Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634928)
Контекстум
Руконтекст антиплагиат система

ПОДГОТОВКА СЛУШАТЕЛЕЙ ВУЗА К ХУДОЖЕСТВЕННО-ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (290,00 руб.)

0   0
Первый авторМажар Николай Евгеньевич
АвторыМежевова Юлия Александровна
ИздательствоУниверсум
Страниц248
ID224024
АннотацияМонография посвящена актуальным психолого-педагогическим проблемам в системе современного высшего художественного образования. Предлагаемая работа отражает результаты научного исследования процесса подготовки слушателей вуза по дисциплинам художественно-изобразительного цикла к предстоящей учебной и последующей профессиональной деятельности посредством использования механизмов и технологий формирования их готовности к художественно-изобразительной деятельности, которое включает формирование и раз¬витие не только комплекса знаний, умений и навыков в реалистическом рисовании, но и рефлексивно-ана¬литического отношения к объекту, процессу и результату изобразительной деятельности, как личностно- смысловой формообразующей детерминанты, определяющей характеристики реализации личностью потребности в приобретении необходимых компетенций, в саморазвитии и самосовершенствовании. Особое внимание уделено компетентностному подходу к подготовке слушателей вузов, который обога-щает представления в области художественной педагогики высшей школы. Авторами проведен анализ сущности и особенностей Академической системы обучения рисованию с целью совершенствования системы художественного образования и подготовки компетентных специалистов в области изобразительного искусства. Изучение генезиса одного из наиболее ярких направлений в отечественной и мировой художественной педагогике позво¬ляет творчески-критично проектировать методологию и практику педагогической деятельности в современной действительности. Отличие результатов настоящего монографического исследования от результатов, полу-ченных другими авторами, заключается в обосновании содержания и средств формирования готовности слушателей вуза к художественно-изобразительной деятельности с ориентацией на формирование компетенций стандартов ВПО 3-го поколения и развитие аналитических способ-ностей и способностей к изобразительной деятельности. Авторами использован опыт практических работников – преподавателей дисциплин ху-дожественно-изобразительного цикла, а также учтены последние исследования, проведенные специалистами в этой сфере. Идея монографии базируется на анализе практики, обобщении передового опыта применения компетентностного подхода к процессу профессиональной под-готовки специалистов.
Кому рекомендованоИздание предназначено для широкого круга читателей: научных работников, руководителей системы образования, преподавателей средних и высших учебных заведений, учителей общеобра¬зовательных и художественных школ, профессионально-технических училищ, техникумов, лицеев, учебных заведений дополнительного образования, стремящихся обеспечить эффективность вхожде¬ния учащихся в систему высшего художественного образования; аспирантов, магистрантов и студен¬тов художественных, педагогических и психологических учебных заведений.
ISBN978-5-91412-194-9
Мажар, Н.Е. ПОДГОТОВКА СЛУШАТЕЛЕЙ ВУЗА К ХУДОЖЕСТВЕННО-ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / Ю.А. Межевова; Н.Е. Мажар .— Смоленск : Универсум, 2014 .— 248 с. — ISBN 978-5-91412-194-9 .— URL: https://rucont.ru/efd/224024 (дата обращения: 30.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

ПОДГОТОВКА СЛУШАТЕЛЕЙ ВУЗА К ХУДОЖЕСТВЕННО-ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Монография Смоленск 2014 ББК 74.58 М 134 М 134 Рецензент: Карташев Николай Васильевич – доктор педагогических наук, профессор кафедры социальной педагогики ГОУ ВПО «Московский государственный областной гуманитарный институт» Полготовка слушателей вуза к художественно-изобразительной деятельности: Монография / Мажар Н.Е., Межевова Ю.А. <...> Предлагаемая работа отражает результаты научного исследования процесса подготовки слушателей вуза по дисциплинам художественно-изобразительного цикла к предстоящей учебной и последующей профессиональной деятельности посредством использования механизмов и технологий формирования их готовности к художественно-изобразительной деятельности, которое включает формирование и развитие не только комплекса знаний, умений и навыков в реалистическом рисовании, но и рефлексивно-аналитического отношения к объекту, процессу и результату изобразительной деятельности, как личностносмысловой формообразующей детерминанты, определяющей характеристики реализации личностью потребности в приобретении необходимых компетенций, в саморазвитии и самосовершенствовании. <...> Одним из путей его реализации является организация успешной и эффективной системы профессионального образования и обуславливающая ее задача организации отвечающей современным требованиям, результативной и качественной предшествующей подготовки абитуриентов, по сути, представляющей собой начальную ступень и основание для всей инфраструктуры профессионального обучения молодежи. <...> Сегодня функцию этапа подготовительного обучения поступающих в вузы не следует ограничивать только обеспечением возможности успешной сдачи ими конкурсных экзаменов. <...> А.В. Кострюкова, Н.В. Лысых, С.Ю. Мауриной, Е.В. Степановой, Т.С. Сумской, О.А. Осипенко, Н.Н. Чеснокова и др.; педагогические факторы адаптации студентов младших курсов к условиям вуза <...>
ПОДГОТОВКА_СЛУШАТЕЛЕЙ_ВУЗА__К_ХУДОЖЕСТВЕННО-ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ_ДЕЯТЕЛЬНОСТИ_(1).pdf
СМОЛЕНСКИЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ Мажар Н.Е., Межевова Ю.А. ПОДГОТОВКА СЛУШАТЕЛЕЙ ВУЗА К ХУДОЖЕСТВЕННО-ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Монография Смоленск 2014
Стр.1
ББК 74.58 М 134 Рецензент: Карташев Николай Васильевич – доктор педагогических наук, профессор кафедры социальной педагогики ГОУ ВПО «Московский государственный областной гуманитарный институт» М 134 Полготовка слушателей вуза к художественно-изобразительной деятельности: Монография / Мажар Н.Е., Межевова Ю.А. – Смоленск: Универсум, 2014. – 248 с. ISBN 978-5-91412-194-9 Монография посвящена актуальным психолого-педагогическим проблемам в системе современного высшего художественного образования. Предлагаемая работа отражает результаты научного исследования процесса подготовки слушателей вуза по дисциплинам художественно-изобразительного цикла к предстоящей учебной и последующей профессиональной деятельности посредством использования механизмов и технологий формирования их готовности к художественно-изобразительной деятельности, которое включает формирование и развитие не только комплекса знаний, умений и навыков в реалистическом рисовании, но и рефлексивно-аналитического отношения к объекту, процессу и результату изобразительной деятельности, как личностносмысловой формообразующей детерминанты, определяющей характеристики реализации личностью потребности в приобретении необходимых компетенций, в саморазвитии и самосовершенствовании. Особое внимание уделено компетентностному подходу к подготовке слушателей вузов, который обогащает представления в области художественной педагогики высшей школы. Авторами проведен анализ сущности и особенностей Академической системы обучения рисованию с целью совершенствования системы художественного образования и подготовки компетентных специалистов в области изобразительного искусства. Изучение генезиса одного из наиболее ярких направлений в отечественной и мировой художественной педагогике позволяет творчески-критично проектировать методологию и практику педагогической деятельности в современной действительности. Отличие результатов настоящего монографического исследования от результатов, полученных другими авторами, заключается в обосновании содержания и средств формирования готовности слушателей вуза к художественно-изобразительной деятельности с ориентацией на формирование компетенций стандартов ВПО 3-го поколения и развитие аналитических способностей и способностей к изобразительной деятельности. Авторами использован опыт практических работников – преподавателей дисциплин художественно-изобразительного цикла, а также учтены последние исследования, проведенные специалистами в этой сфере. Идея монографии базируется на анализе практики, обобщении передового опыта применения компетентностного подхода к процессу профессиональной подготовки специалистов. Издание предназначено для широкого круга читателей: научных работников, руководителей системы образования, преподавателей средних и высших учебных заведений, учителей общеобразовательных и художественных школ, профессионально-технических училищ, техникумов, лицеев, учебных заведений дополнительного образования, стремящихся обеспечить эффективность вхождения учащихся в систему высшего художественного образования; аспирантов, магистрантов и студентов художественных, педагогических и психологических учебных заведений. © Мажар Н.Е., Межевова Ю.А., 2014 © Смоленский гуманитарный университет, 2014 © Оформление. ООО «Универсум», 2014
Стр.2
Введение Актуальность исследования. Важнейший фактор нормального функционирования общества – создание условий для сохранения, воспроизводства и развития социальной системы и ее составляющих, обеспечивающих наследование и передачу культурных ценностей, накопленных во всех областях жизни. Одним из путей его реализации является организация успешной и эффективной системы профессионального образования и обуславливающая ее задача организации отвечающей современным требованиям, результативной и качественной предшествующей подготовки абитуриентов, по сути, представляющей собой начальную ступень и основание для всей инфраструктуры профессионального обучения молодежи. Сегодня функцию этапа подготовительного обучения поступающих в вузы не следует ограничивать только обеспечением возможности успешной сдачи ими конкурсных экзаменов. Хотя и его следует рассматривать как психологически важный в жизни молодого человека момент максимально объективной, независимой оценки интеллектуальных и творческих (что немаловажно в контексте рассматриваемого нами вопроса) возможностей, позволяющий подтвердить (а возможно и опровергнуть) целесообразность сделанного им выбора и соответствие его способностей предстоящей профессиональной деятельности, что, безусловно, будет являться существенной предпосылкой успешности дальнейшего обучения, а значит и профессиональной компетентности и подготовленности выпускника. Необходимо хорошо понимать, что несдача конкурсных экзаменов, отчисление из вуза приводят к материальным потерям и моральному ущербу, следствием которых может стать разочарование в выбранной профессии, потеря интереса к дальнейшему образованию и самосовершенствованию. Наряду с этим, даже функцию подготовки к прохождению вступительных испытаний не следует сводить к процедуре репетиторства. Рассматривать ее нужно гораздо шире: как введение потенциального студента в новую образовательную систему, способное в дальнейшем обеспечить ему такое обучение, которое не только не охладит интерес к выбранной профессии, но и усилит его, продемонстрирует максимально эффективные пути использования его профессионально значимых способностей, что в результате должно позитивно сказаться на качестве подготовки будущего специалиста. 3
Стр.3
Сегодня понимание необходимости эффективной организации подготовительного обучения абитуриентов находит отражение в исследованиях различных областей образовательной деятельности: вопросы, связанные с функционированием и развитием образовательных учреждений различных типов рассматриваются в работах В.В. Анисимова, Б.С. Гершунского, О.Г. Грохольской, А.Н. Джуринского, В.И. Загвязинского, А.Я. Найна, A.M. Новикова, В.И. Ревякиной, В.А. Сластенина, А.Л. Сиротюк, И.П. Смирнова, Г.С. Тамарского, Е.В. Ткаченко, Я.С. Турбовского и др.; проблемам сотрудничества школы и вуза посвящены труды Н.Г. Габрук, В.В. Бабуковой, М.Е. Добрускина, А.В. Духанова, Е.Н. Кикоть, В.В. Лобанова, С.М. Погудина, В.И. Ревякиной, Г.М. Щевелевой и др.; вопросы системного подхода и непрерывной профессиональной подготовки кадров отражены в работах И.В. Блауберг, Б.С. Гершунского, Г.П. Зинченко, В.А. Карачаровского, В.В. Каштанова, О.В. Купцова, Т.Ю. Ломакиной, В.И. Маслова, В.Г. Онушкина, Ю.Н. Петрова, А.Ю. Петрова, Г.Н. Серикова, Г.П. Щедровицкого, Э.Г. Юдина, Г.А. Ягодина и др.; исследованию профессионального образования, взаимосвязи общего и профессионального образования посвящены труды С.Я. Батышева, Т.А. Бирюковой, В.П. Бирюкова, Ю.Н. Галагузовой, Л.Г. Демченской, И.И. Некрасовой, А.Я. Наина, А.В. Стёганцева, Л.О. Филатовой и др.; вопросы профильной дифференциации обучения, ее роли в формировании профессиональной направленности учащихся нашли свое отражение в педагогических исследованиях З.А. Абасова, Т.Ю. Безденежных, Г.А. Ворониной, В.Ю. Ельцовой, Т.Б. Захаровой, Н.Э. Касаткиной, А.В. Кушко, А.Ю. Лопаткина, И.М. Осмоловской, Ю.П. Рассадкина, Т.И. Романовской, Р.Р. Саримовой, Л.А. Староверкиной, И.Л. Старовойтовой, И.Э. Унт, Л.О. Филатовой, А.Д. Шаповалова, Е.В. Щелыковой, И.С. Якиманской и др.; различные аспекты организации довузовской подготовки абитуриентов исследовались в работах Т.Ф. Бурухиной, О.Н. Викарчук, В.Ф. Глушкова, В.А. Дугарцыреновой, М.С. Капелевич, Е.Н. Кикоть, А.В. Кострюкова, Н.В. Лысых, С.Ю. Мауриной, Е.В. Степановой, Т.С. Сумской, О.А. Осипенко, Н.Н. Чеснокова и др.; педагогические факторы адаптации студентов младших курсов к условиям вуза нашли отражения в публикациях М.С. Капелевич, Ю.В. Стафеевой; адаптацию слушателей вуза к университетской среде исследует Т.Ю. Волгина и др. [библиографический список публикаций по данному вопросу представлен в Приложении 1]. Однако проблема эффективной организации подготовительного обучения слушателей вуза по художественно-изобразительным дисциплинам до настоящего времени специально не исследовалась. Задача совершенствования и развития института подготовительного обучения абитуриентов (в том числе и по дисциплинам художественно-изобразительного цикла) состоит в создании продуманной, научно обоснованной и 4
Стр.4
скоординированной с другими звеньями системы, в разработке в ее рамках комплекса требований и критериев, отвечающих потребностям современного уровня развития общества, именно современному «социальному заказу» и уровню образовательной теории и практики, что является необходимым условием совершенствования системы профессионального образования в современных условиях в целом. Решение этой задачи связано с выбором наиболее оптимальных путей – как с точки зрения времени, так и с точки зрения эффективности процесса подготовки. В общем и целом сегодня подготовительное обучение поступающих в высшие учебные заведения должно осуществлять следующие функции: 1. Адаптация слушателей к требованиям вуза на вступительных испытаниях. 2. Максимально эффективная подготовка выпускников школ к освоению программ профессионального образования. 3. Расширение возможностей дифференциации содержания обучения старшеклассников. 4. Обеспечение равного доступа к профессиональному образованию всем учащимся, в соответствии с их склонностями и способностями. 5. Обеспечение преемственности между общим и профессиональным образованием. 6. Расширение возможностей социализации учащихся. 7. Обеспечение начала подготовки слушателей вуза к профессиональной деятельности уже на этапе довузовского образования. Необходимо учитывать, что возникновение и развитие института подготовительного обучения абитуриентов было вызвано неудовлетворенностью вузов уровнем подготовки выпускников общеобразовательных школ и средних образовательных учебных заведений (особенно по профильным дисциплинам, в том числе и художественным), их несоответствием тем требованиям, которые предъявляет профессиональное обучение в высших учебных заведениях. В ее задачу входило обеспечение непрерывности и преемственности в образовании учащихся. Не смотря на то, что требования современной жизни стали значительно выше, разнообразнее и обширнее, а качество выпускника вуза сегодня определяется совсем иным диапазоном показателей, рассматривая высшее образование, необходимо отметить, что во всех художественных вузах профильные дисциплины базируются на основательной академической подготовке, что предполагает формирование ее базиса, или, иными словами, готовности к ней, еще до начала обучения в вузе. Рисование на всех специальностях, связанных с изобразительным искусством, является главным инструментом творческой деятельности, а значит, умение рисовать – необходимый профессиональный навык. В учреждениях профессионального художественного образования обучение рисованию имеет традиционную, «академическую» 5
Стр.5

Облако ключевых слов *


* - вычисляется автоматически
Антиплагиат система на базе ИИ