Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 635254)
Контекстум
Руконтекст антиплагиат система

Образовательно-профессиональное пространство вуза как педагогическое условие формирования конкурентоспособности личности студента (220,00 руб.)

0   0
Первый авторЖданко Татьяна Александровна
АвторыЧупрова Ольга Федоровна
ИздательствоФГБОУ ВПО "ИГЛУ"
Страниц184
ID212084
АннотацияВ монографии рассматриваются проблемы формирования конкуренто-способности личности студента в образовательно-профессиональном пространстве вуза в контексте трансформации современного российского общества, характеризующегося все большим проникновением рыночных отношений во все сферы его жизнедеятельности, в том числе и в сферу образования. Данное издание предназначено для студентов вузов, магистрантов, аспи-рантов, преподавателей, учителей, потенциальных работодателей. Особую ценность имеет для студентов педагогических и гуманитарных вузов, а также для тех, кто активно включился в решение актуальных проблем современного образования.
Кем рекомендованоБакалаврам и магистрам педагогических специальностей
ISBN978-5-88267-358-0
УДК378.14
ББК74.58
Жданко, Т.А. Образовательно-профессиональное пространство вуза как педагогическое условие формирования конкурентоспособности личности студента / О.Ф. Чупрова; Т.А. Жданко .— Иркутск : ФГБОУ ВПО "ИГЛУ", 2012 .— 184 с. — ISBN 978-5-88267-358-0 .— URL: https://rucont.ru/efd/212084 (дата обращения: 14.05.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Т.А. Жданко, О.Ф. Чупрова ОБРАЗОВАТЕЛЬНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО ВУЗА КАК ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ УСЛОВИЕ ФОРМИРОВАНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ЛИЧНОСТИ СТУДЕНТА Монография Иркутск 2012 УДК 378.14 ББК 74.58 Печатается по решению редакционно-издательского совета Иркутского государственного лингвистического университета Рецензенты: доктор педагогических наук, профессор В.В. Пономарев, кандидат педагогических наук, доцент Т.А. Амельченко Жданко Т.А., Чупрова О.Ф. <...> Образовательно-профессиональное пространство вуза как педагогическое условие формирования конкурентоспособности личности студента [Текст] : монография / Т.А. Жданко, О.Ф. Чупрова. <...> ISBN 978-5-88267-358-0 В монографии рассматриваются проблемы формирования конкурентоспособности личности студента в образовательно-профессиональном пространстве вуза в контексте трансформации современного российского общества, характеризующегося все большим проникновением рыночных отношений во все сферы его жизнедеятельности, в том числе и в сферу образования. <...> Экспериментальная проверка функционирования образовательнопрофессионального пространства вуза как педагогического условия формирования конкурентоспособности личности студента ............................ 71 <...> В период трансформации современного российского общества, характеризующегося все большим проникновением рыночных отношений во все сферы его жизнедеятельности, образование призвано удовлетворять запросы личности, способствовать их приспособлению к быстроизменяющимся условиям жизни, социальной защите от возможных неудач на жизненном пути. <...> В современных условиях содержание образования в вузе должно ориентироваться на профессиональную подготовку (изучение ряда дисциплин согласно учебному плану предполагает овладение определенной профессией) и способствовать формированию конкурентоспособности личности через оптимизацию содержания изучаемых дисциплин, участие студентов во внеаудиторной деятельности <...>
Образовательно-профессиональное_пространство_вуза_как_педагогическое_условие_формирования_конкурентоспособности_личности_студента.pdf
Министерство образования и науки Российской Федерации федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Иркутский государственный лингвистический университет» Т.А. Жданко, О.Ф. Чупрова ОБРАЗОВАТЕЛЬНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО ВУЗА КАК ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ УСЛОВИЕ ФОРМИРОВАНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ЛИЧНОСТИ СТУДЕНТА Монография Иркутск 2012
Стр.1
УДК 378.14 ББК 74.58 Печатается по решению редакционно-издательского совета Иркутского государственного лингвистического университета Рецензенты: доктор педагогических наук, профессор В.В. Пономарев, кандидат педагогических наук, доцент Т.А. Амельченко Жданко Т.А., Чупрова О.Ф. Образовательно-профессиональное пространство вуза как педагогическое условие формирования конкурентоспособности личности студента [Текст] : монография / Т.А. Жданко, О.Ф. Чупрова. – Иркутск : ИГЛУ, 2012. – 184 с. ISBN 978-5-88267-358-0 В монографии рассматриваются проблемы формирования конкурентоспособности личности студента в образовательно-профессиональном пространстве вуза в контексте трансформации современного российского общества, характеризующегося все большим проникновением рыночных отношений во все сферы его жизнедеятельности, в том числе и в сферу образования. Данное издание предназначено для студентов вузов, магистрантов, аспирантов, преподавателей, учителей, потенциальных работодателей. Особую ценность имеет для студентов педагогических и гуманитарных вузов, а также для тех, кто активно включился в решение актуальных проблем современного образования. УДК 378.14 ББК 74.58 ISBN 978-5-88267-358-0 © Жданко Т.А., Чупрова О.Ф., 2012 © Иркутский государственный лингвистический университет, 2012 2
Стр.2
Оглавление ПРЕДИСЛОВИЕ .......................................................................................................... 4 Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ЛИЧНОСТИ СТУДЕНТОВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ ВУЗА ........ 7 1.1. Сущностная характеристика конкурентоспособности личности студента ................................................................................................... 7 1.2. Анализ возможностей формирования конкурентоспособности личности студента в вузе ...................................................................................... 27 1.3. Образовательно-профессиональное пространство вуза как педагогическая проблема ............................................................................... 40 Глава 2. ФОРМИРОВАНИЕ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ЛИЧНОСТИ СТУДЕНТА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ ВУЗА .......................................................................................... 57 2.1. Педагогическое проектирование содержания и средств образовательно-профессионального пространства вуза ................................... 57 2.2. Экспериментальная проверка функционирования образовательнопрофессионального пространства вуза как педагогического условия формирования конкурентоспособности личности студента ............................ 71 2.3. Результаты исследования эффективности формирования конкурентоспособности личности студентов в образовательнопрофессиональном пространстве вуза ................................................................. 98 ПОСЛЕСЛОВИЕ ..................................................................................................... 124 Библиографический список .................................................................................... 128 Приложения ............................................................................................................. 147 3
Стр.3
ПРЕДИСЛОВИЕ Проблема формирования конкурентоспособности личности актуализировалась в конце XX в., приобрела широкое социальное значение в связи с переходом России на новый экономический путь развития. Характерной особенностью реалий современной России является то, что в социальной сфере резко интенсифицировались политические, экономические, энергетические, экологические и другие процессы, принимающие подчас кризисный характер. Это вынуждает человека многопланово усиливать свою жизненную активность, проявлять все свои способности к выживанию и развитию, быть конкурентоспособным в профессиональной деятельности. В период трансформации современного российского общества, характеризующегося все большим проникновением рыночных отношений во все сферы его жизнедеятельности, образование призвано удовлетворять запросы личности, способствовать их приспособлению к быстроизменяющимся условиям жизни, социальной защите от возможных неудач на жизненном пути. В «Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г.» (2008) отмечается усиление глобальной конкуренции, охватывающей не только рынки товаров, капитала, рабочей силы, но и развитие человеческого потенциала, т.е. конкурентоспособности личности. В современных условиях уровень инновационной экономики во многом определяется качеством профессиональных кадров, уровнем их социализации и кооперационности. Основные приоритеты социальной и экономической политики на современном этапе – развитие человеческого потенциала, создание конкурентной институциональной среды, развитие человеческого потенциала. Определена стратегическая цель государственной политики в сфере образования – повышение доступности качественного образования в соответствии с требованиями инновационной экономики и современным потребностям общества и каждого гражданина. В «Концепции Развития научно-исследовательской и инновационной деятельности в учреждениях высшего профессионального образования Российской Федерации на период до 2015 г.» (2011) отмечается нарушение связей вузов с реальной экономикой на протяжении последних двадцати лет, и делается акцент на ускоренное развитие прикладной исследовательской базы вузов, а также снижение барьеров сотрудничества в плане создания совместных программ, формирование партнерства с предприятиями, привлечение профессиональных 4
Стр.4
кадров и др. В рамках реализации данной концепции высшее профессиональное образование должно обеспечить формирование компетенций, трансфер знаний и технологий между предприятиями и академической наукой, а также новое качество подготовки специалистов, востребованных предприятиями – лидерами модернизации. Качественная подготовка специалистов не может осуществляться вне формирования конкурентоспособности личности, так как существует государственный заказ и созданы социальные предпосылки, что свидетельствует об актуальности и необходимости формирования конкурентоспособности личности студентов, будущих специалистов. Как отмечает М. Гельвановский, стратегический успех возможен в конкурентной борьбе хорошо подготовленных специалистов. В быстроменяющихся условиях на отечественном рынке труда и мировых рынках труда, востребованы профессионалы, способные обучаться и переобучаться в условиях производства. Парадигма «Образование на всю жизнь» сменяется парадигмой «Образование в течение всей жизни», диктуя необходимость обучения не только в вузе, но и в условиях производства, на предприятии и в организации. На наш взгляд, интеграция образовательного и профессионального пространств в вузе сохранит преемственность обучения на всех уровнях овладения профессией, даст возможность готовить специалиста «точно на заказ», что в конечном итоге пополнит «человеческий капитал» страны. Как отмечает Л.В. Бурухина, ««человеческий капитал» страны является исключительно важным стратегическим ресурсом, поэтому его развитие становится одним из национальных приоритетов, … «человеческий капитал» является одним из факторов, определяющих конкурентоспособность страны на мировой арене» [30, с.99]. Профессиональные знания и опыт, которые приобретут студенты, обучаясь в вузе, приобретут особую ценность, если будут востребованы на рынке труда. Мы считаем, что востребованные профессиональные знания и опыт формируются в образовательно-профессиональном пространстве вуза. Проектирование образовательно-профессиональное пространство вуза как педагогического условия формирования конкурентоспособности личности студента предполагает интеграцию образовательного и профессионального пространств за счет организации субъект-субъектного взаимодействия в триаде: студентпреподаватель-работодатель на основе взаимодействия в профессиональном контексте. В статье «Российское образование – 2020: модель образования для инновационной экономики» (2010) авторы (А.Е. Волков, Я.И. Кузьминов, И.М. 5
Стр.5
Реморенко, Б.Л. Рудник, И.Д. Фрумин, Л.И. Якобсон) отмечают, что «интересы национального капитала (работодателей) – получить квалифицированных специалистов с высшим образованием и работников широкого профиля, умеющих быстро обучаться, готовых быстро адаптироваться к новым условиям труда, менять технологии». Это подтверждает запрос на личность, способную работать в условиях конкуренции и эффективно позиционировать на рынке труда. Анализируя требования ФГОС третьего поколения, мы пришли к выводу, что выпускник вуза должен обладать профессиональной компетентностью, включающей общие и специфические компетенции, должен быть конкурентоспособным и востребованным на рынке труда. В современных условиях содержание образования в вузе должно ориентироваться на профессиональную подготовку (изучение ряда дисциплин согласно учебному плану предполагает овладение определенной профессией) и способствовать формированию конкурентоспособности личности через оптимизацию содержания изучаемых дисциплин, участие студентов во внеаудиторной деятельности, самоуправлении и других видах деятельности, являющихся составляющими образовательнопрофессионального пространства вуза. Таким образом, социально-педагогическая острота проблемы формирования конкурентоспособности личности студента требует поиска новых путей решения. Отсюда возникает необходимость создания принципиально новых педагогических условий в системе профессиональной подготовки студентов в вузе. Длительность процесса профессионального становления личности обусловливает создание определенных условий, в их числе и непосредственное включение в процесс подготовки специалистов потенциальных работодателей. Работодатели сегодня выдвигают достаточно жесткие требования к подготовке специалистов: толковый, внимательный, грамотный, разумный, профессионально образованный человек, мобильный, конкурентоспособный и др., но они практически полностью исключены из образовательного пространства вуза, в профессиональной подготовке отсутствуют четкие связи в триаде: студентпреподаватель-работодатель. В условиях рыночной экономики перед каждым студентом, заканчивающим вуз, стоит задача активно, разумно и грамотно включиться в рыночные отношения и конкурентную борьбу и активно в них существовать. 6
Стр.6
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ЛИЧНОСТИ СТУДЕНТОВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ ВУЗА 1.1. Сущностная характеристика конкурентоспособности личности студента Для теоретического исследования конкурентоспособности личности студентов в образовательно-профессиональном пространстве вуза в данном параграфе отражены различные подходы ученых к определению понятия «конкурентоспособность», определено собственное содержание понятия «конкурентоспособность личности студента» и дана его сущностная характеристика; представлена критериально-оценочная модель конкурентоспособности личности студента на основе тех ее критериев, которые являются наименее учитываемыми с точки зрения ее формирования в процессе профессиональной подготовки в вузе. Российская система образования переживает очень важный период своего развития. Одной из важных задач образовательной политики на современном этапе становится формирование конкурентоспособности личности, ее соответствия актуальным и перспективным потребностям образования, общества и государства. В восьмом обращении к Федеральному собранию (2007) В.В. Путин отметил, что для интеграции в мировое хозяйство на приемлемых для нас условиях необходимо «в целом работать на конкурентоспособность России во всех смыслах этого слова». Страны, которые первыми осваивают инновационные технологии, получают конкурентные преимущества и оказываются в наиболее выгодном положении. В данном случае речь идет о конкурентоспособности нашей страны и российского общества. Отправной точкой в реализации данной стратегии является формирование конкурентоспособности личности человека. Поскольку конкурентоспособность предприятий и общества в целом определяется конкурентоспособностью личности человека. Исследование конкурентоспособности предприятий, организаций, личности происходит в разных науках: экономике (М.А. Лукашенко [98], О.А. Шавандина [193], Р.А. Фатхутдинов [175; 176; 177] и др.), социологии (Е.Л. Богданова [25], В.А. Шилова [203], В.В. Шпаковский [206], Э.А. Еремкин [59], и др.), психологии (В.И. Андреев [6; 7; 8], Л.М. Митина [109; 110], М.М. Шехтер [201] 7
Стр.7
и др.) и педагогике (Д.В. Чернилевский [189; 190], Т.И. Шамова [197; 198], В.А. Сластенин [157] и др.). Представим основные понятия нашего исследования конкуренцию и конкурентоспособность и сопутствующие им словоформы с точки зрения разных наук: экономической, психологической, педагогической. Этимологически понятие «конкуренция» (от лат. concurro – сбегаюсь, сталкиваюсь или от фр. concur – состязание, соревнование) – означает «соперничество, борьба за достижение наивысших выгод, преимуществ» [80]. Рассмотрим становление и развитие понятия «конкуренция» в экономике. Поскольку именно в экономике конкуренция рассматривается как позитивный фактор, способствующий развитию предприятия, товара, услуги, что в обязательном порядке влечет за собой изменения в личности. По определению И.И. Шмальгаузена, конкуренция – одна из форм борьбы за существование [161]. Теорию конкуренции впервые обосновал и обобщил А. Смит в работе «Исследование о природе и причине богатства народов» (1776). Именно он определил конкуренцию как соперничество, повышающее или понижающее цены, сформулировал ее принципы, разработал основные условия эффективной конкуренции, а также модель ее усиления и развития. Для периода ранней стадии капитализма, а затем и «холодной войны» данное явление трактовалось, как антагонистическая борьба между частными производителями за более выгодные условия производства и сбыта товаров, за получение наивысшей прибыли. Под конкуренцией в экономике понимается антагонистическая борьба между частными производителями за более выгодные условия производства и сбыта товаров, за получение наивысшей прибыли. На современном этапе развития американские экономисты включают в понятие конкуренции два процесса: поддержание повышающихся жизненных стандартов и сохранение лидирующих позиций в мировой экономике. При этом для западной экономической теории конкуренция (Й. Шумпетер [213], Ф. Хайек [183] и др.) – это, прежде всего, способность производить товары и услуги, которые реализуются на рынке при одновременном поддержании и повышении жизненных стандартов, равных или более высоких, чем у конкурентов. Значит, что это способность предвидеть, обновляться и использовать все возможности для развития. Конкуренция исполняет роль регулятора темпов и объемов производства, побуждая, при этом производителя внедрять научно-технические достижения, повышать производительность труда, совершенствовать технологию, организа8
Стр.8
цию труда и т. д. Конкуренция является определяющим стимулом инновационных процессов (внедрение в производство нововведений: новых идей, изобретений). Она способствует вытеснению из производства неэффективных предприятий, рациональному использованию ресурсов, предотвращает диктат производителей (монополистов) по отношению к потребителю. Конкуренция предполагает наличие конкурентной борьбы, динамического процесса, ускоряющего движение. Так, Й. Шумпетер определял конкуренцию как соперничество старого с новым, а Ф. Хайек охарактеризовал ее как процесс, посредством которого люди получают и передают знания. Конкуренция ведет к лучшему использованию способностей и знаний, а большая часть достигнутых человеческих благ получена именно путем состязания, конкуренции. Она стимулирует рациональность, являясь методом воспитания умов, великих изобретателей и предпринимателей. Конкуренция усиливает эффективность, меняет привычки, призывает к большей внимательности. К такому пониманию конкуренции близок и отечественный экономист А.Ю. Юданов, автор книги «Конкуренция: Теория и практика» (2002). Им дается функциональная трактовка данного явления, как процесса замены устаревшего инновациями. Определяя конкурентоспособность как привлекательность продукта для потребителя, мы имеем возможность рассмотреть конкурентоспособность, как характеристику межличностного взаимодействия. С точки зрения представителей экономической науки, А.Ю. Юданов отмечает, что конкурентоспособность – это способность выдерживать конкуренцию, противостоять соперникам в чем-либо [217, c. 89]. Автор фундаментального исследования «Управление конкурентоспособностью организации» (2004) Р.А. Фатхутдинов разделяет конкурентоспособность товара и организации. Он считает, что конкурентоспособность товара – это «степень реального или потенциального удовлетворения им конкретной потребности по сравнению с аналогичными товарами, представленными на рынке», а конкурентоспособность организации – это ее «способность производить конкурентоспособный товар или услугу». Она обеспечивается благодаря конкурентным преимуществам, т. е. «эксклюзивным ценностям, которыми обладает система (организация) и которые дают ей превосходство перед конкурентами» [177, c.18]. Р.А. Фатхутдинов условно выделяет наследственные и приобретенные конкурентные преимущества. К первым он относит способности (одаренность, талант, гениальность, способность к данному виду деятельности), 9
Стр.9
темперамент и физические данные, а ко вторым – образование, специальные знания, умения и навыки, интеллигентность и культуру, целенаправленность мотивации (умение формулировать личные цели и цели коллектива), характер (отношение к труду, другим, себе, вещам), эмоциональность (стрессоустойчивость, зависть и др.), общительность, коммуникабельность, организованность, возраст и др. Один из ведущих специалистов по теории управления конкурентными преимуществами М. Портер, автор книги «Международная конкуренция» (1993), классифицируя конкурентные преимущества по различным признакам, на одно из приоритетных мест ставит те, которые выходят на живого участника социально-экономических отношений, т. е. на личность [140]. Среди таких преимуществ он называет, в частности, уровень культуры, высокую квалификацию, деловые качества личности. Понятие конкурентоспособности предназначено для характеристики свойства присущего субъекту конкуренции, выполняет в теории конкуренции оценивающую функцию. Таким образом, конкурентоспособность рассматривается относительно субъектов рыночных отношений и характеризует их. Важно отметить, что уже в экономическом толковании конкуренции и конкурентоспособности заложены основы для ее понимания как существенного позитивного фактора, как феномена, имеющего общенаучное значение, что и определяет возможность его применения и рассмотрения с точки зрения педагогики и психологии. В рамках нашего исследования важна инновационная деятельность, вытеснение неэффективных процессов, рациональное использование ресурсов и динамичность всех процессов, обеспечивающих формирование конкурентоспособности личности студентов. Важным мы считаем выделение конкурентных преимуществ как «эксклюзивной ценности» (Р.А. Фатхутдинов) личности. На наш взгляд, классификация конкурентных преимуществ определяется «жесткими» преимуществами и «гибкими». К «жестким» конкурентным преимуществам, вслед Р.А. Фатхутдиновым, мы относим врожденные качества и характеристики личности (способности, темперамент, физические данные). «Гибкие» конкурентные преимущества (по Р.А. Фатхутдинову, приобретенные) – образование, специальные знания, общеинтеллектуальные умения, профессиональные навыки и личные качества (стрессоустойчивость, целеустремленность и др.). 10
Стр.10

Облако ключевых слов *


* - вычисляется автоматически
Антиплагиат система на базе ИИ