Оренбург, ОГПУ
ПРИОБЩЕНИЕ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА К ИСКУССТВУ
ХУДОЖЕСТВЕННОГО СЛОВА КАК ОСНОВА ФОРМИРОВАНИЯ ЕГО
ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ
В начальной школе уроки чтения становятся сегодня уроками
литературного чтения, цель которых заключается в нравственном воспитании и
развитии детей на основе полноценного восприятия художественного текста,
освоения учащимися основных литературоведческих знаний и практики
читательской деятельности. <...> Но эти задачи будут выполнены, если учитель
будет смотреть на этот предмет как на вид искусства и работать «на уровне
искусства и по возможности его методами» (7). <...> Понимание младшими
школьниками читаемого текста должно сочетаться с переживанием
литературного произведения. <...> «Эмоциональное понимание» художественного
текста - это основа нравственного прозрения, духовного обогащения и
самовоспитания личности. <...> Это понятие отражает степень приобщения к
общемировым ценностям, идеям, объем и качество усвоенных знаний. <...> Когда
мы говорим о ценностях, мы подразумеваем культурологические ценности,
выработанные человечеством за историю существования. <...> Следовательно,
следует говорить о ценностных ориентациях, то есть об отражении в сознании
человека ценностей, признаваемых им в качестве стратегических жизненных
целей и общих мировоззренческих ориентиров. <...> .
В акмеологических исследованиях культура рассматривается как
личностное качество, обеспечивающее человеку «ускорение качественного
роста, закрепление новых достижений в этом росте, подготовку к новому
росту» (3, С. <...> Это продукт духовно –
нравственного осмысления человеком мироустройства, на фоне которого
формируется самосознание личности. <...> Язык понимается как духовная реальность, живая
деятельность человеческого духа, единая энергия народа, пронизывающая
собой все его бытие. <...> Известно, что литература сосредоточивает свое
внимание прежде всего на человеке, его общественной и духовной жизни,
ставит и решает <...>
ПРИОБЩЕНИЕ_МЛАДШЕГО_ШКОЛЬНИКА_К_ИСКУССТВУ_ХУДОЖЕСТВЕННОГО_СЛОВА_КАК_ОСНОВА_ФОРМИРОВАНИЯ_ЕГО_ЦЕННОСТНЫХ_ОРИЕНТАЦИЙ.pdf
Хопренинова В.А.
Оренбург, ОГПУ
ПРИОБЩЕНИЕ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА К ИСКУССТВУ
ХУДОЖЕСТВЕННОГО СЛОВА КАК ОСНОВА ФОРМИРОВАНИЯ ЕГО
ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ
В начальной школе уроки чтения становятся сегодня уроками
литературного чтения, цель которых заключается в нравственном воспитании и
развитии детей на основе полноценного восприятия художественного текста,
освоения учащимися основных литературоведческих знаний и практики
читательской деятельности. Но эти задачи будут выполнены, если учитель
будет смотреть на этот предмет как на вид искусства и работать «на уровне
искусства и по возможности его методами» (7). Понимание младшими
школьниками читаемого текста должно сочетаться с переживанием
литературного произведения. «Эмоциональное понимание» художественного
текста - это основа нравственного прозрения, духовного обогащения и
самовоспитания личности.
Поскольку цель литературного образования связана с формированием и
развитием культуры понимания литературных источников как явлений
искусства, нравственным воспитанием школьников, следует определиться в
понятии «культура». В характеристике личности есть такое общепризнанное
понятие - «культурный уровень». Это понятие отражает степень приобщения к
общемировым ценностям, идеям, объем и качество усвоенных знаний. Когда
мы говорим о ценностях, мы подразумеваем культурологические ценности,
выработанные человечеством за историю существования. Следовательно,
следует говорить о ценностных ориентациях, то есть об отражении в сознании
человека ценностей, признаваемых им в качестве стратегических жизненных
целей и общих мировоззренческих ориентиров. (2).
В акмеологических исследованиях культура рассматривается как
личностное качество, обеспечивающее человеку «ускорение качественного
роста, закрепление новых достижений в этом росте, подготовку к новому
росту» (3, С.47). Культура – это совокупность материальных и духовных
ценностей, созданных человеческим обществом и характеризующих
определенный уровень развития общества. Это продукт духовно –
нравственного осмысления человеком мироустройства, на фоне которого
формируется самосознание личности.
Существует представление о культуре, как о таком феномене, который
проявляется в языке. Язык понимается как духовная реальность, живая
деятельность человеческого духа, единая энергия народа, пронизывающая
собой все его бытие. Культура – это своеобразная историческая память народа.
И язык, благодаря его кумулятивной функции, хранит ее, обеспечивая диалог
поколений не только из прошлого в настоящее, но и из настоящего в будущее.
Культура является одним из главных компонентов духовного становления
личности, способной самостоятельно ориентироваться в пространстве
«вавилонской библиотеки» (5).
Стр.1