ИНДЕКС 73371
1 3 (279). l`pŠ 2014
ЧИТАЙТЕ В СЛЕДУЮЩЕМ НОМЕРЕ:
О русском полярном исследователе и естествоиспытателе
Леониде Францевиче Гриневецком (1853–1891) —
основателе поселка Ново-Мариинск на Чукотке
(ныне — город Анадырь)
Усадьба Мара — родовое гнездо
Евгения Абрамовича Боратынского
`. b. knfjhm. МОСКВА. ВОСКРЕСЕНСКИЕ ВОРОТА
У ИВЕРСКОЙ ЧАСОВНИ. `jb`pek|, cr`x|,
cp`thŠm{i j`p`md`x. 1908 (1909) cnd
Московский журнал. История государства Российского. № 3 (279). Март 2014
Стр.1
ЗАБЫТОЕ ИМЯ
В провинции (Торговая площадь в Костроме — атрибутировано К. Н. Степановым).
Бумага на картоне, акварель, белила, графитный карандаш, цветные мелки. 1900-е годы.
Пермская государственная художественная галерея
Дом князя Гагарина на Новинском бульваре (Москва, не сохранился).
Бумага, акварель, белила. 1916 год
Стр.2
1 3 (279). l`pŠ 2014
ТРУДЫ И ДНИ Андрей Александрович Курдюков
Конструктор
b mnlepe:
2
О видном деятеле отечественной
авиационной промышленности
В. Ф. Савельеве (1889–1960)
БЫЛОЕ Ирина Владимировна Грачева
Богородское-Лунино
11
n“…%"=…
Об этой усадьбе и ее владельцах —
Луниных, Полуденских
m. l. j=!=ƒ,…/
" 1791 %3.
b%ƒ%K…%"…
" 1991 %3
k,2!=23!…%.3%›“2"……/L,
,“2%!,*%ИЗ
ДАЛЬНИХ ЛЕТ Ольга Николаевна Лесли
«Благородный муж-патриот»
22
О Смоленском губернском предводителе
дворянства С. И. Лесли (1758–1826)
*!="“*,L
›“ …/L ›3!…=
Главный редактор А. Ф. Грушина
Редколлегия:
l,2!%C%,2 h“2!,…“*,L
`!“…,L (eC,-=…%"),
`. `. a=L, ~. b. a%K!%"“*,L,
b. t. j%ƒ%", b. b. l=*“,…*%,
`. q. l=2!%“%"
Художник-верстальщик:
q. b. o"%"=
Редактор-корректор:
c. m. f%%K%"=
p=“C!%“2!=……,: (495) 912-23-04
hƒ=2: cro &p=*, ›3!…==
&l%“*%"“*,L ›3!…=. h“2%!,
%“3=!“2"= p%““,L“*%%[. 2014
b/C3“* %“3?“2"… C!, -,…=…“%"%L
C%!›* dC=!2=…2= “!“2" =““%"%L
,…-%!=,, , !*=/ %!%= l%“*"/
СВЕТ ПАМЯТИ Александр Николаевич Любавин
О чем напомнил
66
Адрес редакции и издателя: 109004, Москва,
Николоямская ул., д. 45/8, стр.1
Телефон: (495) 911-76-13, 912-94-03
Е-mail: mosmag@mosjour.ru
Официальный сайт: www.mosjour.ru
Журнал зарегистрирован
Государственным Комитетом РФ по печати.
Свидетельство № 012120 от 14.04.1999.
Подписано к печати 12.02.2014.
Печать офсетная.
Объем 12 п. л. Формат 64 х 90/8.
Тираж 5000 экз.
Цена договорная.
Заказ №
Отпечатано:
Филиал «Чеховский Печатный Двор»
ОАО «Первая Образцовая Типография»:
142300, г. Чехов, ул. Полиграфистов, д. 1
Материалы основных рубрик
рецензируются.
ЗАБЫТОЕ ИМЯ Константин Николаевич Степанов
Художник Александр Васильевич
90
Ложкин (1881–1942)
Краткий очерк жизни и творчества
АРХИВ Елена Викторовна Харитонова
Московская оросительная компания
82
Из истории ирригации
Туркестанской области
старый классный журнал
Разбирая брошенный школьный архив
РЕПЛИКА Борис Борисович Давыдов
В начале славных дел
63
Сигурд Оттович Шмидт
и его работа с документами ЦГВИА СССР
ЭНЦИКЛОПЕДИЯ Владимир Алексеевич Воропаев
Н. В. Гоголь и его окружение
30
Матеpиалы к биобиблиографическому словарю
НРАВЫ И ХАРАКТЕРЫ Сергей Георгиевич Григорьев
Камерфурьер Московского Кремля
48
О единственном человеке, занимавшем
эту должность, — прадеде автора статьи
С. В. Инштетове (1822–1898)
Стр.3
ТРУДЫ И ДНИ
Андрей Александрович Курдюков
Конструктор
О видном деятеле отечественной авиационной промышленности
Владимире Федоровиче Савельеве (1889–1960)
Владимир Федорович Савельев.
Фотография 1950-х годов
Работая над статьей о Якове Ивановиче
Седове-Серове — первом сибирском авиаторе1
,
я наткнулся в интернете на очень интересную
фотографию: два молодых человека
стоят у хвоста неизвестного самолета.
Время — весна 1913 года, персонажи: российский
летчик Александр Агафонов и его
механик Владимир Савельев. Заинтересовавшись,
чуть позже прочитал статью Александра
Рослякова «Небесный конструктор»2
, от2
Московский журнал. № 3 (279). Март 2014
куда узнал, что судьба Савельева была тесно
связана с моим родным городом Новосибирском.
Я собрал все, что смог, об этом человеке.
Получившийся в итоге очерк предлагаю
вниманию читателей.
Родился Владимир Федорович Савельев
в большой (были еще брат и две сестры)
семье железнодорожного мастера
в городе Аткарске (по другим сведениям,
место его рождения — станция Елань
Стр.4
ТРУДЫ И ДНИ
А. Агафонов и В. Савельев
у трофейного аппарата REP.
Фотография 1913 года
аэроклубы. Не обошло это веяние стороной
и Я. М. Гаккеля. Получив солидную премию
за работы по трамваю, весной 1909 года
Яков Модестович приступил к созданию
своего собственного аэроплана, отличного
по конструкции от известных на тот момент
заграничных образцов. В середине декабря
его первенец ЯМГ («Гаккель-1») выкатили
на поле Коломяжского ипподрома. Среди
присутствующих был и студент Владимир
Савельев, принимавший участие в строительстве
гаккелевского детища. Однако испытание
закончилось неудачей: аппарат вспыхнул
и сильно обгорел.
А вот «Гаккель-3», в постройке которого
также участвовал Савельев7
, 24 мая 1910 года
на Гатчинском аэродроме пролетел около
200 метров и стал вторым после аппарата
А. С. Кудашева (проделал то же расстояние
днем ранее в Киеве) русским аэропланом,
совершившим полет по прямой8
.
В 1909–1912 годах Владимир Федорович
работал на авиапредприятии ПТА (Петербургское
Товарищество авиации)9
Камышинская3
Саратовской губернии4
.
По окончании двух классов начальной школы
(1903) Володю определили в Саратовское
ремесленное училище, которое он окончил
в 1908 году. Затем трудился «слесарем
на постройке трамвая в г. Саратове»5
. Чуть
позже перебрался в Петербург и поступил
в электро технический институт, где начал
учиться и работать у талантливого инженера
Якова Модестовича Гаккеля6
, занимавшегося
проектированием и постройкой первой
в Петербурге трамвайной линии.
Тогда в России, как и во всем мире, стремительно
возрастал интерес к авиации. Возникали
кружки и общества воздухоплавания,
ванном капитаном Сергеем Ульяниным,
братьями Владимиром и Александром Лебедевыми
и коммерсантом Ломачем. Именно
Ульянина осенила идея создания аэроплана,
который в разобранном виде мог бы легко
транспортироваться за войсками и приводиться
в рабочее состояние всего за два часа.
Проектированием занимались конструкторы
Н. В. Ребиков, В. Ф. Савельев и П. А. Харламов,
строительством — столяр Рогов. 25 января
1911 года самолет был закончен и вскоре
показан на 1-й Международной воздухоплавательной
выставке, проходившей в Петербурге
с 23 по 27 апреля. Биплан ПТА удостоился
Малой золотой медали10
.
В июле 1911 года Владимир Савельев,
по его собственным словам, был механиком
А. А. Васильева во время знаменитого перелета
Петербург–Москва: готовил аппарат
и сопровождал авиатора по трассе11
. В 1911–
1912 годах он принимал участие в постройке
самолета ЧУР (конструктор — Григорий
Герасимович Чечет), экспонировавшегося
на 2-й Международной воздухоплавательной
выставке в Москве12
.
Я. М. Гаккель у самолета «Гаккель-3»
на летном поле в Гатчине.
Фотография 1910 года
1 ноября 1912 года в качестве авиационного
механика Владимир Федорович вместе
с пилотом А. А. Агафоновым приехал
в воюющую Сербию. Авиаторы облетывали
и сдавали сербским военным биплан «Фарман»
завода «Дукс», закупленный в России.
Сдав «Фарман», они по просьбе сербов освоили
трофейный аппарат REP и 2 февраля
1913 года отправились в продолжительный
Московский журнал. № 3 (279). Март 2014 3
, осноhttp://udivimenia.ru/tehnika/
Стр.5