Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 638383)
Контекстум
Электро-2024

Организация самостоятельной деятельности студентов вузов (110,00 руб.)

0   1
Первый авторТурбина Наталья Евгеньевна
ИздательствоИздательско-полиграфический центр Воронежского государственного университета
Страниц55
ID226769
АннотацияДанное учебное пособие является источником учебной информации. Оно выступает средством обучения и самообразования студентов, содержит учебную программу курса, а также практические рекомендации.
Кому рекомендованоРекомендуется для студентов 1-2 курсов, преподавателей химического факультета и других факультетов университета
Турбина, Н.Е. Организация самостоятельной деятельности студентов вузов / Н.Е. Турбина .— Воронеж : Издательско-полиграфический центр Воронежского государственного университета, 2011 .— 55 с. — 54 с. — URL: https://rucont.ru/efd/226769 (дата обращения: 10.06.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Н. Е. Турбина ОРГАНИЗАЦИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ ВУЗОВ (на примере химического факультета университета) Учебное пособие для вузов Издательско-полиграфический центр Воронежского государственного университета 2011 Утверждено научно-методическим советом химического факультета 16 июня 2011 года, протокол № 6 Рецензент доктор химических наук, профессор В. Н. Семенов Учебное пособие подготовлено на кафедре общей и неорганической химии химического факультета Воронежского государственного университета. <...> Рекомендуется для студентов 1–2-го курсов, преподавателей химического факультета и других факультетов университета. <...> Исходя из вышесказанного особую актуальность приобретает научно обоснованная организация самостоятельной деятельности студентов в процессе обучения. <...> В 80–90 годы XX века учеными уточняется смысл понятия «самостоятельная деятельность», дифференцируются компоненты, составляющие самостоятельность, раскрывается и описывается роль ученика как субъекта самодеятельности, анализируется феномен с психолого-педагогических позиций, разрабатываются средства стимулирования и формирования самостоятельности обучаемого: практические и лабораторные работы, работа с книгой, домашние задания, самостоятельная работа и др. <...> Под самостоятельной деятельностью студентов в данной работе понимается подход Е.В. Змиевской: самостоятельная деятельность студентов – это учение, определяемое способностью обучающихся ставить перед собой задачи, осуществлять их и рефлексировать. <...> Термин «самостоятельная деятельность», таким образом, на наш взгляд, позволяет 4 учитывать психологическую характеристику данного феномена как специфической учебной деятельности. <...> В ходе самостоятельной деятельности, которая является субъект-субъектной, постижение учебного предмета осуществляется через взаимоотношения студента и преподавателя, и научно организованная самостоятельная деятельность <...>
Организация_самостоятельной_деятельности_студентов_вузов.pdf
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ВОРОНЕЖСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» Н. Е. Турбина ОРГАНИЗАЦИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ ВУЗОВ (на примере химического факультета университета) Учебное пособие для вузов Издательско-полиграфический центр Воронежского государственного университета 2011
Стр.1
СОДЕРЖАНИЕ Введение ............................................................................................................... 4 Цели и система обучения химии в высшей школе .......................................... 6 Технология организации самостоятельной деятельности студентов вуза ................................................................................................... 11 Программа курса «Методика самостоятельной деятельности студентов» .......................................................................................................... 34 Содержание учебной дисциплины .................................................................. 36 Рекомендации преподавателям по организации самостоятельной деятельности студентов в высшей школе ....................................................... 44 Литература ......................................................................................................... 53 3
Стр.3
ЦЕЛИ И СИСТЕМА ОБУЧЕНИЯ ХИМИИ В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ Задача улучшения качества подготовки специалиста решается совершенствованием всей системы обучения. Под системой обучения понимается целостное дидактическое образование взаимосвязанных элементов: цели, предметного содержания, методов обучения, средств и организационных форм обучения, методов контроля за усвоением пройденного содержания, а также приемов диагностики поставленных целей обучения. Перечисленные элементы системы обучения находятся в состоянии подчинения и представлены на рис. 1. Цели обучения Содержание обучения Методы обучения Средства обучения Формы обучения Контроль, диагностика Рис. 1. Иерархия элементов системы обучения (по О.С. Зайцеву, 1999) Нетрудно заметить, что каждый элемент отвечает на обычно задаваемые преподавателями вопросы: цели обучения – зачем учить; содержание обучения – чему учить; методы обучения – как учить; средства обучения – при помощи чего учить; формы обучения – где и когда учить; контроль – каковы результаты обучения? Определить содержание обучения (написать пособие, прочитать курс лекций, составить учебную программу) можно, только лишь четко представляя цели содержания. Введение в учебный процесс новых методов обучения (проблемное, исследовательское, компьютерное) даст положительные результаты на соответствующим образом отобранном содержании обучения. Проблемно излагать лекционный материал 6
Стр.6
удается только при внедрении в учебный процесс проблемного метода обучения и при использовании соответствующего содержания. Диагностировать определенный сформированный обучением тип знаний или вид мышления можно специально разработанными заданиями. Следовательно, совершенствование обучения состоит из последовательных, подчиненных друг другу (иерархически располагающихся) этапов, обусловливавших как весь процесс обучения в целом, так и решение отдельных частно-методических вопросов. Определив и сформулировав цели обучения, на следующих этапах приступают к определению содержания обучения, затем разрабатывают адекватные содержанию и целям методы обучения, далее выбирают или создают соответствующие средства обучения (тип учебника, технические средства обучения, приборы лекционного эксперимента, лабораторное оборудование, компьютеры и т.п.). Проделав эту работу, приступают к совершенствованию форм обучения – лекций, лабораторного практикума, семинаров, самостоятельной работы студентов. Наконец, обращаются к способам контроля за усвоением и диагностики сформированных знаний: создают специальные задания и предлагают приемы качественного и количественного оценивания результатов обучения. На современном этапе развития высшей школы ведущей целью обучения является формирование творчески активного специалиста, конкурентоспособного в европейской системе высшего образования. Соотношение «знание – самостоятельная деятельность - творческое мышление - творческая деятельность» - сложная психолого-педагогическая проблема. Не углубляясь в описание взаимодействия выше отмеченных звеньев, мы основываемся на том, что в познавательной деятельности знание формирует мышление, а мышление порождает новое знание. Задаваемый целями обучения творческий тип мышления формируется с помощью особым образом отобранного и систематизированного предметного содержания обучения и соответствующей организации самостоятельной познавательной деятельности по его усвоению. Формирование научного качества знаний и мышления предлагается осуществлять двумя взаимосвязанными способами: 1) показом обучаемому системы современной науки путем ее перенесения на систему изучаемой дисциплины; 2) рассмотрением изучаемого в курсе объекта многосторонне. Требование многостороннего рассмотрения обусловлено одним из принципов теории познания – принципов всесторонности, предписывающим рассматривать в процессе познания изучаемый объект в условиях реального многообразия связей с другими предметами. Знания обучаемых, адекватные современной системе изучаемой науки, называют научными. Аналогичным образом тип мышления, при котором рассмотрение объекта осуществляется в соответствии с системой нау7
Стр.7
ки, называют научным. Таким образом, нами рассматривается методика формирования научных (химических) знаний и мышления, опирающаяся на методический принцип перенесения системы изучаемой науки на систему учебной дисциплины. Творческий тип мышления формируется, однако, не только содержанием, методами, средствами и формами обучения, но и собственной самостоятельной познавательной деятельностью студента. Деятельностный подход к обучению опирается на теорию человеческой деятельности. Учебная деятельность, как любая другая, имеет цель, мотивы, предметное содержание, способы, результат. Все эти компоненты взаимосвязаны и взаимообусловлены. Одной из известных и фундаментальных теорий обучения является теория поэтапного формирования умственных действий, опирающаяся на рассмотрение обучения как человеческой деятельности и предложенная П.Я. Гальпериным. Задача обучения состоит в том, чтобы сформировать у обучаемого ряд действий с заранее заданными свойствами. В результате исследования процесса формирования умственных действий были обнаружены этапы, через которые следует провести обучаемого или через которые он должен самостоятельно пройти, чтобы у него было сформировано полноценное действие, давшее возможность осуществлять определенную (учебную, научную, самостоятельную и др.) деятельность. Согласно теории поэтапного формирования умственных действий для полноценного формирования знаний необходима следующая последовательность этапов, которая должна соблюдаться при формировании любого принципиально нового знания. Первый этап – ознакомление обучаемого с целью действия и создания у него необходимой мотивации. Второй этап – разъяснение пути выполнения действия и составление ориентировочной основы действия. Ориентировочная основа действия (ООД) – система указаний (ориентиров), пользуясь которыми человек выполняет заданное действие. ООД может быть представлена обучаемому полной, то есть достаточной для правильного выполнения действия и получения требуемого результата или неполной, когда обучаемый должен сам определить недостающие ориентиры, необходимые для выполнения действия. И наконец, обучаемому может быть представлена возможность самостоятельного построения ООД на основе имеющихся у него знаний или выбора некоторых ориентиров из числа ранее использованных в других действиях. Третий этап – выполнение и формирование действия в материальной или материализованной форме. Материальное действие – это действие с реальными предметами (приборы, штативы, пробирки, реактивы, растворы и т.п.). Материализованное действие – это действие с помощью некоторых 8
Стр.8

Облако ключевых слов *


* - вычисляется автоматически
Периодика по подписке
Антиплагиат система Руконтекст