактор научного журнала руководствуется
достоверностью представления данных и научной значимостью рассматриваемой работы.
– Редактор должен оценивать интеллектуальное содержание рукописей вне
зависимости от расы, пола, сексуальной ориентации, религиозных взглядов,
происхождения, гражданства, социального положения или политических предпочтений
авторов.
– Неопубликованные данные, полученные из представленных к рассмотрению
рукописей, не должны использоваться для личных целей или передаваться третьим лицам
без письменного согласия автора. Информация или идеи, полученные в ходе
редактирования и связанные с возможными преимуществами, должны сохраняться
конфиденциальными, и не использоваться с целью получения личной выгоды.
195
Стр.195
– Редактор не должен допускать к публикации информацию, если имеется
достаточно оснований полагать, что она является плагиатом.
– Редактор совместно с издателем не должны оставлять без ответа претензии,
касающиеся рассмотренных рукописей или опубликованных материалов, а также при
выявлении конфликтной ситуации принимать все необходимые меры для восстановления
нарушенных прав.
Этические принципы в деятельности рецензента
Рецензент осуществляет научную экспертизу авторских материалов, вследствие
чего его действия должны носить непредвзятый характер, заключающийся в выполнении
следующих принципов:
– Рукопись, полученная для рецензирования, должна рассматриваться как
конфиденциальный документ, который нельзя передавать для ознакомления или
обсуждения третьим лицам, не имеющим на то полномочий от редакции.
– Рецензент обязан давать объективную и аргументированную оценку изложенным
результатам исследования. Персональная критика автора неприемлема.
– Неопубликованные данные, полученные из представленных к рассмотрению
рукописей, не должны использоваться рецензентом для личных целей.
– Рецензент, который не обладает, по его мнению, достаточной квалификацией для
оценки рукописи, либо не может быть объективным, например, в случае конфликта
интересов с автором или организацией, должен сообщить редактору об исключении его из
процесса рецензирования данной рукописи.
Принципы, которыми должен руководствоваться автор научных публикаций
– Автор (или коллектив авторов) осознает, что несет первоначальную
ответственность за новизну и достоверность результатов научного исследования, что
предполагает соблюдение следующих принципов:
– Авторы статьи должны предоставлять достоверные результаты проведенных
исследований. Заведомо ошибочные или сфальсифицированные утверждения
неприемлемы.
– Авторы должны гарантировать, что результаты исследования, изложенные в
предоставленной рукописи, полностью оригинальны. Заимствованные фрагменты или
утверждения должны быть оформлены с обязательным указанием автора и
первоисточника. Чрезмерные заимствования, а также плагиат в любых формах, включая
неоформленные цитаты, перефразирование или присвоение прав на результаты чужих
исследований, неэтичны и неприемлемы.
– Необходимо признавать вклад всех лиц, так или иначе повлиявших на ход
исследования, в частности, в статье должны быть представлены ссылки на работы,
которые имели значение при проведении исследования.
– Авторы не должны предоставлять в журнал рукопись, которая была
отправлена в другой журнал и находится на рассмотрении, а также статью, уже
опубликованную в другом журнале.
– Соавторами статьи должны быть указаны все лица, внесшие существенный
вклад в проведение исследования. Среди соавторов недопустимо указывать лиц, не
участвовавших в исследовании.
– Если автор обнаружит существенные ошибки или неточности в статье на
этапе ее рассмотрения или после ее опубликования, он должен как можно скорее
уведомить об этом редакцию журнала.
196
Стр.196
Порядок рецензирования рукописей
для публикации в научном журнале «Известия Балтийской
государственной академии рыбопромыслового флота:
психолого-педагогические науки»
Научные статьи принимаются и рецензируются членами редакционного совета по
направлению психолого-педагогические науки. Принимаются статьи, научные обзоры,
неопубликованные, малоизвестные научные данные по заявленной проблематике от
ученых, преподавателей, аспирантов, докторантов, научных сотрудников.
При получении рукописи в электронном варианте редакционным советом журнала
проводится проверка на соответствие присланных материалов формальным требованиям,
указанным на сайте журнала в разделе «Информация для авторов».
Если формальные требования к материалам на публикацию не выполнены, то
статья к публикации не принимается «по формальным признакам» и об этом сообщается
автору по электронной почте.
Если формальные требования выполнены, то статья в обязательном порядке
проходит внутреннее рецензирование членами редакционного совета или специально
привлекаемыми рецензентами — докторами наук по научному направлению статьи, не
входящими в состав совета.
Привлечение рецензентов осуществляется в случае необходимости, определяемой
членами редакционного совета.
Целью внутреннего рецензирования является содержательная экспертная оценка
качества научной статьи по следующим обязательным критериям научности:
соответствие названия статьи ее содержанию;
формулировка решаемой проблемы или задачи;
обоснование актуальности представленных материалов;
исследовательский характер статьи;
аргументированность изложения и выводов, в частности наличие ссылок на
использованную литературу и другие информационные источники;
научная новизна и практическая значимость полученных результатов;
наличие выводов по результатам статьи;
наличие списка литературы со ссылками на источники в тексте статьи.
При получении отрицательной внутренней рецензии, редакция оставляет за собой
право не публиковать статью или отправляет ее на доработку. Внутренние рецензии
хранятся в редакции научного журнала вместе с материалами на публикацию статей без
ограничения срока. Редакция обеспечивает обязательное предоставление рецензии
авторам рукописей на адрес электронной почты.
Редакция не вступает с авторами в переписку по методике написания и оформления
научных статей, и не занимается доводкой статей до необходимого научно-методического
и литературного уровня. Редакция не вступает с авторами в содержательное обсуждение
статей! Точка зрения редакции и внутренних рецензентов Научного журнала может не
совпадать с точкой зрения авторов и это несовпадение не является основанием для
отклонения статей.
Редакционный совет принимает решение о публикации и очередности размещения
статьи в последующих номерах журнала.
Руководит работой редакционной коллегии главный научный редактор, доктор
педагогических наук, профессор, Заслуженный деятель науки РФ Бокарева Г.А.
Главный научный редактор,
доктор педагогических наук, профессор
197
Г.А. Бокарева
Стр.197