1
ISSN 2305-1663
ВЕСТНИК
ИШИМСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО
ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ИНСТИТУТА
ИМ. П. П. ЕРШОВА
№ 1 (5)/2012 Серия «Педагогика и психология»
Журнал издается
с 2012 года
Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-49979
от 06 июня 2012 г.
Главный редактор (ректор «ИГПИ
им. П.П. Ершова») С.П. Шилов, проф.,
д. ист. н.
Ответственный редактор (председатель
научно-редакционного совета)
Л.В. Ведерникова, проф., д. пед. н.
Научно-редакционный совет журнала
В. Г. Истомин, проф., д. ист. н.,
Т. С. Лукошкова, доц., к. филол. н.,
З. Я. Селицкая, доц., к. филол. н.,
Л. И. Каташинская, доц., к. биол. н.,
Е. В. Ермакова, доц., к. пед. н.,
Е. П. Горохова, зав. издательским отд.,
Л. Б. Гудилова, нач. отд. ИБО,
В. В. Панин, доц., к. филол. н.,
Е. И. Попова, доц., к. пед. н.,
А. И. Куляпин, проф., д. филол. н.,
С. Н. Синегубов, проф., д. ист. н.,
О. А. Поворознюк, доц., к. пед. н.,
И. К. Цаликова, доц., к. филол. н.,
А. Ю. Левых, доц., к. биол. н.,
С. А. Еланцева, доц., к. пс. н.
Редакционная коллегия серии
«Педагогика и психология»
Н. В. Ипполитова, проф., д. пед. н.
(Шадринск),
Л. А. Шипилина, проф., д. пед. н. (Омск),
Л. А. Мокрецова, проф., д. пед. н.,
З. И. Колычева, проф., д. пед. н.
(Тобольск),
И. В. Манжелей, проф., д. пед. н.
(Тюмень),
О. Ю. Елькина, проф., д. пед. н.
(Новокузнецк),
Н. В. Дмитриева, проф., д. психол. н.
(Новосибирск),
О. А. Поворознюк, доц., к. пед. н.
(Ишим), научный редактор.
Вестник ИГПИ им. П.П. Ершова № 1 (5) 2012
ПЕДАГОГИКА И ПСИХОЛОГИЯ
Стр.1
2
СОДЕРЖАНИЕ
Философские основания педагогики и
психологии
Ефимова Е. А. ...................................................... 4
Теоретические предпосылки профессионального
становления педагога
Кунгурова И. М. .................................................... 8
Саморазвитие личности в современных
психологических учениях
Кукуев Е. А. ........................................................... 13
Постнеклассический этап психологической науки
Теория и практика дошкольного и общего
образования
Попова Е. И. ......................................................... 19
Модель организации предшкольного образования
в условиях малого города
Дубровина О. В. ................................................... 25
Профилактика виртуальной аддикции у детей
дошкольного возраста
Панфилова О. В. ................................................. 30
Использование ситуаций выбора поступка в
этическом образовании младших школьников
Мальцева Н. В. .................................................... 37
Природа и причины девиантного поведения детей
и подростков
Воронина Е. В. ..................................................... 43
Воспитание семейно-нравственных ценностей
у школьников
Теория и практика профессионального
образования
Мулина О. Н., Шмелева Е. Н. ............................. 46
Развитие инновационного потенциала студентов
Ведерникова Л. В., Рындина Ю. В. ..................... 51
К вопросу о становлении научноисследовательской
позиции магистрантов
Кипина О. А. ......................................................... 57
Педагогическая практика студентов педвуза
в контексте событийного подхода
Слизкова Е. В. ...................................................... 61
Формирование правовой компетентности
студента педагогического вуза
Ипполитова Н. В., Стерхова Н. С. ................... 66
Структурно-содержательный анализ процесса
эстетического воспитания студентов
педагогического вуза
Еланцева С. А. ..................................................... 74
Особенности готовности юношества к трудным
ситуациям студенческой жизни и возможности
ее формирования в вузе
Дмитриева Н. В., Перевозкина Ю. М.,
Перевозкин С. Б., Самойлик Н. А. ...................... 83
Методика диагностики аддиктивной
идентичности
Поворознюк О. А. ................................................ 91
Социально-психологическая адаптация
студентов в педагогическом вузе
Болтунова Г. М. ................................................... 94
Готовность будущих социальных педагогов к
разрешению конфликтов подросткового возраста
Белова Т. В. .......................................................... 97
Начинающий учитель: проблемы адаптации
Научная педагогическая школа
Манжелей И. В. ................................................... 101
Физическое воспитание: средовый подход
Чернякова С. Н. .................................................. 106
Проектирование и экспертиза физкультурноспортивной
среды образовательного учреждения
Статьи
The Contents
Philosophical foundations of pedagogics and
psychology
Yefimova Ye. A. ..................................................... 4
Theoretical preconditions of professional maturation
of a teacher
Kungurova I. M. ..................................................... 8
Self-development of an individual researched by
modern psychological theories
Kukuyev Ye. A. ...................................................... 13
Post-non-classical stage of psychological science
Theory and practice of preschool and general
education
Popova Ye. I. ......................................................... 19
The model of organizing preschool education system
in a small town
Dubrovina O. V. .................................................... 25
The prevention of the Internet-addiction of
preschool-aged children
Panfilova O. V. ...................................................... 30
How to use a situation of selecting an action in
ethical education of primary school pupils
Maltseva I. V. ......................................................... 37
The origins and reasons of deviant behavior of
children and adolescents
Voronina Ye. V. ...................................................... 43
Bringing up schoolchildren“s family moral values
Theory and practice of professional education
Mulina O. N., Shmelyeva Ye. A. ............................ 46
Development of innovative potential of students
Vedernikova L. V., Ryndina Yu. V. ......................... 51
About the issue of the developing research position
of Master degree students
Kipina O. A. ........................................................... 57
Teaching practice of students of higher educational
institutions in the context of eventual approach
Slizkova Ye. V. ...................................................... 61
Forming legal competence of the students of
teachers training higher educational institutions
Ippolitova N. V., Sterkhova N. S. ........................... 66
Structural and informative analysis of the process of
esthetic education of students at teachers training
higher educational institutions
Yelantseva S. A. .................................................... 74
The peculiarities of preparedness of adolescents to
problem situations of students“ life and the
possibilities of forming such preparedness in higher
educational institutions
Dmitriyeva N. V., Perevozkin S. B.,
Perevozkina Yu. M., Samoylick N. A. ................... 83
The methods of diagnosing addictive personality
Povoroznyuk O. A. ................................................ 91
Pedagogical conditions of students“ adaptation at
higher educational institutions
Boltunova G. M. .................................................... 94
About preparedness of social pedagogues-to-be to
solve the conflicts of adolescents
Belova T. V. ........................................................... 97
A beginning teacher: the problems of adaptation
Scientific pedagogical school at close up
Mangeley I. V. ...................................................... 101
Physical education: environmental approach
Chernyakova S. N. .............................................. 106
Designing and evaluating sports environment of
educational institution
Вестник ИГПИ им. П.П. Ершова № 1 (5) 2012
ПЕДАГОГИКА И ПСИХОЛОГИЯ
Стр.2
3
Ставер О. С. ...................................................... 110
Самореализация личности в сфере физической
культуры и спорта
Куманева О. В. .................................................... 113
Разработка и применение технологии
командообразования у волейболисток ДЮСШ
Иванова С. В. ...................................................... 117
Проектирование и организация физкультурноспортивной
работы с населением по месту
жительства
Критика и библиография .................................. 120
Сведения об авторах ........................................ 125
Staver O. S. .......................................................... 110
Personal realizing in physical culture and sports
Kumanyeva O. V. .................................................. 113
Developing and using technologies of team-building of
female volleyball players at children“s sports school
Ivanova S. V. ......................................................... 117
Planning and organising sport activities in residential
areas
The contributors .................................................. 125
Вестник ИГПИ им. П.П. Ершова № 1 (5) 2012
ПЕДАГОГИКА И ПСИХОЛОГИЯ
Стр.3
125
Сведения об авторах
The contributors
1. Белова Т.В. – канд. пед. наук, доцент кафедры социальной педагогики и педагогики
детства ИГПИ им. П.П. Ершова, г. Ишим.
Belova T.V. – the Candidate of Science (Pedagogical Science), an associate professor of
the Chair of social pedagogics and preschool pedagogics of the Ishim Ershov State Teachers
Training Institute.
2. Болтунова Г.М. – канд. пед. наук, доцент кафедры социальной педагогики и
педагогики детства ИГПИ им. П.П. Ершова, г. Ишим.
Boltunova G.M. – the Candidate of Science (Pedagogical Science), an associate professor
of the Chair of social pedagogics and preschool pedagogics of the Ishim Ershov State Teachers
Training Institute.
3. Ведерникова Л.В. – доктор пед. наук, профессор, проректор по научной и
инновационной деятельности ИГПИ им. П.П. Ершова, г. Ишим.
Vedernikova L.V. – The Doctor of Science (Pedagogical Science), professor, vice-principal
on science of the Ishim Ershov State Teachers Training Institute.
4. Воронина Е.В. – канд. пед. наук, доцент кафедры педагогики, декан
филологического факультета ИГПИ им. П.П. Ершова, г. Ишим.
Voronina Ye.V. – the Candidate of Science (Pedagogical Science), an associate professor
of the Chair of pedagogics, the dean of the faculty of History and Philology of the Ishim Ershov
State Teachers Training Institute.
5. Дмитриева Н.В. – доктор психол. наук, профессор кафедры психологии личности
и спец. психологии НГПУ, г. Новосибирск.
Dmitriyeva N.V. – The Doctor of Science (Psychology), a professor of the Chair of personal
psychology and special psychology of Novosibirsk State Teachers Training University,
Novosibirsk.
6. Дубровина О.В. – канд. психол. наук, доцент кафедры психологии ИГПИ
им. П.П. Ершова, г. Ишим.
Dubrovina O.V. – the Candidate of Science (Psychology), a associate professor of the
Chair of psychology of the Ishim Ershov State Teachers Training Institute.
7. Еланцева С.А. – канд. психол. наук, доцент, зав. кафедрой психологии ИГПИ
им. П.П. Ершова, г. Ишим.
Yelantseva S.A. – the Candidate of Science (Psychology), an associate professor of the
Chair of psychology of the Ishim Ershov State Teachers Training Institute.
8. Ефимова Е.А. – канд. пед. наук, старший преподаватель кафедры социальной и
дошкольной педагогики и методики их преподавания ИГПИ им. П.П. Ершова, г. Ишим.
Yefimova Ye.A. – the Candidate of Science (Pedagogical Science), a senior instructor of
the Chair of social pedagogics and preschool pedagogics of the Ishim Ershov State Teachers
Training Institute.
9. Ипполитова Н.В. – доктор пед. наук, профессор ФГБОУ ВПО «ШГПИ», г. Шадринск.
Ippolitova N.V. – The Doctor of Science (Pedagogical Science), a professor of the
Shadrinsk State Teachers Training Institute, Shadrinsk.
10. Иванова С.В. – специалист Департамента по спорту и молодежной политике
Администрации г. Тюмени.
Ivanova S.V. – a specialist of the department of sports and youth policy of municipal
Administration of Tyumen.
Вестник ИГПИ им. П.П. Ершова № 1 (5) 2012
ПЕДАГОГИКА И ПСИХОЛОГИЯ
Стр.125
126
11. Кипина О.А. – канд. педагог. наук, доцент кафедры социальной педагогики и
педагогики детства ИГПИ им. П.П. Ершова, г. Ишим.
Kipina O.A. – the Candidate of Science (Pedagogical Science), an associate professor of
the Chair of social pedagogics and preschool pedagogics of the Ishim Ershov State Teachers
Training Institute.
12. Кукуев Е.А. – канд. психол. наук, доцент кафедры психологии ИГПИ
им. П.П. Ершова, г. Ишим.
Kukuyev Ye.A. – the Candidate of Science (Psychology), an associate professor of the
Chair of psychology of the Ishim Ershov State Teachers Training Institute.
13. Куманева О.В. – аспирант ТюмГУ, г. Тюмень.
Kumanyeva O.V. – a post graduate student of Tyumen State University, Tyumen.
14. Кунгурова И.М. – канд. пед. наук, старший преподаватель кафедры теории и
методики преподавания русского и германских языков ИГПИ им. П.П. Ершова, г. Ишим.
Kungurova I.M. – the Candidate of Science (Pedagogical Science), an associate professor
of the Chair of foreign languages of the Ishim Ershov State Teachers Training Institute.
15. Мальцева Н.В. – канд. пед. наук, доцент кафедры психологии ИГПИ
им. П.П. Ершова, г. Ишим.
Maltseva I.V. – the Candidate of Science (Pedagogical Science), an associate professor
of the Chair of psychology of the Ishim Ershov State Teachers Training Institute.
16. Манжелей И.В. – доктор пед. наук, профессор ТюмГУ, г. Тюмень.
Mangeley I.V. – The Doctor of Science (Pedagogical Science), a professor of the Tyumen
State University, Tyumen.
17. Мулина О.Н. – аспирант кафедры общей педагогики ШГПУ, г. Шуя.
Mulina O.N. – a post graduate student of the Chair of general pedagogics of Shuya State
Teachers Training University, Shuya.
18. Панфилова О.В. – канд. пед. наук, доцент кафедры психологии ИГПИ
им. П.П. Ершова, г. Ишим.
Panfilova O.V. – the Candidate of Science (Pedagogical Science), an associate professor
of the Chair of psychology of the Ishim Ershov State Teachers Training Institute.
19. Перевозкин С.Б. – канд. психол. наук, доцент Новосибирского гуманитарного
института, г. Новосибирск.
Perevozkin S.B. – the Candidate of Science (Psychology), an associate professor of
Novosibirsk Humanitarian Institute, Novosibirsk.
20. Перевозкина Ю.М. – канд. психол. наук, зав. кафедрой психологии личности и
спец. психологии НГПУ, г. Новосибирск.
Perevozkina Yu.M. – the Candidate of Science (Psychology), the head of the Chair of
personal psychology and special psycolohy of Novosibirsk State Teachers Training University,
Novosibirsk.
21. Поворознюк О.А. – канд. пед. наук, доцент кафедры социальной педагогики и
педагогики детства ИГПИ им. П.П. Ершова, г. Ишим.
Povoroznyuk O.A. – the Candidate of Science (Pedagogical Science), an associate
professor of the Chair of social pedagogics and preschool pedagogics of the Ishim Ershov
State Teachers Training Institute.
22. Попова Е.И. – канд. пед. наук доцент, зав. кафедрой социальной педагогики и
педагогики детства ИГПИ им. П.П. Ершова, г. Ишим.
Popova Ye.I. – the Candidate of Science (Pedagogical Science), an associate professor,
the head of the Chair of social pedagogics and preschool pedagogics of the Ishim Ershov
State Teachers Training Institute.
Вестник ИГПИ им. П.П. Ершова № 1 (5) 2012
ПЕДАГОГИКА И ПСИХОЛОГИЯ
Стр.126
127
23. Рындина Ю.В. – канд. пед. наук, старший преподаватель кафедры иностранных
языков ИГПИ им. П.П. Ершова, г. Ишим.
Ryndina Yu.V. – the Candidate of Science (Pedagogical Science), a senior instructor of
the Chair of foreign languages of the Ishim Ershov State Teachers Training Institute.
24. Самойлик Н.А. – канд. психол. наук, ст. преподаватель кафедры психологии
Кузбасской педагогической академии, г. Новокузнецк.
Samoylick N.A. – the Candidate of Science (Psychology), a senior instructor of the Chair
of psychology of Kuzbass State Teachers Training Academy, Novokuznetsk.
25. Слизкова Е.В. – канд. пед. наук, доцент кафедры социальной педагогики и
педагогики детства ИГПИ им. П.П. Ершова, г. Ишим.
Slizkova Ye.V. – the Candidate of Science (Pedagogical Science), an associate professor
of the Chair of social pedagogics and preschool pedagogics of the Ishim Ershov State Teachers
Training Institute.
26. Ставер О.С. – аспирант ТюмГУ, г. Тюмень.
Staver O.S. – a post graduate student of Tyumen State University, Tyumen.
27. Стерхова Н.С. – канд. пед. наук, доцент ФГБОУ ВПО «ШГПИ» г. Шадринск.
Sterkhova N.S. – the Candidate of Science (Pedagogical Science), an associate professor
of the Shadrinsk State Teachers Training Institute, Shadrinsk.
28. Чернякова С.Н. – аспирант ТюмГУ, г. Тюмень.
Chernyakova S.N. – a post graduate student of Tyumen State University, Tyumen.
29. Шмелева Е.А. – канд. пед. наук, проректор по научной работе ШГПУ, г. Шуя.
Shmelyeva Ye. A. – the Candidate of Science (Pedagogical Science), a vice-principal on
science of Shuya State Teachers Training University, Shuya.
Вестник ИГПИ им. П.П. Ершова № 1 (5) 2012
ПЕДАГОГИКА И ПСИХОЛОГИЯ
Стр.127
128
Научное издание
государственного педагогического
института
Вестник Ишимского
журнал
№ 1 (5) /2012
Серия «ПЕДАГОГИКА И ПСИХОЛОГИЯ»
Главный редактор: Сергей Павлович Шилов,
Ответственный редактор: Людмила Васильевна Ведерникова.
Технический редактор, корректор Е.П. Горохова
Компьютерная верстка Е.П. Горохова
Печать Т.Г. Вереникина
Заказ № 65 Подписано в печать 28.11.12.
Объем 14,88 усл. печ. л.
Бумага офсетная Формат 60х84/8
Тираж 100 экз.
Гарнитура «Arial» Ризография
Издательство Ишимского государственного педагогического института
им. П.П. Ершова
627750, Тюменская обл., г. Ишим, ул. Ленина, 1.
Вестник ИГПИ им. П.П. Ершова № 1 (5) 2012
ПЕДАГОГИКА И ПСИХОЛОГИЯ
Стр.128