Забайкальский государственный гуманитарно-педагогический
университет имени Н.Г. Чернышевского
С.Б. Дагбаева
Р.Д. Санжаева
ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ СОВРЕМЕННЫХ СТУДЕНТОВ:
ЭТНОПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ
Чита–2008
Стр.2
ББК Ю952+Ю937.4
УДК 152.32
Д 14
Печатается по решению Ученого совета Забайкальского государственного
гуманитарно-педагогического университета им. Н.Г. Чернышевского
Рецензенты:
М.С. Яницкий, доктор психологических наук, профессор, КемГУ;
В.И. Екинцев, кандидат психологических наук, доцент, ЗабГГПУ
Ответственный редактор:
К.И. Воробьева, доктор психологических наук, профессор, ДВ ГУПС
Д 14
Дагбаева С.Б.
Ценностные ориентации современных студентов: этнопсихологический
аспект : монография / С.Б. Дагбаева, Р.Д. Санжаева ; Забайкал. гос. гум.-пед. ун-т. –
Чита: изд-во ЗабГГПУ, 2008– 135 c.
ISBN 978-5-85158-339-1
В монографии рассматривается проблема ценностных ориентаций личности
в этнопсихологическом контексте. Обсуждается вопрос формирования
ценностных ориентаций в процессе социализации, в том числе этнической.
Представлены результаты кросс-культурного исследования системы ценностных
ориентаций современных студентов.
Работа представляет интерес для научных работников, психологов, педагогов
вузов и школ, аспирантов, студентов психолого-педагогических специальностей.
ББК
Ю952+Ю937.4
УДК 152.32
© ЗабГГПУ, 2008
ISBN 978-5-85158-339-1
© Дагбаева С.Б., 2008
© Р.Д. Санжаева, 2008
Стр.3
Введение
В настоящее время исследование ценностных ориентаций рассматривается
как одно из наиболее важных и актуальных направлений.
Изучение ценностных ориентаций современных россиян имеет особое
значение, поскольку Россия – поликультурная страна и многочисленные
этнические группы, проживающие на ее территории, имеют длительный
исторический опыт мирного сосуществования. В этом плане можно говорить
об их культурной близости, сходстве ценностей и векторах их
изменений в последние годы, анализируя которые можно четко увидеть
перемены, происходящие в обществе. Особую значимость здесь приобретают
процессы, захватывающие ценностное сознание молодых людей,
ибо именно они представляют собой ближайшее будущее данных
обществ, тем более это важно в отношении потенциальной интеллектуальной,
политической, экономической, культурной элиты общества, каковую
представляет из себя студенчество.
Ценности, как интериоризованные в сознании личности нормы и
правила общества, представляют собой результат действия различных
механизмов социализации, под воздействием которых человек оказывается
с самого рождения. Признается, что ценности, доминирующие в
обществе – это главный элемент культуры, и ценностные приоритеты
индивидов реализуются в основных целях поведения, а опыт повседневной
жизни в меняющихся условиях напрямую влияет на ценности.
Каждый человек, принадлежащий какому-либо определенному обществу,
в той или иной степени ориентируется на весь набор ценностей,
которым оно характеризуется, и, анализируя ценности, можно четко
увидеть изменения в культуре и самой личности.
Первыми исследователями ценностных ориентаций личности в
отечественной науке были А.Г. Здравомыслов [68], В.Б. Ольшанский
[135], Д.Н. Узнадзе [183], В.А. Ядов [213] и др. Большой вклад в разработку
этой проблематики внесли В.С. Мерлин [114], В.Н. Мясищев
[127], Б.Д. Парыгин [137] и др. Проблема принятия личностью ценностей
различных социальных групп активно изучалась в работах
В.П. Вардомацкого [31], Д.А. Леонтьева [102], С.Г. Климовой [81],
3
Стр.4
Н.И. Лапина [95], М.С. Яницкого [214] и др. Кросс-культурные различия
ценностных ориентаций исследовались В.С. Агеевым [3], Т.Б. Беляевой
[18], В.М. Бызовой, [27] Г.Г. Дилигенским [56], И.С. Коном [86],
Н.М. Лебедевой [96] и др.
Исследования трансформации ценностных ориентаций в новых
исторических условиях тесно связываются с процессом социализации. В
процессе социализации происходит усвоение индивидом социального
опыта, определенной системы знаний, норм и ценностей, позволяющих
ему функционировать в качестве полноправного члена общества
(Г.М. Андреева [6], А.Г. Асмолов [12], В.Г. Леонтьев [100], В.С. Мухина
[124] и др.).
Ценностное самоопределение особенно актуально для молодежи,
студенчества, которые уже не связаны с прежними ценностями, но и не
восприняли полностью ценности современного демократического общества.
Эта неопределенность обращает их к традиционным, этническим
ценностям, которые кажутся более устойчивыми.
Вопросы развития системы ценностей в университетской образовательной
и социальной среде также затрагивались рядом известных авторов,
многими видными отечественными психологами. Среди работ,
непосредственно посвященных развитию системы ценностных ориентаций
студентов в период обучения в вузе, можно назвать исследования
таких авторов, как А.В. Серый [163], Э.Н. Фанталова [184], М.С. Яницкий
[214] и др.
Период обучения в вузе характеризуется закладыванием основ
будущего вида деятельности – реализации себя в профессиональном
плане, а также стремлением к осмыслению своего будущего – жизнедеятельности
в целом, т.е. одновременным протеканием процессов профессионального
и личностного самоопределения. Ведущую роль в развитии
этих взаимообусловленных процессов личностного роста играет
формирование и развитие ценностных ориентаций.
Тема исследования также продиктована сложившейся социальной
ситуацией: тенденцией ассимиляции культур коренных народов, обострившимися
проблемами межкультурного диалога, связанными с объединением
регионов. Например, это непосредственно касается бурятского
этноса, проживающего на территориях трех субъектов России –
Республики Бурятия, двух Бурятских автономных округов в соседних
областях – Агинского (АБАО) в Читинской области и Усть-Ордынского
(УОБАО) в Иркутской области. В настоящее время происходит процесс
объединения округов с областями.
Монография состоит из введения, трех глав, заключения, библиографического
списка, включающего 221 наименование. Работа иллюстрирована
25 таблицами, 7 рисунками с диаграммами.
4
Стр.5
Оглавление
Введение .................................................................................................
Глава I. Теоретические основы исследования системы ценностных
ориентаций личности .....................................................................
1.1. Основные подходы к проблеме ценностных ориентаций личности
.......................................................................................................
1.2. Формирование системы ценностных ориентаций в процессе социализации
.................................................................................................
3
7
7
18
1.3. Общая характеристика традиционных ценностей .............................. 44
Выводы по первой главе ........................................................................ 53
Глава II. Методологические принципы и методы исследования
системы ценностных ориентаций личности ........................................ 54
2.1. Методологические принципы кросс-культурного исследования
системы ценностных ориентаций личности ........................................ 54
2.2. Методы и этапы эмпирического исследования системы ценностных
ориентаций
...............................................
2.3.
Общая характеристика системы ценностных ориентаций личности
современных студентов .............................................................
Выводы по второй главе
Глава III. Эмпирическое исследование системы ценностных ориентаций
личности современных студентов ........................................
3.1. Ценностные ориентации студентов в зависимости от состава и
социального положения семьи, организации учебного процесса в
школе и начала трудовой деятельности ..............................................
3.2. Ценностные ориентации студентов с различным уровнем развития
этнического самосознания .......................................................
74
82
83
83
102
3.3. Гендерные особенности системы ценностных ориентаций личности
современных студентов ............................................................. 110
Выводы по третьей главе ...................................................................... 114
Заключение ........................................................................................... 116
Библиографический список .............................................................. 119
Приложение ........................................................................................... 134
личности
студентов
66
135
Стр.136