Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 637390)
Контекстум
Электро-2024

ПРОБЛЕМА ФОРМИРОВАНИЯ ДУХОВНОГО ОПЫТА ЛИЧНОСТИ В КОНТЕКСТЕ ИДЕЙ В.А.СУХОМЛИНСКОГО О НРАВСТВЕННОМ ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ (80,00 руб.)

0   0
Первый авторРусакова Татьяна Геннадьевна
Издательство[Б.и.]
Страниц9
ID209200
АннотацияВ детском возрасте, по наблюдениям В.А. Сухомлинского, духовный опыт структурально выступает как совокупность смыслозначимых для ребенка идеальных образов и образцов (эталонов), определяющих уровень его духовных отношений с окружающим миром (в первую очередь, миром людей) и способы проявления этих отношений, содержательно – как результат переживания духовных состояний, процессуально – как источник установления духовных связей с окружающими, в основе которых лежит понимание и чуткое отношение к человеку, забота о его благополучии.
Русакова, Т. Г. ПРОБЛЕМА ФОРМИРОВАНИЯ ДУХОВНОГО ОПЫТА ЛИЧНОСТИ В КОНТЕКСТЕ ИДЕЙ В.А.СУХОМЛИНСКОГО О НРАВСТВЕННОМ ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ / Т. Г. Русакова .— : [Б.и.] .— 9 с. — URL: https://rucont.ru/efd/209200 (дата обращения: 02.06.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Русакова Т.Г. ПРОБЛЕМА ФОРМИРОВАНИЯ ДУХОВНОГО ОПЫТА ЛИЧНОСТИ В КОНТЕКСТЕ ИДЕЙ В.А. <...> СУХОМЛИНСКОГО О НРАВСТВЕННОМ ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ В работе «Проблемы воспитания всесторонне развитой личности» Василий Александрович Сухомлинский пишет о том, что каждый человек уже в годы детства и, особенно, в отрочестве и ранней юности должен постичь счастье полноты своей духовной жизни, радость труда и творчества 1. <...> Исходной точкой педагогического мировоззрения Сухомлинского была задача воспитания у ребенка личного отношения к окружающей действительности, понимание своего дела и ответственности перед родными, товарищами и обществом и, что главное, перед собственной совестью. <...> Василий Александрович основной задачей школы видел не просто передачу знаний, а открытие перед каждым, даже «перед самым заурядным, самым трудным в интеллектуальном развитии питомцем тех сфер развития его духа, где он может достичь вершины, проявить себя, заявить о своем Я, черпать силы из источника человеческого достоинства, чувствовать себя не обделенным, а духовно богатым» 2. <...> Сферой развития духа великий педагог считал нравственное воспитание, которое должно базироваться на чувстве справедливости: «Справедливость – это основа доверия ребенка к воспитателю» 3. <...> Несомненная заслуга В.А.Сухомлинского – в возвращении к общечеловеческим ценностям. <...> Он первым в советской педагогике обратился к процессам духовной жизни ребёнка, необходимости и ценности сопереживания, сочувствия, созидания необходимых условий для воспитательной деятельности родителей и учителей. <...> Используя категории нравственного воспитания, педагог раскрывал смыслы и целевые установки формирования у детей опыта ценностного отношения к окружающим, опыт различения добра и зла и соответствующего поведения, опыт духовного (вдохновенного, не обремененного материальными интересами) творчества. <...> Духовный опыт в философско-религиозной традиции и современными философами <...>
ПРОБЛЕМА_ФОРМИРОВАНИЯ_ДУХОВНОГО_ОПЫТА_ЛИЧНОСТИ___В_КОНТЕКСТЕ_ИДЕЙ_В.А.СУХОМЛИНСКОГО_О_НРАВСТВЕННОМ_ВОСПИТАНИИ_ДЕТЕЙ.pdf
Русакова Т.Г. ПРОБЛЕМА ФОРМИРОВАНИЯ ДУХОВНОГО ОПЫТА ЛИЧНОСТИ В КОНТЕКСТЕ ИДЕЙ В.А.СУХОМЛИНСКОГО О НРАВСТВЕННОМ ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ В работе «Проблемы воспитания всесторонне развитой личности» Василий Александрович Сухомлинский пишет о том, что каждый человек уже в годы детства и, особенно, в отрочестве и ранней юности должен постичь счастье полноты своей духовной жизни, радость труда и творчества1. Исходной точкой педагогического мировоззрения Сухомлинского была задача воспитания у ребенка личного отношения к окружающей действительности, понимание своего дела и ответственности перед родными, товарищами и обществом и, что главное, перед собственной совестью. Василий Александрович основной задачей школы видел не просто передачу знаний, а открытие перед каждым, даже «перед самым заурядным, самым трудным в интеллектуальном развитии питомцем тех сфер развития его духа, где он может достичь вершины, проявить себя, заявить о своем Я, черпать силы из источника человеческого достоинства, чувствовать себя не обделенным, а духовно богатым»2. Сферой развития духа великий педагог считал нравственное воспитание, которое должно базироваться на чувстве справедливости: «Справедливость – это основа доверия ребенка к воспитателю»3. Несомненная заслуга В.А.Сухомлинского – в возвращении к общечеловеческим ценностям. Он первым в советской педагогике обратился к процессам духовной жизни ребёнка, необходимости и ценности сопереживания, сочувствия, созидания необходимых условий для воспитательной деятельности родителей и учителей. Используя категории нравственного воспитания, педагог раскрывал смыслы и целевые установки формирования у детей опыта ценностного отношения к окружающим, опыт различения добра и зла и соответствующего поведения, опыт духовного (вдохновенного, не обремененного материальными интересами) творчества. Фактически, в работах В.А.Сухомлинского, посвященных проблеме воспитания подрастающего поколения, поднимается вопрос о необходимости приобретения ребенком такого вида опыта, как духовный. Духовный опыт в философско-религиозной традиции и современными философами (Ю.Вяземский, В.Дуденок, Е.Никитин, П.Симонов, В.Федорова) рассматривается как идеальное индивидуально-личностное пространство человека. На протяжении всей истории развития философской мысли он считался той первоосновой, которая выделяет человека из животного мира и является началом человеческой гармонии. Опыт (поиск, практическая деятельность), посредством которого субъект осуществляет преобразования в себе самом, в последнее время всё чаще рассматривают как духовность человека, «духовно-практическую (не утилитарную) деятельность по самосозиданию, самоопределению, духовному росту человека. Без неё
Стр.1