А. Г. Гимадиев, А. Н. Крючков
Автоматика и регулирование
авиационных двигателей
Электронное учебное пособие
Самара
2010
УДК 621.452 (075)
ББК 39.65
Авторы: Гимадиев Асгат Гатьятович,
Крючков Александр Николаевич
Рецензент: заведующий кафедрой конструкция и проектирование двигателей
летательных аппаратов, д-р. техн. наук, проф. <...> Изложены требования к качеству
переходных процессов в системах регулирования двигателей. <...> Изложен
вывод уравнений математической модели, входящих в состав САР агрегатов. <...> Учебное пособие рекомендуется для магистрантов по курсу лекций
«Автоматика и регулирование авиационных двигателей» в рамках магистерской
программы «Интегрированные информационные технологии в
авиадвигателестроении» по направлению 160700.68 «Двигатели летательных
аппаратов» и может быть полезно при выполнении курсовых работ, дипломных
проектов и подготовке к экзаменам. <...> 6
1 Электронные аналоговые и цифровые системы регулирования
двигателей
8
1.1 Техническое задание на разработку САР двухконтурного ГТД
8
1.2 Функциональная схема и принцип регулирования двигателя
12
1.3 Исследование устойчивости САР двигателя с насосами объемного
типа
14
1.4 Исследование качества регулирования САР двигателя с топливными
насосами объемного типа
30
1.5 Исследование устойчивости САР двигателя с центробежными
34
топливными насосами
1.6 Оценка устойчивости и качества регулирования электронноцифровых САР авиационных ГТД
38
1.7 Выбор основных узлов и элементов регуляторов САР
57
Список использованных источников……………………………………….. <...> Перспективным является разработка и внедрение новых систем
автоматического регулирования (САР) и управления (САУ), позволяющих
более
точно
поддерживать
регулируемые
параметры,
реализовывать
наивыгоднейшие режимы работы двигателя. <...> Выбор параметров САР, обеспечивающих заданные характеристики, и
анализ влияния отдельных параметров на динамические свойства САР
сопровождается большим объемом вычислительных <...>
Автоматика_и_регулирование_авиационных_двигателей_[Электронный_ресурс]_.pdf
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«САМАРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АЭРОКОСМИЧЕСКИЙ
УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ АКАДЕМИКА С.П. КОРОЛЕВА
(НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ)»
А. Г. Гимадиев, А. Н. Крючков
Автоматика и регулирование
авиационных двигателей
Электронное учебное пособие
Самара
2010
Стр.1
УДК 621.452 (075)
ББК 39.65
Авторы: Гимадиев Асгат Гатьятович,
Крючков Александр Николаевич
Рецензент: заведующий кафедрой конструкция и проектирование двигателей
летательных аппаратов, д-р. техн. наук, проф. С. В. Фалалеев
Приведены схемы систем автоматического регулирования авиационных
двигателей и описаны принципы их действия. Изложены требования к качеству
переходных процессов в системах регулирования двигателей. Даны сведения по
законам и программам регулирования ТРД, ТРДД, ТРДДФ и ТВД. Изложен
вывод уравнений математической модели, входящих в состав САР агрегатов.
Дана методика выбора параметров агрегатов, при которых обеспечивается
устойчивость систем и показатели качества регулирования. Особое внимание
уделено электронным цифровым САР двигателей.
Учебное пособие рекомендуется для магистрантов по курсу лекций
«Автоматика и регулирование авиационных двигателей» в рамках магистерской
программы «Интегрированные информационные технологии в
авиадвигателестроении» по направлению 160700.68 «Двигатели летательных
аппаратов» и может быть полезно при выполнении курсовых работ, дипломных
проектов и подготовке к экзаменам.
Подготовлено на кафедре автоматических систем энергетических
установок.
© Самарский государственный
аэрокосмический университет, 2010
2
Стр.2
ОСНОВНЫЕ УСЛОВНЫЕ ОБОЗНАЧЕНИЯ
K- коэффициент передачи
L - акустическая индуктивность
G - массовый расход
М - масса
N - сила
M () - амплитудно-частотная характеристика
P - давление
R- гидравлическое сопротивление
F - площадь
T - постоянная времени
Wj (
Ws - передаточная функция
()
d - диаметр
l - длина
- жесткость, угол тангажа
s - переменная в интегральном преобразовании Лапласа
t - время
v - скорость потока жидкости
- коэффициент демпфирования
- кинематическая вязкость
- коэффициент расхода
- плотность рабочей среды
j=− - мнимая единица
- угловая частота колебаний
1
) - амплитудно-фазовая частотная характеристика
3
ω
ω
γ
ζ
ν
μ
ρ
ω
Стр.3