МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ
БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ВОРОНЕЖСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
УНИВЕРСИТЕТ»
МЕТОДИКА НАПИСАНИЯ КУРСОВОЙ РАБОТЫ
Учебно-методическое пособие
Составитель
Е. О. Кузьминых
Издательско-полиграфический центр
Воронежского государственного университета
2012
Стр.1
СОДЕРЖАНИЕ
Цель и значение курсовой работы.................................................................... 4
Этапы подготовки курсовой работы................................................................ 4
Структура и содержание курсовой работы ..................................................... 6
Стилистическое оформление курсовой работы.............................................. 9
Техническое оформление курсовой работы.................................................. 10
Общие требования......................................................................................... 10
Оформление титульного листа..................................................................... 11
Оформление содержания.............................................................................. 11
Нумерация страниц, глав и параграфов ...................................................... 11
Оформление цитат и ссылок ........................................................................ 12
Оформление иллюстративного материала.................................................. 12
Оформление списка использованной литературы..................................... 13
Оформление приложений............................................................................. 13
Защита и критерии оценки курсовых работ.................................................. 13
Список использованной литературы.............................................................. 15
Приложения...................................................................................................... 16
Приложение 1. Образец оформления титульного листа курсовой работы.... 16
Приложение 2. Образец оформления содержания курсовой работы ......... 17
Приложение 3. Примеры оформления библиографического описания..... 18
3
Стр.3
библиотеки им. И.С. Никитина: www.vrnlib.ru/root/electroncatalog. Адрес
электронного каталога ВГУ в интернете: www.lib.vsu.ru.
Студенты могут использовать доступ в Интерент в специальных интернет-классах
ВГУ: пр-т Революции, 24, к. 417; пл. Ленина, 10, 2-й этаж,
Центр Интернет ВГУ; Университетская пл., 1, к. 345а.
Для того чтобы работа носила исследовательский характер, была правильно
и грамотно оформлена, ее необходимо тщательно спланировать.
Первоначальный вариант плана работы составляется в ходе предварительного
ознакомления с возможными источниками информации. Он помогает
установить общий круг вопросов, определить основные направления в
освещении основных аспектов темы. После согласования пунктов плана его
утверждает преподаватель, и студент приступает к детальному изучению
отобранных литературных источников. Основными формами фиксирования
необходимой информации на данном этапе являются выписки цитат,
аннотирование, конспектирование необходимой информации, с точным
указанием источника, автора, издательства, года издания, страниц для последующего
использования при составлении списка литературы. По итогам
этого этапа работы возможно изменение и уточнение первоначального плана
и корректировка названия темы. Все изменения в плане должны быть согласованы
с научным руководителем, который утверждает окончательный
вариант плана. Окончательный план исследования вносится в текст работы
и называется оглавление или содержание.
Далее с учетом окончательного варианта темы и утвержденной структуры
работы студент собирает, анализирует, обрабатывает, систематизирует,
обобщает научные данные, делает выводы и предоставляет научному
руководителю черновой вариант работы. С учетом исправлений и
рекомендаций, сделанных преподавателем, пишется окончательный текст
работы, оформляется в соответствии с установленными правилами и предоставляется
для окончательной проверки не позднее, чем за неделю до
защиты.
СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ КУРСОВОЙ РАБОТЫ
Студенческая письменная работа оценивается не только по содержанию,
актуальности и глубине ее научной разработки, но и по методической
культуре выполнения, одним из показателей которой является правильная
структура текста.
Типовой состав письменной работы предполагает наличие в ней следующих
обязательных компонентов:
– титульного листа;
– содержания;
– введения;
6
Стр.6
– основной части;
– заключения;
– списка использованных источников.
В качестве необязательных компонентов в состав письменной работы
могут быть включены приложения.
Введение – это визитная карточка исследования. Если содержание
основной части может быть любым, поскольку оно индивидуально и диктуется
конкретной спецификой темы, то содержание введения соответствует
принятому стандарту и обязательно должно включать ряд общеприинятых
формулировок. Во введении обязательно обосновывается актуальность выбранной
темы, описывается степень разработанности проблемы в научной
литературе, формулируются цель и задачи исследования, указываются объект
и предмет, методы, использованные в работе. Как правило, введение начинается
с обоснования актуальности выбранной темы. Актуальность –
это степень важности темы в данный момент, для решения данной проблемы,
вопроса или задачи. Освещение актуальности не должно быть многословным
(диплом – 1 страница, курсовая – 0,5 страницы). Раскрыть актуальность
можно следующим образом:
– дать обзор работам и указать на малую изученность темы;
– указать на возможность решения определенной практической задачи
на основе полученных и исследованных данных;
– там, где это уместно, можно подтвердить актуальность своего выбора
аргументами социального плана, обосновать с точки зрения накопившихся
социальных проблем.
Следующий этап работы над введением включает в себя описание
степени разработанности проблемы в научной литературе. Здесь необходимо
привести названия основных источников, охарактеризовать сложившиеся
подходы и методы, отметить и оценить индивидуальный вклад в
разработку проблемы различных ученых. Материалы обзора необходимо
систематизировать в определенной последовательности (в основу систематизации
может быть положен хронологический либо логический принцип).
Следует показать, что еще осталось неразработанным, чтобы было понятно,
для чего пишется работа. Сказав, что и как сделано другими, следует перейти
к вопросу о том, что необходимо делать дальше, т. е. сформулировать
цель исследования.
Цель – это тот конечный результат, который необходимо получить
при проведении исследования. Для достижения результата необходимо
сформулировать конкретные задачи в рамках поставленной цели. Это
обычно делается в форме перечисления (изучить..., установить..., выявить...,
выяснить..., сформулировать..., обосновать..., проверить..., создать...,
определить..., описать.. разработать..., испытать... и т. д.). Задач
должно быть несколько. В совокупности они должны представлять собой
7
Стр.7
план, в соответствии с которым разворачивается текст основной части работы.
Основная часть текста – это постепенное решение задач (наиболее
распространенная ситуация, когда формулировки задач совпадают с названиями
глав и параграфов основной части).
После определения цели и задач необходимо перейти к формулировке
объекта и предмета исследования. Объект – это процесс или явление, порождающее
проблемную ситуацию и избранное для изучения. Предмет – это то,
что находится в границах объекта. Именно предмет исследования определяет
тему исследования. Предметом исследования становится сторона объекта,
например те или иные его свойства или особенности, конкретные функции,
т. е. объект в одном из возможных ракурсов рассмотрения.
Пример:
– тема: «Печатная графика в Росси первой четверти XVIII века»;
– цель: рассмотреть место, роль и особенности печатной графики в
изобразительном искусстве России первой четверти XVIII века;
– объект: изобразительное искусство России первой четверти XVIII
века;
– предмет: печатная графика первой четверти XVIII века.
Обязательным требованием к тексту введения является указание методов,
которыми пользовался автор. Они служат инструментом в добывании
фактического материала, являясь необходимым условием достижения
поставленной цели.
Введение, как и заключение, рекомендуется писать после полного
завершения основной части. Следует иметь в виду, что введение и заключение
никогда не делятся на части. Объем заключения должен быть
равен объему введения и составлять 3–4 страницы.
Основная часть курсовой работы посвящена решению поставленных
во введении задач. Чаще всего в основной части сначала излагают теоретические
положения по исследуемой теме, а затем конкретизируемый текстовой
или эмпирический материал, который аргументированно подтверждает изложенную
теорию. Как правило, основная часть состоит из 2–3 глав, каждая из
которых может подразделяться на 2–3 параграфа. В курсовой работе (особенно
это касается исследования, выполняемого студентами 2 курса) достаточно
разделить основную часть на 2–3 главы, не выделяя параграфы. В каждой главе
раскрывается определенная часть проблемы исследования, а в каждом параграфе
– отдельный вопрос темы работы. Названия глав и параграфов не
должны совпадать с темой работы. Названия параграфов формулируются
таким образом, чтобы не выходить за пределы, очерченные названием объединяющей
их главы. Разделы основной части должны быть соразмерны
друг другу как по структурному делению, так и по объему.
В заключении приводится краткое обобщение содержания основной
части, объясняется значение изученной проблемы, формулируются четкие и
8
Стр.8