Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 637390)
Контекстум
Электро-2024

От языкового мифа к биологической реальности: переосмысляя познавательные установки языкознания (231,00 руб.)

0   0
Первый авторКравченко А. В.
ИздательствоМ.: Языки славянской культуры
Страниц389
ID225320
АннотацияВ книге ставится вопрос о необходимости переосмысления традиционных познавательных установок и теоретических положений науки о языке. Такая необходимость вызвана отсутствием четко сформулированного идеального проекта языкознания, в результате чего образовался разрыв между теорией и теми практическими задачами, которые наука о языке призвана решить в первую очередь. Обосновывается необходимость новой эпистемологической платформы, призванной вывести науки о языке из методологического тупика, и намечается путь, по которому уже началось движение биологически ориентированной когнитивной науки.
Кому рекомендованоДля широкого круга языковедов, филологов, философов и методологов науки.
ISBN978-5-9551-0633-5
УДК80/81
ББК81
Кравченко, А. В. От языкового мифа к биологической реальности: переосмысляя познавательные установки языкознания : [монография] / А. В. Кравченко .— Москва : Языки славянской культуры, 2013 .— 389 с. : ил. — (Разумное поведение и язык. Language and Reasoning) .— На тит. листе указ. изд-во: Рукописные памятники Древней Руси .— ISBN 978-5-9551-0633-5 .— URL: https://rucont.ru/efd/225320 (дата обращения: 02.06.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

К РА В Ч Е Н КО Т ЯЗЫКОВОГО МИФА К БИОЛОГИЧЕСКОЙ РЕАЛЬНОСТИ ПЕРЕОСМЫСЛЯЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ УСТАНОВКИ ЯЗЫКОЗНАНИЯ А. В. <...> К рав ч е н ко ОТ ЯЗЫКОВОГО МИФА К БИОЛОГИЧЕСКОЙ РЕАЛЬНОСТИ ПЕРЕОСМЫСЛЯЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ УСТАНОВКИ ЯЗЫКОЗНАНИЯ Рукописные памятникИ Древней Руси Москва 2013 УДК 80/81 ББК 81 K 78 Издание осуществлено при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям в рамках Федеральной целевой программы «Культура России (2012—2018 годы)» K 78 Кравченко А. В. <...> От языкового мифа к биологической реальности: переосмысляя познавательные установки языкознания. <...> По большому счету, это означает, что человеческий субъект должен рассматриваться как эмпирический феномен, являющийся составной частью того мира, который им концептуализируется и категори1 Здесь и далее цитаты из зарубежных источников даются в авторском переводе. <...> В случае с ИИ такой задачей является моделирование интеллекта как эмпирического феномена, т. е. явления, связанного с особенностями организации и успешного функционирования живых организмов вообще, и человека в частности, в их среде обитания. <...> Мы должны быть в состоянии объяснить, как соотносится эмпирический феномен человека с другими эмпирическими же феноменами и наоборот — в той картине мира, которую мы называем научной. <...> А палитра красок, которыми пишется эта картина, есть не что иное, как естественный человеческий язык, который, в свою очередь, является свойством человека как биологического вида, представляющего собой, опять-таки, эмпирический (биологический и социальный) феномен (Chelstrom 2006). <...> Тот факт, что так называемая «лингвистическая семиотика» не может похвастать сколько-нибудь серьезным прогрессом в изучении естественного языка как эмпирического феномена, обусловлен — и это представляется вполне очевидным — неадекватностью используемой методологии. <...> Kravchenko 2007a) остаются, по большей части, вне поля зрения исследователей. <...> Тем не менее, как вид знаковой <...>
От_языкового_мифа_к_биологической_реальности_переосмысляя_познавательные_установки_языкознания.pdf
А. В. КРАВЧЕНКО ОТ ЯЗЫКОВОГО МИФА К БИОЛОГИЧЕСКОЙ РЕАЛЬНОСТИ ПЕРЕОСМЫСЛЯЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ УСТАНОВКИ ЯЗЫКОЗНАНИЯ РУКОПИСНЫЕ ПАМЯТНИКИ ДРЕВНЕЙ РУСИ МОСКВА 2013
Стр.2
УДК 80/81 ББК 81 K 78 Издание осуществлено при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям в рамках Федеральной целевой программы «Культура России (2012 —2018 годы)» K 78 Кравченко А. В. От языкового мифа к биологической реальности: переосмысляя познавательные установки языкознания. — М.: Рукописные памятники Древней Руси, 2013. — 388 с.: ил. — (Разумное поведение и язык. Language and Reasoning). ISBN 978-5-9551-0633-5 В книге ставится вопрос о необходимости переосмысления традиционных познавательных установок и теоретических положений науки о языке. Такая необходимость вызвана отсутствием четко сформулированного идеального проекта языкознания, в результате чего образовался разрыв между теорией и теми практическими задачами, которые наука о языке призвана решить в первую очередь. Обосновывается необходимость новой эпистемологической платформы, призванной вывести науки о языке из методологического тупика, и намечается путь, по которому уже началось движение биологически ориентированной когнитивной науки. Для широкого круга языковедов, филологов, философов и методологов науки. ББК 81 Электронная версия данного издания является собственностью издательства, и ее распространение без согласия издательства запрещается. В оформлении переплета использованы фрагменты офорта Корнелиса Антониса «Падение Вавилонской башни» (1547 г.) и рисунка Леонардо да Винчи (1490 г.) © А. В. Кравченко, 2013 ISBN 978-5-9551-0633-5 © Издательство «Рукописные памятники Древней Руси», 2013
Стр.3
ОГЛАВЛЕНИЕ Введение: Выбирая курс ...................................................................7 ЧАСТЬ 1. УХОДЯ ОТ РАЦИОНАЛИСТИЧЕСКОЙ ТРАДИЦИИ Глава 1. Что и зачем изучает языкознание? 1.1. Наука о языке и ее объект .................................................23 1.1.1. Речь vs. письмо .........................................................23 1.1.2. Литературный язык ..................................................32 «Нормативность» ......................................................38 «Полифункциональность» .......................................40 «Престижность» ........................................................44 1.2. Языкознание в теории и на практике ................................47 1.2.1. Образовательный парадокс ......................................47 1.2.2. Аксиомы ортодоксального языкознания и языковой миф.............................................................56 1.2.3. Лингвистический шаманизм.....................................62 1.2.4. Эмпирическая лингвистика ......................................71 1.3. О пользе и вреде традиций ................................................75 Глава 2. Язык и коммуникация 2.1. Постановка вопроса ...........................................................82 2.2. Язык как «средство коммуникации» ................................85 2.3. Коммуникация и «обмен информацией» .........................87 2.4. «Канал связи» и информация ............................................90 2.5. О непрямом характере коммуникации .............................97 2.6. Подводя итог .....................................................................104 Глава 3. Компьютерная метафора в лингвистике 3.1. Постулаты когнитивной науки «первого поколения» ..106 3.2. Методологическая проблема ...........................................110 3.3. Онтологическая проблема ...............................................112 3.4. Есть ли альтернатива? ......................................................120 Глава 4. О репрезентативности языка 4.1. Наследие рационалистического дуализма .....................125 4.2. Проблема с «контейнерной» метафорой ........................131 4.3. Что «репрезентируют» языковые знаки? .......................139 4.3.1. Объективизм ............................................................139 3
Стр.4
4.3.2. Субъективизм ..........................................................146 4.3.3. Межсубъектность ...................................................149 4.4. Грамматика как семиотическая система ........................151 4.4.1. Несколько «что»-вопросов ....................................151 4.4.2. Письменноязыковая предвзятость грамматики ...155 4.4.3. Грамматика как знаковые отношения ...................160 4.4.4. Грамматика и когниция ..........................................165 Глава 5. Язык, знание и сознание 5.1. Эпистемологический поворот .........................................170 5.2. О концептах ......................................................................173 5.2.1. Концепт как «концептуальная» проблема ............173 5.2.2. Концепт в биологии познания и языка .................182 5.3. Проблема ментальных репрезентаций ...........................186 5.3.1. Рационалистическая традиция ..............................186 5.3.2. Интернализм vs. экстернализм ..............................190 5.3.3. Когнитивная функция репрезентаций ..................193 5.4. Язык и когнитивная настройка организма .....................198 ЧАСТЬ 2. ОТ АНАЛИЗА К СИНТЕЗУ Глава 6. Холизм как методологический принцип 6.1. Недостатки аналитизма ...................................................205 6.2. На пути к синтетизму .......................................................212 6.3. Проблема метода в когнитивной науке...........................222 Глава 7. Биологическая парадигма в науках о языке 7.1. Биосемиотика ....................................................................232 7.1.1. Теоретические предпосылки .................................232 7.1.2. Основные понятия биосемиотики..........................237 7.1.3. Проблема с познавательными установками .........245 7.1.4. Почему кодирование нельзя считать семиозисом 250 7.2. Биолингвистика.................................................................254 7.2.1. Биолингвистика генеративного толка ...................254 7.2.2. Биолингвистика функционального толка .............258 7.3. Биокультурная теория значения .....................................261 Глава 8. К распределенной модели когниции и языка 8.1. Проблема с воплощенной когницией .............................265 4
Стр.5
8.2. Распределенная когниция ................................................270 8.3. Язык и когнитивные процессы .......................................272 8.4. Новые направления и проблемы .....................................280 Глава 9. Возвращаясь к гипотезе Сепира-Уорфа 9.1. Языковой детерминизм как проблема ............................284 9.2. От гипотезы к теории .......................................................289 9.2.1. Теория восприятия Матураны ...............................289 9.2.2. Понятие субстрата ..................................................293 9.3. Обновленная объективность ...........................................299 9.4. Бытие человека и экология языка ...................................302 Глава 10. Язык и общество 10.1. Научение языку как когнитивный процесс ..................309 10.2. Когнитивный феномен функциональной неграмотности.................................................................317 10.2.1. Грамотность как вид знания и текстовое поле языка ......................................................................317 10.2.2. Ориентирующая функция текстового поля ........325 10.2.3. Функция языка в общественном «организме» ...330 10.3. Изменения в общественном сознании в зеркале языковых изменений .....................................................334 10.3.1. Язык «совка» .........................................................334 10.3.2. Гибридизация языка: перезагрузка системы ценностных ориентиров? ..............................................342 Эпилог: Камо грядеши? ................................................................349 Литература ......................................................................................353 5
Стр.6