Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 636896)
Контекстум
Электро-2024

МУЗЫКА В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ КАК ФОРМА СМЫСЛООБРАЗОВАНИЯ (330,00 руб.)

0   0
АвторыКассина Л.Д.
ИздательствоМ.: ПРОМЕДИА
Страниц8
ID220847
АннотацияСтатья посвящена проблеме смыслообразования в современном обществе, где человек в результате объективных обстоятельств: неустойчивости, интенсивности развития, трансформации системы ценностей и др. во многом утрачивает способность к саморефлексии и созерцанию мира. Утверждается, что музыка становится важной формой смыслообразования в постиндустриальном мире. С позиции формальной социологии описывается ее специфика и особенности развития. Затрагивается вопрос о сущности музыкальной культуры как результате процесса смыслообразования посредством такой формы, как музыка.
УДК316.7
МУЗЫКА В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ КАК ФОРМА СМЫСЛООБРАЗОВАНИЯ / Л.Д. Кассина .— Идеи и идеалы .— Москва : ПРОМЕДИА, 2013 .— 8 с. — (1 (т.11)) .— с.149-156 .— URL: https://rucont.ru/efd/220847 (дата обращения: 27.05.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Музыка в современном обществе ИДЕИ И ИДЕАЛЫ УДК 316.7 МУЗЫКА В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ КАК ФОРМА СМЫСЛООБРАЗОВАНИЯ <...> Л.А. Осьмук, Л.Д. Кассина Новосибирский государственный технический университет; Детская школа искусств им. <...> П.И. Чайковского, Санкт-Петербург osmuk@mail.ru, kassina_ld@mail.ru Статья посвящена проблеме смыслообразования в современном обществе, где человек в результате объективных обстоятельств: неустойчивости, интенсивности развития, трансформации системы ценностей и др. – во многом утрачивает способность к саморефлексии и созерцанию мира. <...> Утверждается, что музыка становится важной формой смыслообразования в постиндустриальном мире. <...> С позиции формальной социологии описывается ее специфика и особенности развития. <...> Затрагивается вопрос о сущности музыкальной культуры как результате процесса смыслообразования посредством такой формы, как музыка. <...> Ключевые слова: музыка как форма смыслообразования, музыкальная культура, субъективный и интерсубъективный миры. <...> С точки зрения конструктивистских теорий человек не просто стремится к познанию мира, он еще и создает свой собственный субъективный мир, «замыкая» его на себя. <...> И в первом, и во втором случае происходит осмысление сущего, элементы которого приобретают значения и смыслы. <...> То, что по каким-то причинам оказывается неосмысленным, остается за рамками субъективного и интерсубъективного мира, осмысленное же (и даже забытое, временно потерявшее смысл) составляет содержание сконструированного пространства. <...> В первом случае деятельность человека всегда осмыслена, она невозможна без смыслов. <...> Человеку свойственны разные способы и формы смыслообразования. <...> Основными являются тексты, социальные действия и артефакты, т. е. смысл может быть заключен в понятиях и текстах (устных и письменных); в действии, поведении, стиле поведения; в артефактах как предметах человеческой деятельности, и в первую очередь произведениях искусства. <...> Однако и здесь смысл <...>
МУЗЫКА_В_СОВРЕМЕННОМ_ОБЩЕСТВЕ_КАК_ФОРМА_СМЫСЛООБРАЗОВАНИЯ.pdf
Л.А. Осьмук, Л.Д. Кассина. Музыка в современном обществе ИДЕИ И ИДЕАЛЫ УДК 316.7 МУЗЫКА В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ КАК ФОРМА СМЫСЛООБРАЗОВАНИЯ Л.А. Осьмук, Л.Д. Кассина Новосибирский государственный технический университет; Детская школа искусств им. П.И. Чайковского, Санкт-Петербург osmuk@mail.ru, kassina_ld@mail.ru Статья посвящена проблеме смыслообразования в современном обществе, где человек в результате объективных обстоятельств: неустойчивости, интенсивности развития, трансформации системы ценностей и др. – во многом утрачивает способность к саморефлексии и созерцанию мира. Утверждается, что музыка становится важной формой смыслообразования в постиндустриальном мире. С позиции формальной социологии описывается ее специфика и особенности развития. Затрагивается вопрос о сущности музыкальной культуры как результате процесса смыслообразования посредством такой формы, как музыка. Ключевые слова: музыка как форма смыслообразования, музыкальная культура, субъективный и интерсубъективный миры. С точки зрения конструктивистских теорий человек не просто стремится к познанию мира, он еще и создает свой собственный субъективный мир, «замыкая» его на себя. И в первом, и во втором случае происходит осмысление сущего, элементы которого приобретают значения и смыслы. Освоенная Вселенная, ойкумена, расширяется вокруг человека исключительно за счет смыслов. То, что по каким-то причинам оказывается неосмысленным, остается за рамками субъективного и интерсубъективного мира, осмысленное же (и даже забытое, временно потерявшее смысл) составляет содержание сконструированного пространства. Смыл как результат познания и процесса конструирования приобретает два уровня: инструментальный и сущностный. В первом случае деятельность человека всегда осмыслена, она невозможна без смыслов. Во втором – смысл отрываетИдеи и идеалы № 1(15), т. 1• 2013 ся от носителя, становится достоянием человеческой культуры. Человеку свойственны разные способы и формы смыслообразования. Основными являются тексты, социальные действия и артефакты, т. е. смысл может быть заключен в понятиях и текстах (устных и письменных); в действии, поведении, стиле поведения; в артефактах как предметах человеческой деятельности, и в первую очередь произведениях искусства. Вместе с тем смысл – это то, что ускользает от какой-либо четкой формы и выходит за рамки обозначающего. Он всегда больше любой обозначаемой вещи. Не случайно в семантических теориях принято разделять «смысл» и «значение». Однако и здесь смысл пытаются уложить в некие границы, подразумевая под смыслом концепт денотата, или содержание предмета. Похоже, чем жестче форма, тем меньше возможность для интерпретации, рас149
Стр.1