ФИЛОСОФИЯ ЦЕННОСТИ
И ФИЛОСОФИЯ ЖИЗНИ
ГЕНРИХ РИККЕРТ. <...> Генрих Риккерт x Вопросы философии и психологии. <...> пользоваться этим термином в смысле науки о трансцендентном, потустороннем, вне опыта лежащем бытии. <...> Если в идее видят
истинную сущность всего бытия, т. е. истинную действительность, то это будет метафизический идеализм. <...> Изложению такого антиметафизического — в указанном нами смысле — идеализма и посвящен настоящий очерк.
i
Взгляды Риккерта далеко еще не приняли формы системы,
и в деталях остается еще много неопределенного. <...> В этом очерке мы ставим себе целью дать общее представление
о его философских взглядах и имеем в виду главным образом
11
|. |. }~
его произведения «Предмет познания» и «Границы естественно-научного образования понятий»¹. <...> Пора, когда философы
в порыве догматической веры окунались с головой в мудрствования относительно всякого рода бытия и небытия и беспрепятственно витали своими мыслями в безграничном пространстве
данного и потустороннего, трансцендентного мира, лишь изредка встречаясь друг с другом, — эта пора отошла назад и, будем
надеяться, навсегда. <...> Гарантию от этих проблем может
дать только теория познания. <...> Другое дело — логика и вместе с ней теория познания. <...> Таким образом логику и теорию познания теоретико-познавательный идеализм, рассматривает как нормативную науку
и притом формальную. <...> Этим
отчасти объясняется целый ряд недоразумений, возникших
по поводу трудов Риккерта, несмотря на необыкновенную яс14 <...> Напомним только, что ясное отграничение логики и теории познания от психологии и формы от содержания является непременным условием понимания
мыслей Риккерта. <...> Такая точка
отправления ставит нас с первого шага лицом к лицу с вопросом о трансцендентном бытии. <...> Мы видим таким образом, что последовательный путь абстракции провел нас через следующие этапы к понятию сознания
вообще: 1) психофизический субъект и его объект в виде внешнего мира; 2) психический <...>
О_смысле_жизни._Труды_по_философии_ценности,_теории_образования_и_университетскому_вопросу._Том_2..pdf
63.3(2)47
40
Подготовка настоящего издания осуществлена при поддержке Фонда
Фольксваген (Ганновер, ) в рамках научного проекта «Личность–субъект–индивидуум.
Философские концепты „персональности“ в истории немецко-русских
культурных связей»
Die Herausgabe der vorliegenden Edition wurde durch die Volkswagenstiftung
(Hannover, Deutschland) im Rahmen des Forschungsprojekts «„Person“
und „Subjekt“ im deutsch-russischen Kulturtransfer. Untersuchungen zum
Begriffsfeld der „Personalität“ in interkultureller Perspektive» gefördert
В. В. Анашвили, А. Л. Погорельский
-
В. Л. Глазычев, Л. Г. Ионин, А. Ф. Филиппов, Р. З. Хестанов
p 40
Р М. М. О смысле жизни. Труды по философии ценности,
теории образования и университетскому вопросу: Том ii / Под ред.
Н. С. Плотникова и К. В. Фараджева — М.: Издательский дом «Территория
будущего», 2008. (Серия «Университетская библиотека Александра Погорельского»).
— 376 с.
isbn 5 – 91129 – 049 – 9
© Издательский дом «Территория будущего», 2008
Стр.2
Генрих Риккерт. Очерк теоретико-познавательного
идеализма · · · · · · · · · · · · · · · · · · 8
К вопросу о трансцендентной реальности · · · · · · 6%
Очерк конкретного спиритуализма Л. М. Лопатина · · 0%5
К вопросу о методологии и гносеологии Декарта· · · 038
Философия истории в романе Л. Н. Толстого
«Война и мир» · · · · · · · · · · · · · · · · 064
Памяти И. Г. Фихте (К 100-летнему юбилею
со дня смерти) · · · · · · · · · · · · · · · · 1%4
,
Философия и общественная жизнь в России.
Набросок · · · · · · · · · · · · · · · · · 102
К характеристике современной философии · · · · 116
Правоверное ученичество
или философская самобытность?· · · · · · · · · 120
Философия ценности как продукт времени · · · · · 126
К вопросу о русских студентах в немецких
университетах · · · · · · · · · · · · · · · · 134
О целях и принципах педагогики ·
·
i. Общие задачи педагогики ·
·
·
·
·
·
iii. Индивидуальная личность и общество
с точки зрения педагогики ·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
ii. Цельная личность как идеал воспитания ·
·
·
·
·
·
·
iv. О некоторых общих принципах педагогики ·
Университет и воспитание ·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
· 145
· 145
· 158
· 170
· 177
· 182
Стр.3
Пасынки университета (О подготовке
молодых ученых) · · · · · · · · · · · · · · · 203
Виноват ли Кант? · · · · · · · · · · · · · · 214
Социализм и его истинный смысл · · · · · · · · 22%
Генрих Риккерт. Отзыв на диссертацию
М. М. Рубинштейна: Die logischen Grundlagen des
Hegelschen Systems und das Ende der Geschichte (1905) · 244
Список основных трудов М. М. Рубинштейна · · · · 247
Монографии и брошюры ·
Статьи и рецензии ·
Переводы ·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
Список основных изданий,
цитируемых М. М. Рубинштейном ·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
· 247
· 25%
· 253
· 254
Стр.4