АЛЛА ЧЕРНЫХ
МИР СОВРЕМЕННЫХ
МЕДИА
ИЗДАТЕЛЬСКИЙ ДОМ «ТЕРРИТОРИЯ БУДУЩЕГО»
МОСКВА 2007
ББК 76.0
Ч 49
: <...> Что такое современные медиа, ориентированные на производство и распространение
специфического продукта — информации, в условиях ее коммодификации, т. е. превращения в товар? <...> Каковы основы столь мощного воздействия медиа на современного человека и как понимать «медиатизацию» культуры и ее влияние на процессы художественного творчества? <...> Интернет как публичная сфера, или политика в Интернете ·
·
·
218 <...> Первый был связан с учебным курсом «Социология массовой коммуникации» для студентов отделения деловой и политической журналистики -, подготовка которого и постоянное
насыщение новыми материалами в ответ на вопросы и запросы
студентов открывала постоянно возобновляемые возможности
расширения моих собственных представлений об этом изменчивом и довольно смутном предмете. <...> И мне
захотелось поделиться своими соображениями по поводу того, что
представляет собой мир медиа в нашем глобализирующемся (в значительной степени благодаря средствам массовой коммуникации)
и медиатизированном обществе, имея в виду все современные общества, объединяющими для которых — вне зависимости от строя,
формы правления, типа экономики и культурных особенностей —
являются именно эти новые средства коммуникации. <...> Появлением на публичной арене книга обязана Александру Погорельскому и Валерию Анашвили, за что я искренне их благодарю. <...> По словам Денниса Маккуэйла, одного из виднейших представителей современной коммуникативистики, профессора Амстердамского университета [McQuail D., 2003], сам термин
«массовая коммуникация» возник в конце 30-х гг. xx века, что свидетельствовало о появлении нового предмета на поле современной науки (вспомним строчки Стефана Георге: «не быть вещам, где
слова нет»). <...> По мнению английского социолога Тони Беннета [Bennett T.,
1982], новые медиа, ассоциируемые в особенности с историей xix
и xx вв., — пресса, радио <...>
Мир_современных_медиа_.pdf
ББК 76.0
Ч 49
:
В. В. Анашвили, А. Л. Погорельский
- :
В. Л. Глазычев, Л. Г. Ионин,
А. Ф. Филиппов, Р. З. Хестанов
Ч 49
Черных А. Мир современных медиа. — М.: Издательский дом «Территория
будущего», 2007. (Серия «Университетская библиотека Александра Погорельского»).
— 312 с.
Что такое современные медиа, ориентированные на производство и распространение
специфического продукта — информации, в условиях ее коммодификации, т. е. превращения
в товар? В чем специфика новостей и особенности их подачи, каковы механизмы
формирования повестки дня? Каковы основы столь мощного воздействия медиа на современного
человека и как понимать «медиатизацию» культуры и ее влияние на процессы
художественного творчества? Что представляет собой «виртуальная реальность»
и каковы социально-психологические последствия «погружения» в нее? Как изменяются
роли и функции журналиста, вытесняемого блоггером, в новом информационном пространстве
электронных ? Что реально стоит за метафорой «четвертой власти» и каковы
основы реальной власти в условиях медиатизации политики? Какова достойная
позиция интеллектуала в отношении медиа, узурпировавших сферу не только
публичного права, но и «право знать»? На все эти и многие другие вопросы отвечает эта
книга.
isbn 5 – 91129 – 037 – 5
© Издательский дом «Территория будущего», 2007
Стр.2
СОДЕРЖАНИЕ
Предисловие · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · ·
Введение · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · ·
· 9
· 11
Массовые коммуникации в современном обществе · · · · · · · · · 11
1. Терминология (основные понятия) · · · · · · · · · · · · · 11
2. Элементы процесса передачи (трансляции) информации · · · · 13
3. Технологии — базовые характеристики масс-медиа · · · · · · · 18
4. как социальный институт · · · · · · · · · · · · · · · 19
5. Этапы развития медиа-исследований · · · · · · · · · · · · 21
6. и социальная организация · · · · · · · · · · · · · · 26
Раздел i. Новости: производство и анализ текстов · · · · · · · · · 29
А. Процессы производства новостной медиа-продукции · · · · · · · 29
1. Информационно-политическая повестка дня:
теоретическая модель · · · · · · · · · · · · · · · · · · · 32
2. Новейшие подходы к производству новостей
и их влияние на общество · · · · · · · · · · · · · · · · · 43
3. Типология новостей Джемисона и Кэмпбелла · · · · · · · · · 50
4. как создатель особой реальности · · · · · · · · · · · · 58
5. Социальные проблемы как новости · · · · · · · · · · · · · 61
Б. Анализ новостей как дискурса · · · · · · · · · · · · · · · · 79
1. Становление дискурсного анализа · · · · · · · · · · · · · 79
2. Дискурсный анализ — новое междисциплинарное направление · · · 82
3. Структура дискурса массовой коммуникации · · · · · · · · · 84
4. Роль социальных акторов · · · · · · · · · · · · · · · · 91
5. Социальные репрезентации и производство новостей · · · · · · 98
Раздел ii. Медиа и стереотипы · · · · · · · · · · · · · · · · 103
1. Теоретические основы феминизма
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
· 105
Стр.3
2. Гендер в исследованиях коммуникации · · · · · · · · · · 118
3. Стереотипы и предубеждения в масс-медиа · · · · · · · · · 121
4. Власть · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · 128
5. Сексизм в языке
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
· 138
· 130
6. Типы сексизма · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · 133
7. Гендер в виртуальных сообществах
8. Изображение меньшинств и инвалидов в · · · · · · · · 140
Раздел iii. Общество, культура и масс-медиа · · · · · · · · · · · 145
1. Идеология, поп-культура и масс-медиа · · · · · · · · · · · 145
2. Программы новостей
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
· 154
3. Идеологический потенциал рэп-музыки · · · · · · · · · · 162
4. Масс-медиа и поп-культура · · · · · · · · · · · · · · · 163
5. Глобализация медиа-спортивной культуры · · · · · · · · · 176
6. Мораль и масс-медиа · · · · · · · · · · · · · · · · · 177
7. «Усталость сострадать» · · · · · · · · · · · · · · · · 180
8. Средства массовой коммуникации и «плохие» новости · · · · 183
9. Постмодернистское прочтение медиа · · · · · · · · · · · 191
Раздел iv. Создание нового пространства:
Интернет и его социальные последствия · · · · · · · · · · · 195
1. История Интернета · · · · · · · · · · · · · · · · · · 195
2. Особенности Интернета как массовой коммуникации
и виртуального пространства
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
· 199
3. Интернет и социальные изменения · · · · · · · · · · · · 209
4. Интернет как публичная сфера, или политика в Интернете ·
· 218
5. Социология Интернета — проблемы становящейся науки · · · · 222
6. Интернет и будущее журналистики
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
· 233
7. Медиа-глобализация · · · · · · · · · · · · · · · · · · 239
Раздел v. Реальность «четвертой власти»
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
· 249
1. Возникновение и содержание понятия · · · · · · · · · · 249
2. Политическая власть — от принуждения к убеждению
· 256
Стр.4
3. Социальные функции и миссия журналиста · · · · · · · · · 259
4. Основания власти современных медиа · · · · · · · · · · · 264
Вместо заключения. Социология массовых коммуникаций
Пьера Бурдье (1930–2002) · · · · · · · · · · · · · · · · 279
Использованная литература · · · · · · · · · · · · · · · 293
Электронные источники · · · · · · · · · · · · · · · · · 309
Стр.5