Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 635043)
Контекстум
Руконтекст антиплагиат система

Основы формирования методов описания бизнес-процессов (143,00 руб.)

0   0
Первый авторСамуйлов К. Е.
АвторыЧукарин А. В., Быков С. Ю.
ИздательствоМ.: РУДН
Страниц124
ID221345
АннотацияИзлагаются основы концепций и методологий моделирования бизнес-процессов инфокуммуникационной компании: структурный подход к моделированию IDEF, методология ARIS, стандарты OMG для моделирования бизнес-процессов, языки моделирования на базе XML. Кратко рассматриваются прикладные аспекты моделирования бизнес-процессов.
Кому рекомендованоДля студентов бакалавриата, обучающихся по направлениям 010300 "Математика. Компьютерные науки", 010400 "Информационные технологии" или 010500 "Прикладная математика и информатика", и студентов магистратуры, обучающихся по магистерской программе "Управление инфокоммуникациями и интеллектуальные системы".
ISBN978-5-209-03593-0
УДК004.330.33
ББК65.9(2)29с51
Самуйлов, К. Е. Основы формирования методов описания бизнес-процессов : учеб. пособие / А. В. Чукарин, С. Ю. Быков; К. Е. Самуйлов .— Москва : РУДН, 2011 .— 124 с. : ил. — ISBN 978-5-209-03593-0 .— URL: https://rucont.ru/efd/221345 (дата обращения: 04.05.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

ISBN 978-5-209-03593-0 Излагаются основы концепций и методологий моделирования бизнеспроцессов инфокоммуникационной компании: структурный подход к моделированию IDEF, методология ARIS; стандарты OMG для моделирования бизнес-процессов; языки моделирования на базе XML. <...> Сегодня методологии и инструменты моделирования бизнес-процессов являются одновременно и серьезным направлением научных исследований, и процветающим сектором рынка программного обеспечения. <...> Спектр методов моделирования, применяемых для описания бизнес-процессов, весьма широк: от простейших графических нотаций, используемых для построения блок-схем алгоритмов, и таких строгих математических аппаратов, как сети Петри, до объектно-ориентированных языков моделирования, подобных UML (Unified Modeling Language), и специально разработанных для описания бизнессистем методологий, например XPDL (XML Process Definition Language) и BPEL (Business Process Execution Language). <...> Учебное пособие содержит взаимоувязанный обзор формальных методов, применяемых при моделировании бизнеспроцессов компаний отрасли информационных технологий и телекоммуникаций. <...> Студенты, выбравшие данный профиль, должны также прослушать следующие дисциплины: «Модели для анализа качества обслуживания в сетях связи следующего поколения»; «Основы разработки корпоративных инфокоммуникационных систем»; «Основы управления инфокоммуникационными компаниями». <...> В главе 2 дается структурный подход к моделированию с использованием методологии IDEF, в главе 3 кратко описана архитектура интегрированных информационных систем на базе методологии ARIS, в главе 4 кратко изложены основные стандарты OMG, а в главе 5 – языки моделирования на базе XML. <...> 6 СПИСОК ОСНОВНЫХ СОКРАЩЕНИЙ ИТ КИС МС ПО РБП ARIS B2B BPEL BPM BPML BPMN BPMS CASE DFD ebXML eTOM ICAM IDEF IDEF0 SADT SID SOA TMF UML WS-CDL XLANG XML XPDL Информационные технологии Корпоративная информационная система Международный стандарт Программное обеспечение Реинжиниринг бизнес-процессов Architecture of Integrated Information Systems Business to Business <...>
_Основы_формирования_методов_описания_бизнес-процессов.pdf
РОССИЙСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ДРУЖБЫ НАРОДОВ Факультет физико-математических и естественных наук К.Е. Самуйлов, А.В. Чукарин, С.Ю. Быков ОСНОВЫ ФОРМАЛЬНЫХ МЕТОДОВ ОПИСАНИЯ БИЗНЕС-ПРОЦЕССОВ Учебное пособие Москва Российский университет дружбы народов 2011
Стр.2
УДК 004.330.33 ББК 65.9(2)29с51 С 17 Утверждено РИС Ученого совета Российского университета дружбы народов Рецензент – доктор технических наук, профессор О.Н. Ромашкова, ООО «Транс ТелеКом Бизнес» С 17 Самуйлов К.Е., Чукарин А.В., Быков С.Ю. Основы формальных методов описания бизнес-процессов : учеб. пособие. – М. : РУДН, 2011. – 123 с. : ил. ISBN 978-5-209-03593-0 Излагаются основы концепций и методологий моделирования бизнеспроцессов инфокоммуникационной компании: структурный подход к моделированию IDEF, методология ARIS; стандарты OMG для моделирования бизнес-процессов; языки моделирования на базе XML. Кратко рассматриваются прикладные аспекты моделирования бизнес-процессов. Для студентов бакалавриата, обучающихся по направлениям 010300 «Математика. Компьютерные науки», 010400 «Информационные технологии» или 010500 «Прикладная математика и информатика», и студентов магистратуры, обучающихся по магистерской программе «Управление инфокоммуникациями и интеллектуальные системы». ISBN 978-5-209-03593-0 ББК 65.9(2)29с51 © Самуйлов К.Е., Чукарин А.В., Быков С.Ю., 2011 © Российский университет дружбы народов, Издательство, 2011
Стр.3
ОГЛАВЛЕНИЕ ВВЕДЕНИЕ...............................................................................5 СПИСОК ОСНОВНЫХ СОКРАЩЕНИЙ..............................7 Глава 1. КОНЦЕПЦИИ И МЕТОДОЛОГИИ МОДЕЛИРОВАНИЯ БИЗНЕС-ПРОЦЕССОВ ИНФОКОММУНИКАЦИОННОЙ КОМПАНИИ ................8 1.1. Основные понятия и определения ...............................8 1.2. Эволюция подходов к построению и использованию моделей бизнес-процессов ..................12 1.3. Особенности моделирования бизнес-процессов в инфокоммуникациях........................................................19 Глава 2. СТРУКТУРНЫЙ ПОДХОД К МОДЕЛИРОВАНИЮ: СЕМЕЙСТВО IDEF....................22 2.1. Методы структурного анализа для моделирования бизнес-процессов ................................................................22 2.2. Методология функционального моделирования IDEF0....................................................................................25 2.3. Методология документирования технологических процессов IDEF3 .................................................................32 Глава 3. МЕТОДОЛОГИЯ ARIS – АРХИТЕКТУРА ИНТЕГРИРОВАННЫХ ИНФОРМАЦИОННЫХ СИСТЕМ.................................................................................39 3.1. Нотация eEPC ..............................................................39 3.2. Архитектура ARIS.......................................................43 3.3. ARIS-модели для описания деятельности компании..............................................................................48 3
Стр.4
Глава 4. СТАНДАРТЫ OMG ДЛЯ МОДЕЛИРОВАНИЯ БИЗНЕС-ПРОЦЕССОВ.........................................................52 4.1. Моделирование бизнес-процессов посредством UML......................................................................................52 4.2. Графическая нотация BPMN......................................58 4.3. Принципы использования BPMN..............................70 Глава 5. ЯЗЫКИ МОДЕЛИРОВАНИЯ БИЗНЕСПРОЦЕССОВ НА БАЗЕ XML ..............................................75 5.1. Язык исполнения бизнес-процессов BPEL...............75 5.2. Язык определения процессов XPDL..........................80 5.3. Понятия оркестровки и хореографии. Методология WS-CDL .......................................................84 Глава 6. ОТ ФОРМАЛЬНОГО ПРЕДСТАВЛЕНИЯ К ВНЕДРЕНИЮ.....................................................................89 6.1. Архитектура системы управления бизнеспроцессами...........................................................................89 6.2. Жизненный цикл модели бизнес-процесса...............92 6.3. Программные средства для работы с моделями бизнес-процессов ................................................................95 СПИСОК ОСНОВНЫХ ИСТОЧНИКОВ ..........................100 РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА.................................104 ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ............................................105 ОПИСАНИЕ И ПРОГРАММА КУРСА «ОСНОВЫ ФОРМАЛЬНЫХ МЕТОДОВ ОПИСАНИЯ БИЗНЕС-ПРОЦЕССОВ» .............................110 4
Стр.5
ВВЕДЕНИЕ Успешность работы телекоммуникационной компании на рынке зависит от многих факторов – диапазона предлагаемых услуг, насыщенности рынка, маркетинговой политики и т.п. В целях поддержания конкурентоспособности современные, ориентированные на постоянное развитие телекоммуникационные компании вынуждены постоянно совершенствовать свою деятельность, что требует разработки новых технологий и приемов ведения бизнеса и внедрения более эффективных методов управления и организации деятельности. Вот почему в числе прочих мероприятий необходимо уметь выбирать и использовать методологии моделирования бизнес-процессов. Сегодня методологии и инструменты моделирования бизнес-процессов являются одновременно и серьезным направлением научных исследований, и процветающим сектором рынка программного обеспечения. Спектр методов моделирования, применяемых для описания бизнес-процессов, весьма широк: от простейших графических нотаций, используемых для построения блок-схем алгоритмов, и таких строгих математических аппаратов, как сети Петри, до объектно-ориентированных языков моделирования, подобных UML (Unified Modeling Language), и специально разработанных для описания бизнессистем методологий, например XPDL (XML Process Definition Language) и BPEL (Business Process Execution Language). Учебное пособие содержит взаимоувязанный обзор формальных методов, применяемых при моделировании бизнеспроцессов компаний отрасли информационных технологий и телекоммуникаций. Пособие не является справочным руководством по той или иной нотации. Для этого существуют международные стандарты или более узкоспециализированная литература. Учебное пособие предназначено для студентов бакалавриата, обучающихся по направлениям 010300 «Математика. 5
Стр.6
Компьютерные науки», 010400 «Информационные технологии» или 010500 «Прикладная математика и информатика». Одноименный курс входит в состав модуля «Управление инфокоммуникациями» профиля специализации в бакалавриате и является дисциплиной по выбору студента. Студенты, выбравшие данный профиль, должны также прослушать следующие дисциплины: «Модели для анализа качества обслуживания в сетях связи следующего поколения»; «Основы разработки корпоративных инфокоммуникационных систем»; «Основы управления инфокоммуникационными компаниями». Целью курса является ознакомление слушателей с основными методиками описания бизнес-процессов, формирование понятийного аппарата в области описания и моделирования бизнес-процессов, создание у слушателей понимания принципов построения моделей бизнес-процессов. После успешного прохождения курса слушатели должны знать: основные понятия описания и моделирования бизнес-процессов; общие принципы построения моделей; основные методологии, их особенности и область применения. Лица, успешно окончившие бакалавриат и прослушавшие перечисленные курсы, могут обучаться в магистратуре по направлению 010400 «Информационные технологии» по специализации «Управление инфокоммуникациями и интеллектуальные системы». Учебное пособие состоит из шести глав. Глава 1 содержит основные понятия и определения, отслеживает эволюцию подходов к построению и использованию моделей бизнеспроцессов и особенности моделирования в инфокоммуникациях. В главе 2 дается структурный подход к моделированию с использованием методологии IDEF, в главе 3 кратко описана архитектура интегрированных информационных систем на базе методологии ARIS, в главе 4 кратко изложены основные стандарты OMG, а в главе 5 – языки моделирования на базе XML. Глава 6 посвящена прикладным аспектам моделирования в рассматриваемой в учебном пособии предметной области. 6
Стр.7