Музыка в современном обществе
ИДЕИ И ИДЕАЛЫ
УДК 316.7
МУЗЫКА В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ
КАК ФОРМА СМЫСЛООБРАЗОВАНИЯ <...> Л.А. Осьмук, Л.Д. Кассина
Новосибирский государственный технический
университет; Детская школа искусств
им. <...> П.И. Чайковского, Санкт-Петербург
osmuk@mail.ru, kassina_ld@mail.ru
Статья посвящена проблеме смыслообразования в современном обществе, где человек в результате объективных обстоятельств: неустойчивости, интенсивности развития, трансформации
системы ценностей и др. – во многом утрачивает способность к саморефлексии и созерцанию
мира. <...> Утверждается, что музыка становится важной формой смыслообразования в постиндустриальном мире. <...> С позиции формальной социологии описывается ее специфика и особенности развития. <...> Затрагивается вопрос о сущности музыкальной культуры как результате процесса смыслообразования посредством такой формы, как музыка. <...> Ключевые слова: музыка как форма смыслообразования, музыкальная культура, субъективный
и интерсубъективный миры. <...> С точки зрения конструктивистских теорий человек не просто стремится к познанию мира, он еще и создает свой собственный субъективный мир, «замыкая» его на
себя. <...> И в первом, и во втором случае происходит осмысление сущего, элементы которого приобретают значения и смыслы. <...> То, что по каким-то причинам оказывается неосмысленным, остается за рамками субъективного и интерсубъективного мира, осмысленное же (и даже
забытое, временно потерявшее смысл) составляет содержание сконструированного
пространства. <...> В первом случае деятельность человека всегда осмыслена, она невозможна
без смыслов. <...> Человеку свойственны разные способы
и формы смыслообразования. <...> Основными
являются тексты, социальные действия и артефакты, т. е. смысл может быть заключен в
понятиях и текстах (устных и письменных);
в действии, поведении, стиле поведения; в
артефактах как предметах человеческой деятельности, и в первую очередь произведениях искусства. <...> Однако и здесь смысл <...>
МУЗЫКА_В_СОВРЕМЕННОМ_ОБЩЕСТВЕ_КАК_ФОРМА_СМЫСЛООБРАЗОВАНИЯ.pdf
Л.А. Осьмук, Л.Д. Кассина. Музыка в современном обществе
ИДЕИ И ИДЕАЛЫ
УДК 316.7
МУЗЫКА В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ
КАК ФОРМА СМЫСЛООБРАЗОВАНИЯ
Л.А. Осьмук, Л.Д. Кассина
Новосибирский государственный технический
университет; Детская школа искусств
им. П.И. Чайковского, Санкт-Петербург
osmuk@mail.ru, kassina_ld@mail.ru
Статья посвящена проблеме смыслообразования в современном обществе, где человек в результате
объективных обстоятельств: неустойчивости, интенсивности развития, трансформации
системы ценностей и др. – во многом утрачивает способность к саморефлексии и созерцанию
мира. Утверждается, что музыка становится важной формой смыслообразования в постиндустриальном
мире. С позиции формальной социологии описывается ее специфика и особенности развития.
Затрагивается вопрос о сущности музыкальной культуры как результате процесса смыслообразования
посредством такой формы, как музыка.
Ключевые слова: музыка как форма смыслообразования, музыкальная культура, субъективный
и интерсубъективный миры.
С точки зрения конструктивистских теорий
человек не просто стремится к познанию
мира, он еще и создает свой собственный
субъективный мир, «замыкая» его на
себя. И в первом, и во втором случае происходит
осмысление сущего, элементы которого
приобретают значения и смыслы.
Освоенная Вселенная, ойкумена, расширяется
вокруг человека исключительно за
счет смыслов. То, что по каким-то причинам
оказывается неосмысленным, остается
за рамками субъективного и интерсубъективного
мира, осмысленное же (и даже
забытое, временно потерявшее смысл) составляет
содержание сконструированного
пространства. Смыл как результат познания
и процесса конструирования приобретает
два уровня: инструментальный и сущностный.
В первом случае деятельность человека
всегда осмыслена, она невозможна
без смыслов. Во втором – смысл отрываетИдеи
и идеалы № 1(15), т. 1• 2013
ся от носителя, становится достоянием человеческой
культуры.
Человеку свойственны разные способы
и формы смыслообразования. Основными
являются тексты, социальные действия и артефакты,
т. е. смысл может быть заключен в
понятиях и текстах (устных и письменных);
в действии, поведении, стиле поведения; в
артефактах как предметах человеческой деятельности,
и в первую очередь произведениях
искусства. Вместе с тем смысл – это
то, что ускользает от какой-либо четкой
формы и выходит за рамки обозначающего.
Он всегда больше любой обозначаемой
вещи. Не случайно в семантических теориях
принято разделять «смысл» и «значение».
Однако и здесь смысл пытаются уложить в
некие границы, подразумевая под смыслом
концепт денотата, или содержание предмета.
Похоже, чем жестче форма, тем меньше
возможность для интерпретации, рас149
Стр.1