БУНИНА
КАК ХУДОЖЕСТВЕННО-ФИЛОСОФСКИЙ
ФЕНОМЕН
Рекомендовано методическим советом УрФУ
в качестве учебно-методического пособия для студентов,
обучающихся по программе бакалавриата по направлению
подготовки 032700 «Филология»
Екатеринбург
Издательство Уральского университета
2012
УДК 821.161.1-3
ББК Ш5(2=р)53-4 Бунин
П708
Н а у ч н ы й р е д а к т о р:
доктор филологических наук, профессор О. <...> К у б а с о в, доктор филологических наук, профессор
(Уральский государственный педагогический университет)
Пращерук, Н. <...> Трагическое осмысление русской революции и национальной истории («Окаянные дни» и «Бесы»). <...> Глубинное усвоение чеховского опыта на уровне организации повествования: «сплошное течение» переплетающихся подробностей
внешней реальности и душевных движений персонажа. <...> Трагическое осмысление русской революции и национальной истории («Окаянные дни» и «Бесы»). <...> Глубинное усвоение чеховского опыта на уровне организации повествования: «сплошное течение» переплетающихся подробностей
внешней реальности и душевных движений персонажа. <...> и «достоевщина» в произведениях и жизни Бунина //
Иван Бунин: pro et contra : Личность и творчество Ивана Бунина в оценке русских
и зарубежных мыслителей и исследователей : антология. <...> и «достоевщина» в произведениях и жизни Бунина //
Иван Бунин: pro et contra : Личность и творчество Ивана Бунина в оценке русских
и зарубежных мыслителей и исследователей : антология. <...> Достоевский
для Бунина, по мнению Ю. М. Лотмана, «был постоянным и мучительным собеседником… спор с которым скрыт в подтексте многих сочинений автора “Темных аллей”»11. <...> «Следы» такого притяжения — в аллюзиях на произведения Достоевского, в текстовых и сюжетных перекличках, которые
мы находим в бунинских текстах. <...> Как развитие темы «случайных
семейств» можно трактовать повесть «Суходол», которая содержит
отсылки сразу к двум романам Достоевского. <...> Аркадий Хрущев
и его сводный брат Герваська меняются друг с другом крестами,
что не <...>
Проза_И._А._Бунина_как_художественно-философский_феномен.pdf
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
УРАЛЬСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ИМЕНИ ПЕРВОГО ПРЕЗИДЕНТА РОССИИ Б. Н. ЕЛЬЦИНА
Н. В. Пращерук
ПРОЗА И. А. БУНИНА
КАК ХУДОЖЕСТВЕННО-ФИЛОСОФСКИЙ
ФЕНОМЕН
Рекомендовано методическим советом УрФУ
в качестве учебно-методического пособия для студентов,
обучающихся по программе бакалавриата по направлению
подготовки 032700 «Филология»
Екатеринбург
Издательство Уральского университета
2012
Стр.2
УДК 821.161.1-3
ББК Ш5(2=р)53-4 Бунин
П708
Научный редак т ор:
доктор филологических наук, профессор О. В. Зыр я н о в
Рецензенты:
О. А. Б е р д н и ко в а, доктор филологических наук, доцент
(Воронежский государственный университет);
А. В. Ку б а с о в, доктор филологических наук, профессор
(Уральский государственный педагогический университет)
Пращерук, Н. В.
П708
Проза И. А. Бунина как художественно-философский
феномен : [учеб.-метод. пособие] / Н. В. Пращерук ; [науч. ред.
О. В. Зырянов]. — Екатеринбург : Изд-во Урал. ун-та, 2012. — 232 с.
ISBN 978-5-7996-0744-9
Учебное пособие предназначено студентам, изучающим специальные
дисциплины по творчеству И. А. Бунина, по русской литературе рубежа
XIX–XX вв. и начала ХХ в. Оно также связано с общими учебными курсами
«История отечественной литературы» и «Теория литературы», так как
предполагает углубленное изучение целого ряда разделов этих курсов.
УДК 821.161.1-3
ББК Ш5(2=р)53-4 Бунин
ISBN 978-5-7996-0744-9
© Уральский федеральный университет, 2012
© Пращерук Н.В., 2012
Стр.3
ВВЕДЕНИЕ
И. А. Бунин — художник, сформировавшийся на границе двух
литературных эпох. Его творчество, с одной стороны, сохраняет
самую живую связь с русской классикой XIX в., а с другой — преддставляет
новый этап в развитии искусства слова, преисполнено
трагизма и неразрешимости проблем ХХ столетия. Это позволяет
органично соединить в осмыслении уникального художественного
опыта Бунина историко-генетический, типологический, интертекстуальный
и системно-целостный подходы, использовать всю
систему современных способов интерпретации художественного
текста. Бунинская проза рассматривается в сложном разноплановом
диалоге с предшествующей литературой, а также в сопоставлении
с творчеством целого ряда современников писателя.
И. А. Бунин — яркий пример художника-универсалиста,
художника синтетического типа. Его произведения отличаются не
только образцовым художественным «качеством», но и высокой
степенью обобщенности, философско-эстетической «насыщенностью»
и завершенностью. В рамках учебных дисциплин по русской
литературе XIX–XX вв. предполагается выявление бунинского
синтетизма на разных уровнях художественного мышления.
Спектр тем, предложенных к рассмотрению на семинаре
по изучению творчества И. А. Бунина, позволяет представить
философско-эстетическую концепцию писателя в сложном взаимодействии
с многими философскими и религиозными традициями:
с христианством и ветхозаветной традицией, буддизмом
и позитивизмом, с религиозной русской и европейской философией
— от «философии жизни» до феноменологизма и т. п. Анализ
конкретных произведений дает возможность обнаружить синтетизм
бунинского пафоса («восторг и ужас бытия» одновременно),
психологизма (соединение чеховской и толстовской традиции
4
Стр.5
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ .................................................................................................................4
Раздел 1. ПРОЗА И. А. БУНИНА КАК ДИАЛОГ
С ПРЕДШЕСТВЕННИКАМИ ...............................................................6
Диалог-полемика с Достоевским (тема 1.2) ........................................................7
Чеховская тема в прозе художника (тема 1.3) ...................................................19
Раздел 2. «МЫСЛЬ О РОССИИ»: НАЦИОНАЛЬНЫЙ
ОБРАЗ МИРА В ПРОЗЕ И. А. БУНИНА ............................................35
Национальный образ мира в повести «Суходол» (темы 2.5, 2.6) ....................38
Раздел 3. ФИЛОСОФИЯ МИРА И ЧЕЛОВЕКА
В ПРОЗЕ И. А. БУНИНА ......................................................................57
«Освобождение» от времени в книге «Тень птицы» (темы 3.1, 3.2) ..............58
Символические сюжеты «Тени птицы» (темы 3.3, 3.4) ...................................83
О «буддистских» произведениях И. А. Бунина (темы 3.4, 3.5) .......................90
Язык пространства и философия любви в книге «Темные аллеи»
(темы 3.6, 3.7) .............................................................................................105
Пространство «Жизни Арсеньева» (темы 3.8, 3.9) .........................................140
Мифопоэтика главной бунинской книги (темы 3.8, 3.9, 3.10) .......................167
Мир православия в «Жизни Арсеньева» (тема 3.11) ......................................201
Раздел 4. ТИП ХУДОЖЕСТВЕННОГО СОЗНАНИЯ.
ВОПРОСЫ ПОЭТИКИ И СТИЛЯ ...................................................212
Автор и герой в книге «Под Серпом и Молотом» (темы 4.3, 4.4) .................213
ПРОБЛЕМНЫЕ ВОПРОСЫ ...............................................................................223
ПРИМЕРНЫЕ ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ .................................................225
РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА ..................................................................228
Стр.232
Учебное издание
Пращерук Наталья Викторовна
ПРОЗА И. А. БУНИНА
КАК ХУДОЖЕСТВЕННО-ФИЛОСОФСКИЙ
ФЕНОМЕН
Учебно-методическое пособие
Зав. редакцией М. А. Овечкина
Редактор Е. В. Березина
Корректор Е. В. Березина
Компьютерная верстка Н. Ю. Михайлов
План выпуска 2012 г. Подписано в печать 04.10.2012.
Формат 60×84 1
Уч.-изд. л. 11,25. Усл. печ. л. 13,48. Тираж 150 экз. Заказ № 2000.
/16
Издательство Уральского университета
620000, г. Екатеринбург, ул. Тургенева, 4.
Отпечатано в Издательско-полиграфическом центре УрФУ.
620000, г. Екатеринбург, ул. Тургенева, 4.
Тел.: +7 (343) 350-56-64, 350-90-13.
Факс: +7 (343) 358-93-06.
E-mail: press.info@usu.ru
ISBN 978-5-7996-0744-9
. Бумага офсетная. Гарнитура Times.
Стр.233