Н. Б. Никитина
Эмоциональное развитие ребёнка
Забайкальский государственный гуманитарно-педагогический
Университет им. <...> Н. Б. Никитина
ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ РЕБЁНКА
Учебно-методическое пособие
Чита
ЗабГГПУ
2012
ББК Ю 983.7 я 73
УДК 152.27 (075.3)
Печатается по решению Ученого совета Забайкальского государственного
гуманитарно-педагогического университета им. <...> ISBN 978-5-85158-816-7
В учебно-методическом пособии описаны особенности развития эмоций
ребёнка на разных возрастных этапах. <...> Эмоции – это неотъемлемая часть жизни человека, которая сопровождает практически любые проявления активности. <...> Эмоции – это особый класс
психических процессов и состояний (человека и животных), связанных с
инстинктами, потребностями, мотивами и отражающих в форме непосредственного переживания (удовлетворения, радости, страха и т. д.) значимость
действующих на индивида явлений и ситуаций для осуществления его жизнедеятельности. <...> Эмоции служат одним из главных механизмов внутренней
регуляции психической деятельности и поведения, направленных на удовлетворение актуальных потребностей. <...> В современной науке выделяют три направления концептуальных подходов к проблеме психологии эмоций: физиологические теории эмоций, динамические (мотивационные) теории эмоций и когнитивные теории эмоций. <...> К физиологическим теориям относятся те, которые изучают физиологические детерминанты эмоций, роль моторных, нейрогуморальных и центральных механизмов эмоций. <...> К динамическим теориям эмоций относятся концепции, которые рассматривают взгляды на то, каким образом эмоции работают как мотивационный компонент динамических реакций человека. <...> И ещё одно направление изучения эмоций представлено концепцией
когнитивных теорий эмоций, рассматривающей вопрос о взаимосвязи эмоций и когнитивных процессов, место и роль когнитивной оценки ситуации
в эмоциональном процессе. <...> Эмоции изменяются на протяжении всей жизни и зависят
от многих факторов <...>
Эмоциональное_развитие_ребёнка_учебно-методическое_пособие__Виноградова_Н._И.,_Никитина_Н._Б.;_Забайкал._гос._гум.-пед._ун-т._.pdf
Н. И. Виноградова
Н. Б. Никитина
Эмоциональное развитие ребёнка
Стр.1
Забайкальский государственный гуманитарно-педагогический
Университет им. Н. Г. Чернышевского
Н. И. Виноградова
Н. Б. Никитина
ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ РЕБЁНКА
Учебно-методическое пособие
Чита
ЗабГГПУ
2012
Стр.2
ББК Ю 983.7 я 73
УДК 152.27 (075.3)
Печатается по решению Ученого совета Забайкальского государственного
гуманитарно-педагогического университета им. Н. Г. Чернышевского
Ответственный за выпуск
С. Е. Старостина, д-р пед. наук, доцент,
проректор по учебной работе ЗабГГПУ
Рецензенты
К. Г. Эрдынеева, д-р пед. наук, ЧитГУ;
В. И. Екинцев, канд психол. наук, ЗабГГПУ
Эмоциональное развитие ребёнка: учебно-методическое пособие / Виноградова
Н. И., Никитина Н. Б.; Забайкал. гос. гум.-пед. ун-т. – Чита, 2011. – 78 с.
ISBN 978-5-85158-816-7
В учебно-методическом пособии описаны особенности развития эмоций
ребёнка на разных возрастных этапах. В пособии приведены методики диагностики
эмоциональных состояний, а также методы коррекции и обогащения эмоциональной
сферы ребёнка. Пособие содержит словарь терминов и список использованной
литературы.
Материалы могут быть полезны психологам, социальным работникам,
дефектологам, учителям, студентам психолого-педагогических специальностей,
направление специальная психология; а также родителям, которых интересуют
вопросы развития ребёнка.
ББК Ю 983.7 я 73
УДК 152.27 (075.3)
ISBN 978-5-85158-816-7
© ЗабГГПУ, 2012
Стр.3
СОДЕРЖАНИЕ
Введение ...........................................................................................................5
Глава 1. Эмоциональное развитие ребёнка на разных возрастных
этапах ................................................................................................................7
1.1. Эмоциональное развитие ребёнка в дошкольном детстве ....................8
1.2. Развитие эмоций в младшем школьном возрасте .................................14
1.3. Особенности эмоционального развития в подростковом возрасте .....18
Глава 2. Эмоциональная сфера детей как объект психодиагностического
обследования ...................................................................................................23
2.1. Диагностика эмоциональной сферы ребёнка .......................................27
2.2. Развитие и коррекция эмоциональной сферы ребёнка .........................29
Приложение ....................................................................................................40
Список литературы ......................................................................................75
3
Стр.4