Русакова Т.Г.
ПРОБЛЕМА ФОРМИРОВАНИЯ ДУХОВНОГО ОПЫТА ЛИЧНОСТИ
В КОНТЕКСТЕ ИДЕЙ В.А. <...> СУХОМЛИНСКОГО О НРАВСТВЕННОМ
ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ
В работе «Проблемы воспитания всесторонне развитой личности»
Василий Александрович Сухомлинский пишет о том, что каждый человек уже в
годы детства и, особенно, в отрочестве и ранней юности должен постичь
счастье полноты своей духовной жизни, радость труда и творчества 1. <...> Исходной точкой педагогического мировоззрения Сухомлинского была задача
воспитания у ребенка личного отношения к окружающей действительности,
понимание своего дела и ответственности перед родными, товарищами и
обществом и, что главное, перед собственной совестью. <...> Василий
Александрович основной задачей школы видел не просто передачу знаний, а
открытие перед каждым, даже «перед самым заурядным, самым трудным в
интеллектуальном развитии питомцем тех сфер развития его духа, где он может
достичь вершины, проявить себя, заявить о своем Я, черпать силы из источника
человеческого достоинства, чувствовать себя не обделенным, а духовно
богатым» 2. <...> Сферой развития духа великий педагог считал нравственное
воспитание, которое должно базироваться на чувстве справедливости:
«Справедливость – это основа доверия ребенка к воспитателю» 3. <...> Несомненная заслуга В.А.Сухомлинского – в возвращении к
общечеловеческим ценностям. <...> Он первым в советской педагогике обратился к
процессам духовной жизни ребёнка, необходимости и ценности
сопереживания, сочувствия, созидания необходимых условий для
воспитательной деятельности родителей и учителей. <...> Используя категории
нравственного воспитания, педагог раскрывал смыслы и целевые установки
формирования у детей опыта ценностного отношения к окружающим, опыт
различения добра и зла и соответствующего поведения, опыт духовного
(вдохновенного, не обремененного материальными интересами) творчества. <...> Духовный опыт в философско-религиозной традиции и современными
философами <...>
ПРОБЛЕМА_ФОРМИРОВАНИЯ_ДУХОВНОГО_ОПЫТА_ЛИЧНОСТИ___В_КОНТЕКСТЕ_ИДЕЙ_В.А.СУХОМЛИНСКОГО_О_НРАВСТВЕННОМ_ВОСПИТАНИИ_ДЕТЕЙ.pdf
Русакова Т.Г.
ПРОБЛЕМА ФОРМИРОВАНИЯ ДУХОВНОГО ОПЫТА ЛИЧНОСТИ
В КОНТЕКСТЕ ИДЕЙ В.А.СУХОМЛИНСКОГО О НРАВСТВЕННОМ
ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ
В работе «Проблемы воспитания всесторонне развитой личности»
Василий Александрович Сухомлинский пишет о том, что каждый человек уже в
годы детства и, особенно, в отрочестве и ранней юности должен постичь
счастье полноты своей духовной жизни, радость труда и творчества1.
Исходной точкой педагогического мировоззрения Сухомлинского была задача
воспитания у ребенка личного отношения к окружающей действительности,
понимание своего дела и ответственности перед родными, товарищами и
обществом и, что главное, перед собственной совестью. Василий
Александрович основной задачей школы видел не просто передачу знаний, а
открытие перед каждым, даже «перед самым заурядным, самым трудным в
интеллектуальном развитии питомцем тех сфер развития его духа, где он может
достичь вершины, проявить себя, заявить о своем Я, черпать силы из источника
человеческого достоинства, чувствовать себя не обделенным, а духовно
богатым»2. Сферой развития духа великий педагог считал нравственное
воспитание, которое должно базироваться на чувстве справедливости:
«Справедливость – это основа доверия ребенка к воспитателю»3.
Несомненная заслуга В.А.Сухомлинского – в возвращении к
общечеловеческим ценностям. Он первым в советской педагогике обратился к
процессам духовной жизни ребёнка, необходимости и ценности
сопереживания, сочувствия, созидания необходимых условий для
воспитательной деятельности родителей и учителей. Используя категории
нравственного воспитания, педагог раскрывал смыслы и целевые установки
формирования у детей опыта ценностного отношения к окружающим, опыт
различения добра и зла и соответствующего поведения, опыт духовного
(вдохновенного, не обремененного материальными интересами) творчества.
Фактически, в работах В.А.Сухомлинского, посвященных проблеме воспитания
подрастающего поколения, поднимается вопрос о необходимости приобретения
ребенком такого вида опыта, как духовный.
Духовный опыт в философско-религиозной традиции и современными
философами (Ю.Вяземский, В.Дуденок, Е.Никитин, П.Симонов, В.Федорова)
рассматривается как идеальное индивидуально-личностное пространство
человека. На протяжении всей истории развития философской мысли он
считался той первоосновой, которая выделяет человека из животного мира и
является началом человеческой гармонии. Опыт (поиск, практическая
деятельность), посредством которого субъект осуществляет преобразования в
себе самом, в последнее время всё чаще рассматривают как духовность
человека, «духовно-практическую (не утилитарную) деятельность по
самосозиданию, самоопределению, духовному росту человека. Без неё
Стр.1