МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
УРАЛЬСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ИМЕНИ ПЕРВОГО ПРЕЗИДЕНТА РОССИИ Б. Н. ЕЛЬЦИНА
МЕТОДЫ СОЦИАЛЬНОЙ
ПСИХОЛОГИИ
В ПСИХОЛОГИЧЕСКОМ
КОНСУЛЬТИРОВАНИИ
Под общей редакцией Н. С. Минаевой
Рекомендовано методическим советом УрФУ
в качестве учебно-методического пособия для студентов,
обучающихся по программе магистратуры
по направлению подготовки 030300 «Психология»
Екатеринбург
Издательство Уральского университета
2012
Стр.2
ББК Þ95ÿ73-1
Ì545
Авторский коллектив:
Ý. Ë. Боднар (òåìà 7), À. Ì. Вильгельм (òåìû 6, 8),
À. À. Любякин (òåìà 5),Â. Â. Макерова (òåìû 1, 4),
Í. Ñ. Минаева (òåìû 3, 4), Ë. Â. Оконечникова (òåìà 2, 9),
Ë. Ã. Попова (òåìà 10)
Рецензенты:
кафедра философии и социологии Уральской академии
государственной службы (заведующий кафедрой доктор
философских наук, профессор Ю. Г. Ершов);
Е. Ф. Федорова, кандидат психологических наук,
доцент кафедры общей и прикладной психологии
Гуманитарного университета
Методы социальной психологии в психологическом консульМ545
тировании
: [ó÷åá.-ìåòîä. ïîñîáèå] / [Ý. Ë. Боднар и äð.] ; под
îáù. ðåä. Í. Ñ. Ìèíàåâîé. Екатеринбург : Èçä-âî Óðàë. óíòà,
2012. 128 ñ.
ISBN 978-5-7996-0697-8
Анализируется ряд основных методов и методик социальной психологии,
применяемых в индивидуальном и групповом консультировании, демонстрируются
особенности применения методов опроса, интервью, деловых
игр, тренинга и других с целью раскрытия проблем человека в консультировании.
Обобщается опыт использования активных методов, оказывающих
формирующее воздействие на поведение индивида и группы.
В конце каждой темы приводятся задания для практической работы в
целях закрепления материала и формирования навыков работы консультанта.
Для
студентов психологических и социологических факультетов вузов,
преподавателей и научных работников в области психологии, социологии.
ББК Þ95ÿ73-1
ISBN 978-5-7996-0697-8
2
© Уральский федеральный университет, 2012
Стр.3
ПРЕДИСЛОВИЕ
Социальная психология, являясь теоретической наукой, имеет
огромный экспериментальный опыт и прикладные разработки.
В ней используется богатейший арсенал методов, позволяющих
понимать и предсказывать общественные, социальные изменения,
а также описывать поведение отдельного человека.
Возникнув на пересечении таких наук, как социология и общая
психология, социальная психология вобрала в себя и в определенной
степени переработала методы социологического анализа
общественных феноменов и традиционные психологические методы.
Однако, на наш взгляд, с большим основанием можно говорить
о становлении новой науки с собственными методами
исследования, которые, в свою очередь, широко используются
в смежных отраслях знания.
Социальная психология сформировалась как самостоятельная
наука сравнительно недавно. Первые учебники по ней, написанные
Ý. Россом и Ó. Макдугаллом, появились лишь в 1908 ã.
Отечественная социальная психология имеет еще более короткую
историю. Чтение курсов по социальной психологии началось
во второй половине 60-х гг. XX в. в Московском и Ленинградском
университетах.
Метод как форма практического и теоретического овладения
действительностью и система регулятивных принципов деятельности
стал объектом исследования существенно позже, чем исследование
основных категорий науки. Поэтому в науке сложились
различные подходы в понимании метода как способа осуществления
цели исследования. Нам представляется необходимым
остановиться на понимании сути научного метода и проблеме
его универсальности. Вместе с тем внимание к методам и методологии
исследования требует дальнейшего изучения методологии
и методов в социальной психологии.
3
Стр.4
Относительная самостоятельность социальной психологии как
науки, сложность ее статуса порождают необходимость руководствоваться
в экспериментальных исследованиях определенными
методологическими принципами. В американской социальной
психологии эксперимент используется значительно чаще,
чем в отечественной (примерно в 3/4 исследований), в остальных
случаях применяется корреляционный метод. В практике
отечественных исследований соотношение, скорее, обратное.
Однако необходимость более широкого применения эксперимента,
обучение и подготовка специалистов в области консультирования
требуют изучения экспериментальных моделей. Этим и
объясняется включение в данное учебное пособие главы, посвященной
эксперименту, основанному главным образом на работах
Д. Кэмпбелла.
Традиционными для психологического консультирования
являются такие методы, как наблюдение, опросные методы, методы
исследования документов.
В предлагаемом учебном пособии речь пойдет о тех методах,
которые возникли в рамках социально-психологического исследования,
имеют большое значение для подготовки консультантов
и могут быть использованы на практике. Это прежде всего
социометрия, метод семантического дифференциала, метод опроса.
Метод опроса является традиционным и широко используемым
в консультировании. В учебном пособии дается представление
об анкетировании, о требованиях и правилах составления
анкеты в ситуации психологического консультирования.
Подробно описана характеристика интервью как метода консультирования.
Авторы преследовали цель показать специфику
социально-психологического подхода к использованию этих
известных в социальных науках методов, описать их сильные и
слабые стороны, уточнить границы и случаи применения данных
методов в консультировании. Огромное значение в практике
психолога-консультанта имеют и активные методы, позволяющие
не только диагностировать поведение группы, индивида
или ситуацию, но и оказать формирующее воздействие на группу,
индивида, процесс, например, методы социально-психологического
тренинга, метод деловой игры. Для практического овладения
методиками представлен широкий диапазон примеров,
4
Стр.5
алгоритмов исследования, таблиц. В конце каждой темы приводятся
задания для практической работы и список литературы.
Учебное пособие построено согласно плану учебного лекционного
курса и сориентировано на оказание помощи магистрантам
в углубленной методической подготовке по социальной психологии
при ведении консультативной работы. Данное пособие, на
наш взгляд, позволит им подробно ознакомиться с подходами
к используемым методам и выработать умения и навыки психологического
консультирования.
5
Стр.6
ОГЛАВЛЕНИЕ
Предисловие ............................................................................. 3
1. Метод моделирования ............................................................ 6
Задания для практической работы ................................. 10
Список рекомендуемой литературы ................................ 11
2. Метод личностного семантического дифференциала ................ 13
Задания для практической работы ................................. 17
Список рекомендуемой литературы ................................ 18
3. Методы îïðîñà. Метод анкетирования ................................... 19
3.1. Методы опроса ......................................................... 20
3.2. Специфика заочного опроса (àíêåòèðîâàíèÿ) ............. 21
3.3. Типы и виды âîïðîñîâ............................................... 25
3.4. Правила формулирования вопросов ........................... 28
3.5. Предварительная проверка вопросника ...................... 34
Задания для практической работы ................................. 34
Список рекомендуемой литературы ................................ 35
4. Метод интервью .................................................................. 36
4.1. Типология èíòåðâüþ................................................. 38
4.2. Порядок подготовки и проведения èíòåðâüþ............... 41
4.3. Собственные задачи интервьюера в консультировании .. 41
4.4. Инструменты интервью ............................................. 41
4.5. Типы устных вопросов .............................................. 42
4.6. Факторы воздействия на качество информации ........... 44
4.7. Влияние консультанта на качество интервью .............. 45
Задания для практической работы ................................. 48
Список рекомендуемой литературы ................................ 49
5. Эксперимент в социальной психологии .................................. 50
5.1. Специфика эксперимента как метода социальной
психологии .................................................................... 50
5.2. Проблема валидности эксперимента ........................... 52
5.3. Экспериментальные ïëàíû........................................ 55
125
Стр.126
5.3.1. Доэкспериментальные ïëàíû........................... 55
5.3.2. Истинные экспериментальные планы ............... 57
5.3.3. Квазиэкспериментальные планы ...................... 58
Задания для практической работы ................................. 61
Список рекомендуемой литературы ................................ 61
6. Социометрический метод ...................................................... 63
6.1. Процедура социометрического опроса ........................ 64
6.2. Социометрическая карточка ...................................... 65
6.3. Социометрический критерий ..................................... 66
6.4. Обработка результатов социометрического опроса ....... 67
6.5. Социометрические индексы ....................................... 69
Задания для практической работы ................................. 71
Список рекомендуемой литературы ................................ 72
7. Деловая и ролевая игра как активный метод îáó÷åíèÿ............. 73
7.1. Понятие и àòðèáóòû, типология, компоненты игры ........ 76
7.2. Преимущества игровых техник как активного
метода обучения ............................................................. 77
7.3. Конструирование деловых èãð................................... 79
7.4. Общая схема проведения игры .................................. 80
7.4.1. Выбор участников ......................................... 80
7.4.2. Обеспечение «áåçîïàñíîé» обстановки ............. 80
7.4.3. Привлечение наблюдателей ............................. 81
7.4.4. Обсуждение и обратная ñâÿçü.......................... 82
Задания для практической работы ................................. 83
Список рекомендуемой литературы ................................ 84
8. Использование тренинга в консультативной работе ................. 86
8.1. Анализ подходов и проблем социально-психологического
тренинга ................................................................. 86
8.2. Методические средства òðåíèíãà................................ 90
8.3. Методические рекомендации по проведению тренинга .. 92
8.4. Применение тренинга в êîíñóëüòèðîâàíèè.................. 93
Задания для практической работы ................................. 95
Список рекомендуемой литературы ................................ 95
9. Групповая дискуссия как метод социальной психологии .......... 96
9.1. Стадия ориентировки ............................................... 98
9.2. Сбор информации ................................................... 99
9.3. Стадия оценки ......................................................... 99
9.4. Подведение итогов ................................................. 100
126
Стр.127
Задания для практической работы ............................... 101
Приложение 1. Перечень ролей, проявляющихся
в групповой работе ................................................. 102
Приложение 2. Задачи руководителя на разных этапах
äèñêóññèè.............................................................. 103
Приложение 3. Шкалы полярных профилей,
характеризующие различные качества участника
групповой дискуссии .............................................. 106
Список рекомендуемой литературы .............................. 107
10. Работа с ñåìüåé: методы исследования ................................ 108
10.1. Диагностика взаимоотношений молодых людей
в добрачный период ...................................................... 110
10.2. Диагностика супружеских проблем ........................ 112
10.3. Диагностика внутрисемейных отношений
и эмоциональных проблем ............................................. 122
10.3.1. Техника «Генограмма ñåìüè» ........................ 122
10.3.2. Проективный тест «Ñåìåéíàÿ социограмма» ... 123
Список рекомендуемой литературы .............................. 124
127
Стр.128
Учебное издание
МЕТОДЫ СОЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ
В ПСИХОЛОГИЧЕСКОМ
КОНСУЛЬТИРОВАНИИ
Учебно-методическое пособие
Под общей редакцией
Минаевой Натальи Сергеевны
Авторский коллектив:
Боднар Эльвира Львовна,
Вильгельм Анжелика Мартыновна,
Любякин Анатолий Александрович,
Макерова Вера Владимировна,
Минаева Наталья Сергеевна,
Оконечникова Любовь Викторовна,
Попова Лариса Григорьевна
Зав. редакцией
Редактор и корректор
Оригинал-макет
М. А. Овечкина
Â. È. Попова
Л. А. Хухаревой
ISBN 978-5-7996-0697-8
Формат 60 Ч 841
Ó÷.-èçä. ë. 7,3. Óñë. ïå÷. ë. 7,44. Тираж 200 ýêç. Заказ 1025.
Издательство Уральского университета.
620000, ã. Екатеринбург, óë. Тургенева, 4
План выпуска 2012 ã. Подписано в печать 18.04.2012
/16. Бумага îôñåòíàÿ. Гарнитура Peterburg.
Отпечатано в ИПЦ ÓðÔÓ. 620000, Екатеринбург, óë. Тургенева, 4
Òåë.: + (343) 350-56-64, 350-90-13
Ôàêñ: +7 (343) 358-93-06
E-mail: press.info@usu.ru
Стр.129