НА ТЕМУ НОМЕРА
Экологосубкультурные практики
детей дошкольного возраста* <...> В.А. Зебзеева
Важнейшей составляющей экологической
субкультуры детства выступает культурноэко
логический опыт ребёнка. <...> Накопление этого
опыта происходит в процессе экологосубкуль
турных практик, в ходе которых у детей фор
мируется круг экологических интересов и
культурноэкологических потребностей. <...> Ключевые слова: экологический опыт, эко
логическая субкультура детства, экологосуб
культурные практики, дошкольники.
ния опыта взаимодействия с приро
дой [6, с. <...> Глядя на них,
девочка воображала, что она – боль
шой муравей и помогала им строить. <...> А когда муравей ку
сал её, отбегала от домика и возмуща
лась, что муравьи не видят в ней му
равья, так как она на них не похожа
или им не нужны помощники. <...> Очищенную палоч
ку девочка обмакивала в сахар и опус
кала в муравейник, для того чтобы
увидеть и почувствовать муравьиную
кислоту. <...> Перегораживала муравьи
ную тропу, наблюдала за действиями
муравьёв. <...> Дети
собирали веточки деревьев, кустар
ников, листики и мастерили дюймо
вочек, принцесс, богатырей, обыгры
вая знакомый либо вымышленный
сюжет сказки. <...> Например: Дюймовоч
ка«Одуванчик» говорит, что все её
любят за то, что сначала она похожа
на солнышко, а потом на неё можно
дуть, и белые семенапушинки разле
тятся в разные стороны. <...> Дюймовоч
ка«Василёк» говорит, что она вырос
ла на лужайке и хочет подружиться с
Дюймовочкой«Одуванчиком». <...> Признание самоценности детства в
развитии общечеловеческой культу
ры, процессы гуманизации, демокра
тизации общественной жизни способ
ствовали выделению в психолого
педагогической литературе понятия
«субкультура детства» [1, с. <...> Мид, М.В. Осо
риной, Д.Б. Эльконина, детская суб
культура играет особую роль в жизне
деятельности и общении детей, фор
мировании их личности, интеграции
в общество и культуру. <...> Экологиче
ская субкультура является частью
общей субкультуры детства, она при
сутствует в личности ребёнка <...>
Эколого-субкультурные_практики_детей_дошкольного_возраста.pdf
НА ТЕМУ НОМЕРА
Экологосубкультурные практики
детей дошкольного возраста*
В.А. Зебзеева
Важнейшей составляющей экологической
субкультуры детства выступает культурноэко
логический опыт ребёнка. Накопление этого
опыта происходит в процессе экологосубкуль
турных практик, в ходе которых у детей фор
мируется круг экологических интересов и
культурноэкологических потребностей.
Ключевые слова: экологический опыт, эко
логическая субкультура детства, экологосуб
культурные практики, дошкольники.
Признание самоценности детства в
развитии общечеловеческой культу
ры, процессы гуманизации, демокра
тизации общественной жизни способ
ствовали выделению в психолого
педагогической литературе понятия
«субкультура детства» [1, с. 117]. Как
отмечается в работах И.С. Кона,
В.Т. Кудрявцева, М. Мид, М.В. Осо
риной, Д.Б. Эльконина, детская суб
культура играет особую роль в жизне
деятельности и общении детей, фор
мировании их личности, интеграции
в общество и культуру. Экологиче
ская субкультура является частью
общей субкультуры детства, она при
сутствует в личности ребёнка, харак
терна для всей детской популяции,
всего периода детства. В качестве
элементов экологической субкульту
ры детства, наряду с традиционны
ми народными играми, мифотворче
ством, детским философствованием,
словотворчеством (В.В. Абрамен
кова), детским фольклором (М.В. Осо
рина), детским юмором (М. Мид),
выступает экологический опыт [4,
с. 87].
В процессе исследования нами на
блюдались и были описаны игровые
субкультурные практики детей до
школьного возраста, которые можно
рассматривать как способы накопле
ния опыта взаимодействия с приро
дой [6, с.145].
«Строители» (Настя Л., 6 лет). Вес
ной муравьи строили домик, носили
палочки, соломинки. Глядя на них,
девочка воображала, что она – боль
шой муравей и помогала им строить.
Девочка брала палочку и подкладыва
ла в муравейник. А когда муравей ку
сал её, отбегала от домика и возмуща
лась, что муравьи не видят в ней му
равья, так как она на них не похожа
или им не нужны помощники. После
этого девочка обижалась на муравьёв
и долго не подходила к муравейнику.
«Встреча с муравьишкой Кузей»
(Настя Л., 6 лет). Очищенную палоч
ку девочка обмакивала в сахар и опус
кала в муравейник, для того чтобы
увидеть и почувствовать муравьиную
кислоту. Перегораживала муравьи
ную тропу, наблюдала за действиями
муравьёв. Ограждала веточками, ка
мешками муравьиную тропу.
«Бал цветов» (дети 5–6 лет). Дети
собирали веточки деревьев, кустар
ников, листики и мастерили дюймо
вочек, принцесс, богатырей, обыгры
вая знакомый либо вымышленный
сюжет сказки. Например: Дюймовоч
ка«Одуванчик» говорит, что все её
любят за то, что сначала она похожа
на солнышко, а потом на неё можно
дуть, и белые семенапушинки разле
тятся в разные стороны. Дюймовоч
ка«Василёк» говорит, что она вырос
ла на лужайке и хочет подружиться с
Дюймовочкой«Одуванчиком». За
тем проводится бал цветов, где все
гости танцуют и веселятся.
* Тема диссертации «Субкультура детства как источник экологического развития детей
в дошкольном образовании». Научный консультант – доктор пед. наук, профессор
Л.В. Моисеева.
1
7/11
Стр.1