ИЗВЕСТИЯ ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ
ПОВОЛЖСКИЙ РЕГИОН
ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ
№3
2007
СОДЕРЖАНИЕ
ИСТОРИЯ
Нарский И. В. <...> Специфика человеческих потребностей в полноте бытия................ 53
Хакимов Г. А. <...> Хронотоп как инструмент
социально-философского анализа глобального капитализма.......................... 63
Шарнаускене Т. В. <...> Проблема косвенного доказательства в логике
и так называемое интуиционистское исчисление Гейтинга 1930 г. ................ 76
Гагаев А. А., Гагаев П. А. <...> Место словообразовательного
и номинативного значений в семантике производного слова........................ 112
Известия высших учебных заведений. <...> Социальная память в ономастической диалектной картине мира .................124
РЕЦЕНЗИИ
Карнишин В. <...> И. В. Нарский
ВЗРОСЛЫЕ ОЖИДАНИЯ В ДЕТСКИХ ВОСПОМИНАНИЯХ:
ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ДЕТЕЙ РУССКОЙ ЭМИГРАЦИИ
О БУДУЩЕМ РОССИИ В ШКОЛЬНЫХ СОЧИНЕНИЯХ 1924 г.
В статье рассмотрены особенности взглядов молодого поколения русской эмиграции на реалии действительности 1920-х гг. <...> 24 мая 1924 г. 18-летний семиклассник писал в школьном сочинении об
атмосфере, царившей в то утро среди учащихся русской гимназии в болгарском городе Шумене: «Еще с самого утра много толковали на тему: для чего
нужно собраться в классы в одиннадцать часов? <...> Проанализировав полученный материал, деятели
Педагогического бюро по горячим следам опубликовали аналитические обзоры
вместе с фрагментами самих сочинений [3–5]. <...> Поволжский регион
Она сразу же привлекла внимание историков. <...> Вместе с тем деятели народного просвещения в русском зарубежье, по
понятным причинам более оптимистично настроенные, чем историки спустя
70–80 лет, энергично опровергали утверждение, что дети эмиграции представляют собой «целое поколение малолетних стариков, несчастных, остро
нуждающихся в помощи инвалидов, людей, к которым законно чувство горячей жалости, обязательно дело активной помощи, но возлагать на которых
какие-либо надежды совершенно невозможно» [11, с. <...> С деятелями Педагогического бюро трудно не согласиться <...>
Известия_высших_учебных_заведений._Поволжский_регион._Гуманитарные_науки_№3_2007.pdf
ИЗВЕСТИЯ ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ
ПОВОЛЖСКИЙ РЕГИОН
ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ
№ 3
СОДЕРЖАНИЕ
ИСТОРИЯ
Нарский И. В. Взрослые ожидания в детских воспоминаниях:
представления детей русской эмиграции о будущем России
в школьных сочинениях 1924 г. ............................................................................ 3
Сапон В. П. Российские левые эсеры и максималисты в авангарде
либертарного движения в 1917 г......................................................................... 17
Карнишина Н. Г. Обер-прокурор Синода К. П. Победоносцев:
штрихи к портрету................................................................................................ 24
Репников А. В. Несчастный Царь, может быть – последний»
(события Февральской революции на страницах
Дневника Л. А. Тихомирова)............................................................................... 31
Кабытов П. С. Профессор Г. А. Герасименко:
саратовский период научной деятельности ....................................................... 41
ФИЛОСОФИЯ
Ахиезер А. С. Специфика человеческих потребностей в полноте бытия................ 53
Хакимов Г. А. Хронотоп как инструмент
социально-философского анализа глобального капитализма.......................... 63
Шарнаускене Т. В. Прецедент как элемент
методологии социальной философии................................................................. 70
Горюнов А. В. Проблема косвенного доказательства в логике
и так называемое интуиционистское исчисление Гейтинга 1930 г. ................ 76
Гагаев А. А., Гагаев П. А. О «воспоминаниях» души,
гносеологии и педагогике.................................................................................... 90
ФИЛОЛОГИЯ
Устинова Л. П. Глаголы информационной семантики,
функционирующие в фамильярном регистре общения.................................... 98
Ивлева А. Ю. Концепция символических смыслов Р. Барта.................................. 104
Шалина Л. В. Место словообразовательного
и номинативного значений в семантике производного слова........................ 112
2007
Стр.1
Известия высших учебных заведений. Поволжский регион
Ханов В. А. Символика инфернального в создании образа «дна» в драме
М. Горького «На дне».........................................................................................118
Щербак А. С.
Социальная память в ономастической диалектной картине мира.................124
РЕЦЕНЗИИ
Карнишин В. Ю.............................................................................................132
Годовова Е. В. ................................................................................................136
Аннотации .................................................................................................... 139
Сведения об авторах................................................................................... 144
2
Стр.2
№ 3, 2007
Гуманитарные науки. История
ИСТОРИЯ
УДК 940.5
И. В. Нарский
ВЗРОСЛЫЕ ОЖИДАНИЯ В ДЕТСКИХ ВОСПОМИНАНИЯХ:
ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ДЕТЕЙ РУССКОЙ ЭМИГРАЦИИ
О БУДУЩЕМ РОССИИ В ШКОЛЬНЫХ СОЧИНЕНИЯХ 1924 г.
В статье рассмотрены особенности взглядов молодого поколения русской
эмиграции на реалии действительности 1920-х гг. Автором изучено воздействие
внешней среды на формирование представлений о прошлом и будущем
России.
24 мая 1924 г. 18-летний семиклассник писал в школьном сочинении об
атмосфере, царившей в то утро среди учащихся русской гимназии в болгарском
городе Шумене: «Еще с самого утра много толковали на тему: для чего
нужно собраться в классы в одиннадцать часов? Слухов было масса. Вопервых,
для того, чтобы никого в это время не было в городе, так как там будут
казнить коммунистов посредством гильотины. Нашлись даже люди, видевшие
эту самую гильотину (очевидно, строившуюся беседку для праздника
«Кирилла и Мефодия»), а девочки уже плакали о том, что у этих коммунистов
есть дети, которые останутся сиротами. Очень поверили. Во-вторых,
нашу гимназию амнистировало советское правительство и принимает в школу
курсантов. Собирают для того, чтобы заполнить анкеты. Этому решительным
образом не поверили. В-третьих, в Туркестане восстание. Американцы
приглашают желающих ехать. В-четвертых, приостанавливается движение на
пять минут. Думать о гражданской войне! В-пятых… Ага! Взять карандаши?!
Писать сочинение по русскому языку. Кто лучше всех напишет, того повезут
в Прагу. И так далее, в этом духе.
В одиннадцать собрались. Нам раздали эту самую бумагу. Дали и для
черновой. Но начерно никто почти не писал. Объяснили, в чем дело. Так мол
и так. Психология» [1, с. 396–397.].
Сочинения, писавшиеся в тот день детьми, покинувшими Россию во
время Гражданской войны, были частью большого проекта, осуществлявшегося
Педагогическим бюро по делам средней и низшей русской школы за
границей с конца 1923 г. до весны 1925 г. Учащимся 15 русских эмигрантских
школ в Турции, Болгарии, Югославии и Чехословакии было предложено
без предварительной подготовки в течение двух смежных уроков в свободной
форме написать сочинение на тему «Мои воспоминания с 1917 года по
день поступления в гимназию» [1, с. 5–6; 2, с. 25–33]. Результатом крупномасштабной
акции стали 2403 школьных сочинения-воспоминания, авторам
которых было от 8 до 25 лет. Проанализировав полученный материал, деятели
Педагогического бюро по горячим следам опубликовали аналитические обзоры
вместе с фрагментами самих сочинений [3–5]. Однако относительно репрезентативная
публикация школьных сочинений, охватившая около четверти собранных
материалов, была осуществлена лишь спустя 70 с лишним лет [1].
3
Стр.3