СОДЕРЖАНИЕ
СТРАНИЦА РЕДАКТОРА
.................................................1
ЛИЦО С ОБЛОЖКИ
Марк Кукушкин
«ОТУМКа», Best T&D Group, «Тренинг-Бутик»,
«Практики Развития»............................2
ТЕМА НОМЕРА
ГЛАВНЫЙ РЕДАКТОР
ЕЛЕНА БУЛАНОВА
ВЫПУСКАЮЩИЙ РЕДАКТОР
ВИКТОР БУЛАНОВ
КОРРЕСПОНДЕНТЫ
НАТАЛЬЯ КОЛОДИНСКАЯ
ПОЛИНА ШУМАКОВА
ВЕДУЩИЙ ДИЗАЙНЕР-ВЕРСТАЛЬЩИК
ОЛЬГА СЕРЕБРЯКОВА
ДИЗАЙНЕР
ВАЛЕРИЯ ЗАМАНОВА
ИЛЛЮСТРАТОР
АЛЛА НОСЕНКО
ФОТОГРАФ
АЛЕКСАНДР ВОРОНОВ
ИЗДАТЕЛЬ
МАРАТ УДОВИЧЕНКО
Тираж 1000 экз.
ПРАВА НА ИЗДАНИЕ ЖУРНАЛА
ПРИНАДЛЕЖАТ ООО «ОБРАЗ»
СВИДЕТЕЛЬСТВО О РЕГИСТРАЦИИ СМИ
ПИ № ФС7726294 ОТ 23 НОЯБРЯ 2006 ГОДА
www.obraz.co
КОНТАКТЫ РЕДАКЦИИ
Email: cu@obraz.co
Tел.: +7 (495) 940 69 74
www.CorporateUniversities.ru
www.CorporateEducation.ru
www.obraz.co
ОТПЕЧАТАНО
в типографии «САМ ПОЛИГРАФИСТ»
+7 (495) 225 37 10
г. Москва, Протопоповский пер. дом 6
Редакция не несет ответственности
за содержание рекламных материалов.
Мнение редакции может не совпадать
с мнением авторов.
Перепечатка и любые формы
публикации материалов,
опубликованных в журнале
«КОРПОРАТИВНЫЕ УНИВЕРСИТЕТЫ»,
допускаются только с письменного
согласия редакции.
Система наставничества
для новых специалистов
ГУП «Водоканал Санкт-Петербурга»
Наталия Боровикова
BI TO BE
Светлана Пшеничная и Лариса Чепелкина
ГУП «Водоканал Санкт-Петербурга»...........11
Коучинг продуктивности
корпоративной культуры компании
Игорь Мартыненко и Игорь Ниесов
«Психология и бизнес консалтинг групп».......18
ТЕХНОЛОГИИ И МЕТОДИКИ
Корпоративная культура
или корпоративное бескультурье,
третьего не дано
Андрей Крупин
BEST T&D Group.....................................23
ФАБРИКА ИДЕЙ
Один плюс один равно три:
корпоративная культура
на службе эффективности
Ольга Штыркина
BEITRAINING Russia.............................29
Практика развития
корпоративной культуры
Дмитрий Буталов и Андрей Поскряков
«Ёрд»................................................4
Организационная культура и её связь
с эффективностью организации
Алёна Мачулина
SHL Russia&CIS......................................7
ПРОВЕРЕНО НА ПРАКТИКЕ
СОВЕТЫ ЭКСПЕРТОВ
Корпоративная культура:
как изменить компанию за 5 дней
Илья Залесский
«ЭКОПСИ Консалтинг»..........................32
Актуальные инструменты
и технологии развития
организационной культуры
как стратегического ресурса компании
Ильдар Богданов
BIRC.............................................36
ПРЕЗЕНТАЦИЯ
Обучение
как часть корпоративной культуры
Наира Восканян
Независимый эксперт..........................39
Построение корпоративной культуры
на принципах доверия, уважения
и сотрудничества для роста
эффективности бизнеса
Роман Партин
ГК «Оргпром»....................................42
ОСОБЫЙ ВЗГЛЯД
Переговоры –
ключевой ресурс прогресса организации
Сергей Логачёв
«Ораторика»..................................47
Корпоративная культура и вопросы
лидерства: российский акцент
Анна Баснер
Независимый эксперт..........................51
Культура, осознанность, эффективность
Марат Удовиченко и Алексей Удовиченко
«ОБРАЗ»......................................54
АВТОРИТЕТНОЕ МНЕНИЕ
.................................................58
АНАЛИТИКА
.................................................63
ПОДПИСКА......................................64
КОРПОРАТИВНЫЕ
УНИВЕРСИТЕТЫ
Стр.2
СТРАНИЦА РЕДАКТОРА
1
УВАЖАЕМЫЕ ЧИТАТЕЛИ!
Организационная культура – доминирующая в организации система ценностей
и норм, а также их внешние проявления: стили поведения, символика, социальный
климат и т.п. Говоря о культуре в коммерческих организациях, как правило, используют
термин «корпоративная культура». Какой бы термин мы ни использовали, о
какой бы организации ни шла речь, мы будем говорить о культуре как о мощном
стратегическом инструменте, позволяющем ориентировать сотрудников на общие
цели, и об особенностях культуры организации, которые делают её уникальной.
Героем рубрики «ЛИЦО С ОБЛОЖКИ» стал Марк Кукушкин, бизнес-тренер,
консультант, коуч, партнёр и руководитель ряда компаний. Он поделился своим
опытом управления корпоративной культурой в компаниях.
В рубрике «ТЕМА НОМЕРА» Дмитрий Буталов, генеральный директор, тренер-консультант,
и Андрей Поскряков, директор по маркетингу, тренер-консультант
компании «Ёрд», рассказали о практике развития корпоративной культуры, поделились своими наработками.
Второй автор рубрики, Алёна Мачулина, Старший консультант CEB's SHL Talent Measurement
Solutions, рассматривает показатели корпоративной культуры. Она приходит к выводу, что не культура формирует
эффективность в компании, а эффективные сотрудники определяют организационную культуру.
Опытом внедрения в организационную культуру системы наставничества для молодых специалистов
поделилась Наталия Боровикова, директор по корпоративному развитию консалтинговой группы BI TO
BE, совместно с сотрудниками ГУП «Водоканал Санкт-Петербурга» – Светланой Пшеничной и Ларисой
Чепелкиной. Они рассказали о трёх направлениях построения системы наставничества. Проанализировав
потери продуктивности в различных компаниях и обнаружив, что корни уходят в страхи, опасения,
неосознаваемые защитные механизмы сотрудников, Игорь Мартыненко, независимый эксперт по лидерству,
коуч International Coaching Federation (ICF), и Игорь Ниесов, руководитель консалтингового центра
ИКМ НИУ Высшая школа экономики, генеральный директор компании «Психология и бизнес консалтинг
групп», советуют, как выявить у сотрудников негативные установки.
В рубрике «ТЕХНОЛОГИИ И МЕТОДИКИ» Андрей Крупин, T&D эксперт из BEST T&D Group, делится
своим опытом. Почти всё, что делает HR, влияет на формирование или укрепление корпоративной культуры,
отмечает он. И даёт рекомендации по формированию корпоративной культуры и управлению ею.
Как построить такую корпоративную культуру, чтобы она не просто поддерживала некие ценности руководства
у сотрудников, но служила эффективности и развитию компании, влияла на получение прибыли –
рассказывает в рубрике «ФАБРИКА ИДЕЙ» Ольга Штыркина, эксперт из компании BEITRAINING Russia.
О факторах, влияющих на «характер» компании, рассказывает в рубрике «СОВЕТЫ ЭКСПЕРТОВ» Илья
Залесский, лидер направления «Развитие персонала и внедрение изменений» «ЭКОПСИ Консалтинг». Он
даёт несколько полезных инструментов для управления корпоративной культурой. Об актуальных инструментах
и технологиях развития организационной культуры как стратегического ресурса компании в этой
же рубрике рассказывает Ильдар Богданов, владелец компании BIRC. Он даёт несколько практических советов
для развития организационной культуры.
Обучение как часть корпоративной культуры рассматривает в рубрике «ПРЕЗЕНТАЦИЯ» Наира Восканян,
тренер-фрилансер. Она приводит примеры элементов корпоративной культуры разных компаний
и даёт рекомендации, как донести до людей, от которых вы хотите получить результат, понимание того, что
обучение и постоянное оттачивание мастерства необходимы. Для роста эффективности бизнеса важно строить
корпоративную культуру на принципах доверия, уважения и сотрудничества, считает Роман Партин,
партнёр, директор по развитию практики, тренер-консультант ГК «Оргпром». Он рассказывает, в каких шести
направлениях необходимо выстраивать проектную и обучающую деятельность для цементирования эффективной
корпоративной культуры с целью развития в компании не только процессов, но и людей.
В рубрике «ОСОБЫЙ ВЗГЛЯД» Сергей Логачёв, бизнес-тренер компании «Ораторика», представляет
переговоры как ключевой ресурс прогресса организации. По его мнению, именно технологии переговоров
могут внести новое качество во взаимодействие менталитетов, бизнес-культур и поведения россиян и приглашённых
зарубежных специалистов. О влиянии национальных архетипов на корпоративную культуру, а
также об исторических предпосылках развития отношений «лидер – последователь» в российских компаниях
рассказывает в этой же рубрике независимый эксперт Анна Баснер. Есть эволюционно сложившиеся
факторы, которые естественным образом способствуют сохранению нашей страны, считают Марат Удовиченко,
T&D эксперт, генеральный директор консалтинговой компании «ОБРАЗ», и Алексей Удовиченко,
эксперт в области инноваций, кластерных технологий и start-up, соучредитель консалтинговой компании
«ОБРАЗ». Они рекомендуют и в компаниях поддерживать те тенденции, которые нам помогают, важнейшая
из которых – осознанность.
Экспертами рубрики «АВТОРИТЕТНОЕ МНЕНИЕ» в этом номере стали: Михаил Воронин, Светлана
Чеклецова, Анна Несмеева, Денис Баталин, Людмила Морозова, Татьяна Войткевич, Элла Петрова.
В рубрике «АНАЛИТИКА» – результаты опроса по теме номера.
Тема следующего номера – «Обучение для бизнеса: реалии и потребности».
Елена Буланова
КОРПОРАТИВНЫЕ
УНИВЕРСИТЕТЫ
№ 47, 2014
Стр.3