Министерство образования и науки Российской Федерации
Российский гуманитарный научный фонд (РГНФ)
Международная академия наук педагогического образования (МАНПО)
Институт экономики, управления и права (г. Казань)
Психологический факультет
Университет прикладных наук, г. Людвигсхафен,
IV отделение социальных наук и здравоохранения
Методы
эстетического воздействия
в социальной работе
Ästhetische Methoden
in der sozialen arbeit
Материалы Международной российско-германской
научно-практической конференции
Beiträge zur Internationalen russisch-deutschen
wissenschaftlich-praktischen Konferenz
20-24 сентября 2011 г.
Казань
Познание
2011
Стр.1
УДК 364:316.334.3
ББК 65.272
М54
Печатается по решению Ученого совета и редакционно-издательского совета
Института экономики, управления и права (г.Казань)
Редакционная коллегия:
Тимирясов В.Г. – ректор Института экономики, управления и права
(Россия, г. Казань), профессор;
Ахметова Д.З. – проректор ИЭУП (Россия), директор Института дистанционного обучения,
д.пед.н., профессор, заслуженный деятель науки РТ, руководитель конференции;
Кригер В. – Университет прикладных наук г. Людвигсхафен (Германия), – уполномоченный
международного отдела, профессор;
Бикеев И.И. – первый проректор (Россия), проректор по научной работе ИЭУП, д.ю.н.,
профессор;
Мавлявиева Л.И. – к.п.н, доцент, координатор программы конференции (Россия);
Богачева Л. – координатор программы (Германия);
Паранина Н.А. – специалист по электронным пособиям (Россия);
Морозова И.Г. – менеджер по международным проектам Института дистанционного
обучения (Россия).
М54 Методы эстетического воздействия в социальной работе: мат-лы Международной
российско-германской научно-практической конференции. (20-24 сентября 2011 г.). –
Казань: Изд-во «Познание» Института экономики, управления и права, 2011. – 448 с.
ISBN 978-5-8399-0352-4
Сборник материалов Международной российско-германской научно-практической конференции
«Методы эстетического воздействия в социальной работе» содержит статьи авторов,
которые размышляют о проблемах социальной работы в России, о технологиях эстетического
воздействия в процессе социальной работы с различными социальными группами.
В материалах авторов немало размышлений о проблемах подготовки социальных работников
новой формации, об использовании нетрадиционных технологий в улучшении качества
социального обслуживания населения.
Интересным и полезным в этом плане является опыт Германии – страны, в которой социальная
работа с населением поставлена на высокий уровень.
Der Sammelband anlässlich der Russisch-deutschen wissenschaftlich-praktischen Konferenz
„Ästhetische Methoden in der Sozialen Arbeit“ beinhaltet Beiträge zu den Problemen der Sozialen
Arbeit in Russland, zu den Methoden ästhetischer Einwirkung in der Arbeit mit verschiedenen sozialen
Gruppen.
In den Beiträgen dieses Bandes sind nicht wenige Überlegungen zu den Problemen und den
aktuellen Anforderungen in der Ausbildung der SozialarbeiterInnen, zu den nicht traditionellen Ansätzen
der Verbesserung der Qualität sozialer Dienstleistungen zu finden.
Interessant und nützlich sind in dieser Hinsicht Erfahrungen aus Deutschland, aus einem Land,
in dem die Soziale Arbeit höchsten Standards entspricht.
УДК 364:316.334.3
ББК 65.272
ISBN 978-5-8399-0352-4
© Институт экономики, управления и
права (г.Казань), 2011
© Авторы статей, 2011
Стр.2
содерЖание
Раздел 1. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТы СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТы
НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ ..........................................................................................3
Акчурин Б.Г. Концептуальный подход к проблеме культуры здоровья ....................3
Ахатова М.Г., Кузнецова Э.А. Специфика привития эстетической культуры
в российском постсоветском обществе ..................................................................6
Барабанова И.И., Добротворская С.Г. К вопросу о проблеме понятийнотерминологического
аппарата обеспечения эстетического воспитания
в условиях среднего и высшего образования (на материале работ
казанских ученых второй половины ХХ в.) ..........................................................12
Валеева Р.А. Историко-педагогические предпосылки использования
эстетического ресурса в образовании ....................................................................15
Валеев А.А. Социализация учащейся молодежи в контексте эстетического
развития личности ...................................................................................................18
Гончарук А.Ю. Методические проблемы эстетического воздействия
на формирование межнациональных отношений студенчества стран брик
в системе социальной работы .................................................................................21
Дормидонтова Л.М. Развитие социального профессионального образования .....25
Дюшеева Н.К. Моделирование профессиональной готовности социального
педагога в контексте компетентностного подхода ................................................28
Конопацкая Е.А. Социально-культурологический аспект поликультурного
образования в многоязычном мире ........................................................................33
Мардахаев Л.В. Деонтология социальной педагогики .............................................37
Мусин К.С., Салханова Ж.Х. Эстетическая категория ценности
в педагогической аксиологии .................................................................................41
Плоткин М. Современные проблемы социального воспитания:
контекст теории социальной педагогики ...............................................................44
Семикин В.В., Неговская С.Г. Роль психологической культуры в образовании
человека ....................................................................................................................54
Раздел 2. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТы
ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ В СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЕ
В ИССЛЕДОВАНИЯХ УЧЕНыХ И ПРАКТИКОВ ГЕРМАНИИ .............................56
Bareis Ellen. Dialogisch-ästhetische Projekte partizipativer Sozialer Arbeit:
Stadtraum, Populärkultur und Sound als Räume der gesellschaftlichen und
politischen Artikulation .............................................................................................56
Brenssell, Ariane. “Reflexion In Rap“ Rap Als Medium Künstlerischer Sozialarbeit ...60
Franke, Annette. Ästhetisches Lernen An Ausserschulischen Lernorten.
Grundlagen – Ziele – Methoden ................................................................................65
Götzelmann, Arnd. Мusik als dimension der lebenskunst und als menschenrecht im
alter – ethische und ästhetische aspekte in der sozialen seniorenarbeit ....................69
441
Стр.441
Методы эстетического воздействия в социальной работе
Herzog, Kerstin. Verstehenszugänge ausserhalb kategorialer denkstrukturen –
ein plädoyer für eine ästhetische dialogik in der sozialen arbeit ..............................74
Krieger, Wolfgang. Ästhetische bildung als grundlage ästhetischer
interventionsformen in der sozialen arbeit ................................................................80
Lorenz, Annegret. Haftung für Schäden im Rahmen erlebnispädagogischer
Maßnahmen – Juristische Aspekte in der Praxis der ästhetischen Intervention
in der Sozialen Arbeit ................................................................................................86
Lutz-Kluge, Andrea „Wie soll man sich auf dem Berliner Platz verhalten?“ –
Eine sechsteilige Performance-Reihe zur Frage nach der Wahrnehmung
und Gestaltung von öffentlichem Raum in der Stadt.................................................92
Rahn, Peter. Subjektive landkarten – zur rekonstruktion der aneignungsräume
von kindern ................................................................................................................98
Reinhard, Antje. Vom besonderen zum allgemeinen – performative kunstformen als
reflexionsmedium für die soziale arbeit ...................................................................104
Раздел 3. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТы
ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ В СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЕ В
ИССЛЕДОВАНИЯХ УЧЕНыХ И ПРАКТИКОВ РОССИИ И КАЗАХСТАНА ....110
Ахметова Д.З. Обеспечение педагогического дизайна и медиакультуры как
условий эстетического воздействия в социальной работе .................................110
Абдрафикова А.Р. Воспитание студентов в контексте конфликтологической
культуры .................................................................................................................114
Абдрашитова Т.А. Социально-психологическая работа с лицами асоциального
поведения в Казахстане .........................................................................................116
Акатова Т.И. Культура речи социального работника: этический аспект ...............119
Акулина Л.В. Роль цвета в выражении эстетических пристрастий народа в
национальном костюме .........................................................................................120
Ахметкаримова К.С. Профессиональное развитие социальных педагогов в
системе повышения квалификации .....................................................................123
Афанасьева Ч.В. Эстетические аспекты повышения инфокоммуникационной
компетентности работников дошкольных образовательных учреждений в
системе дополнительного образования ...............................................................126
Абдыкаримов Б.А., Копосова Е.Н. Культура как условие эстетического
воздействия на проектную деятельность студентов...........................................130
Багаутдинов А.А. Некоторые социально-эстетические аспекты успешности
модернизации антропных реальностей на примере массовой культуры ........133
Бакланова Т.И. Педагогический этнодизайн как фактор эстетического
воздействия в социальной работе ........................................................................136
Беляева Е.Н. Эстетическое воздействие в подготовке переводчиков ....................139
Бессчетнова О. В. Профессиональная подготовка специалистов социальной
работы в вузе в рамках социокультрного контекста ..........................................141
442
Стр.442
Материалы Международной Российско-германской научно-практической конференции
Буренкова Е.В. Рукотворная кукла и человек: встреча в Cо-Творении .................144
Валеева А.В. Типологические особенности осужденных, вовлеченных в
творческую деятельность ......................................................................................147
Валиахметова Н.Р. Ценностный потенциал эстетического воздействия в
здоровьесберегающей деятельности учителя .....................................................149
Валитов М.Р., Мавлявиева Л.И. Методы и формы психотерапевтического
взаимодействия с обеспечиваемыми казанского психоневрологического
интерната ................................................................................................................152
Вальдес Одриосола М.С., Московкина А.Г. Методы и технологии
арттерапевтического и эстетического воздействия в социальной работе
с подростками из неблагополучных семей .........................................................155
Ванюхина Н.В. Методика формирования ответственного отношения
к родительству у молодежи...................................................................................157
Верховская С.Б. Медиакультура как фактор решения социальных проблем
молодежи ................................................................................................................160
Воскресенская Н.Г. Медиатексты как ресурс, обеспечивающий творческое
развитие студентов, специализирующихся в сфере коммуникаций .................163
Горбачева О.Н. Танцевально-двигательная терапия в коррекции
травматических переживаний у несовершеннолетних, находящихся
в социально-реабилитационном центре ..............................................................166
Городецкая Ю.А. Интеграция основного и дополнительного образования
в педагогическом вузе ..........................................................................................169
Гусева Н.А. Возможности уроков ИЗО в воспитании толерантного сознания
школьников .............................................................................................................172
Дирксен Л.Г. Экзистенциальная педагогика и медиакультура как условия
помощи в выборе профессии ................................................................................174
Елисеева Е.Ю. Деловые игры в учебном процессе студентов – будущих
психологов как фактор преодоления неопределенности
в их профессиональной подготовке .....................................................................177
Елькова Л.С. Формирование эстетической культуры личности студентов
в период их обучения в вузе .................................................................................179
Загидуллин М.И. ФРГ: дизайн выборов и методы эстетического воздействия
на избирателей .......................................................................................................181
Зауторова Э.В. Технологии нравственно-эстетического воспитания в работе
с осужденными ......................................................................................................185
Булычева Т.В., Зиннатуллин Р.Р., Юсупова Г.В. Использование методов
эстетического воздействия в контексте социально-психологического
тренинга при подготовке спортсменов боксеров ................................................188
Ипполитова Н.В., Стерхова Н.С. Методы и формы эстетического воздействия
на развитие личности будущих социальных педагогов .....................................191
443
Стр.443
Методы эстетического воздействия в социальной работе
Исмагилова Э.Ф. Использование методов арт-терапии в воспитательной работе
вожатых летних лагерей (на примере летнего лагеря для одаренных детей
«сэлэт – биляр каласы – 2011») ............................................................................195
Калимуллин Д.Д. Традиции и ресурсы социально-культурной деятельности
в формировании духовности личности ...............................................................196
Карцева И.Р. Межкультурная коммуникативная компетенция сотрудника
социально-культурной сферы ...............................................................................200
Кислицына А.С. Внедрение психологом-педагогом элементов эстетического
развития и толерантности в работу со студентами колледжа ...........................203
Карцева Л.В. Миссия социального работника как основа его профессиональной
подготовки ..............................................................................................................205
Камзина Н.Е. Эстетическое отношение к мирозданию через дизайн ...................208
Касимова Р.Ш. Эстетическое воспитание в свободных школах
(на примере школы искусства и идей садбери) ..................................................210
Кованная Н.А. Проблема формирования этнохудожественной культуры
у бакалавров художественного образования .......................................................212
Колесник Л.Л. Психологические основы социальной работы ...............................214
Костюнина Н.Ю. Психопрофилактическая работа с подростками
отклоняющегося поведения ..................................................................................217
Кузнецова Э.А. Использование синестезических эффектов в эстетически
направленной психокоррекционной работе ........................................................220
Леонтьева Т.И., Лукоянова Э.Р. Технология эстетического воздействия
на эмоционально-волевую сферу клиентов средствами музыкальной
выразительности этнических инструментов .......................................................225
Мавлуткулова А.Г. Эстетическое значение музыкального сопровождения
в развитии физического здоровья как условия социальной адаптации
младшего школьника .............................................................................................229
Mavlyavieva L.I. Dancing Therapy in Formation of Social Feeling of Mental Patients
(in view of Alfred Adler’s conception of individual psychology) ...........................232
Маркина О.Г. Современные информационно-коммуникационные технологии
в социальной работе с пожилыми людьми и инвалидами .................................233
Москалева Э.Ф. Подходы к определению эстетического:
от истории к современности .................................................................................235
Nilova K.V. The Communicative Predicament оf Aging Model in the Intergenerational
Communication .......................................................................................................238
Новикова Г.П. Социально-культурное формирование личности студента
в процессе языкового образования ......................................................................241
Панин М.С. Использование эстетического ресурса в воспитании студентов
вузов казахстана .....................................................................................................245
444
Стр.444
Материалы Международной Российско-германской научно-практической конференции
Паранина Н.А. Развитие медиакультуры студентов, обучающихся
с применением дистанционных образовательных технологий .........................249
Прохорова Ю.В. Вовлечение в поэтическое творчество как метод
конвергированной психотерапии осужденных ..................................................252
Радзивилова М.А. Добровольческая деятельность в системе подготовки
специалистов социальной работы ........................................................................254
Резцов А.С. Телевидение как средство воспитательного воздействия ..................257
Решетников Р.В. Психолого-педагогические аспекты подготовки кадров
для социальной работы с детьми-сиротами и детьми, лишенными
родительской опеки (из опыта работы Кировоградского института
регионального управления и экономики) ............................................................259
Рыбакова М.В. Эстетическая культура современной семьи: из опыта
исследования ..........................................................................................................263
Рыбалова Е.Е. Проблема подготовки кадров для социально-педагогической
работы на основе принципа культуросообразности ...........................................265
Сибгатуллина И.Ф., Рябов О.Р., Шоттенлоер Г., Грюссль С. Резонансное
сотворчество ..........................................................................................................268
Рябова Т.В. Психотехнологии эстетического воздействия при подготовке
социальных работников в КГМУ .............................................................................273
Сабурская С.Х. Профессионально-этические аспекты
в социально-педагогической деятельности социального работника ................276
Сафина А.И. Применение фототерапии в работе с детьми и подростками ..........279
Сибгатуллина И.Ф. Транскультурная миссия психотерапии. Что меняет
психологию жителей востока и запада? ..............................................................281
Сизоненко З.Л. Социальная работа с семьей: оценка ожидаемых последствий ..286
Ситдикова Е.Г. Формирование эстетической культуры клиентов социальной
сферы ......................................................................................................................289
Сморчкова В.П. Феномен эстетики в социальной работе ......................................290
Сторожук А.И., Мороз М.А. Полихудожественное образование будущих
учителей музыки как фактор осуществления эстетического воспитания
молодежи ................................................................................................................293
Сусоколова И.А. К вопросу о применении эстетических критериев для
психологического выявления творческой личности ..........................................297
Трифонова Т.А. Психологическая поддержка в социальной работе с безработными
гражданами .............................................................................................................300
Туманова И.Н. Визуопсихокоррекция эмоционального состояния осужденных 303
Уракова Е.С. Больничная клоунада как метод эстетического воздействия
в реабилитации детей с онкопатологией .............................................................306
Устинова Г.Н., Устинов Д.В. Социализация молодёжи: проблемы,
перспективы, эстетическое воздействие окружающего социума .....................309
445
Стр.445
Методы эстетического воздействия в социальной работе
Фролова Е.В. Эстетическое воздействие этнической культуры на формирования
межэтнической толернатности .............................................................................313
Халтурина Л.И. Эстетические и правовые аспекты в социальной работе
с юридическими лицами в системе единого государственного реестра ..........316
Хусаинова Н.Ю., Гиниятуллина А.Р. Эстетика символов коллективного
бессознательного человека – объекта и субъекта психолого-педагогического
социального процесса ...........................................................................................319
Цагарелли Е.Б. Психологические аспекты профессиональной деятельности
городских и сельских социальных работников...................................................321
Челнокова Т.А. Эстетические методы в профориентационной работе
со школьниками ............................................................................................................... 324
Цагарелли Ю.А. Новые психологические технологии подбора и объективной
оценки средств эстетического воздействия в социальной работе ....................326
Фогель Т.В. Культурно-традиционный ресурс формирования
социально-помогающих практик .........................................................................331
Юлдашева О.Н. Проблема танатических переживаний в семье ребенка с
ограниченными физическими возможностями ..................................................334
Ярмакеев И.Э. Эстетические механизмы смыслового влияния на личность .......336
Раздел 4. АКТУАЛЬНыЕ АСПЕКТы ПСИХОСОЦИАЛЬНОГО
ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С РАЗЛИЧНыМИ СОЦИАЛЬНыМИ ГРУППАМИ ......341
Ахметшина Ю.В. Сравнительный анализ представления социальной
компетенции у русских и немецких студентов ..................................................341
Биктагирова Г.Ф. Педагогические аспекты подготовки студентов в процессе
преподавания дисциплины «основы социальной работы» ................................344
Вазиева А.Р. Изучение страха неопределенности, тревожности и одиночества
пенсионеров ..........................................................................................................347
Дмитриева И.А. Технология тренинга целеполагания ...........................................349
Загидуллин Р. И. Социальный дизайн терминов «наркотики», «наркомания»,
«наркотизм» ............................................................................................................353
Кава А.А. Эстетическое развитие личности в наследии В.И. Харциева ...............357
Камзина А.Е. Проектное творчество в процессе дизайн-проектирования ...........359
Карман Е. М. Дифференциация обучения как шаг вперед
в педагогической науке .........................................................................................363
Кибец В.В. Волонтеры лицея .....................................................................................365
Кибец Н.В. Как помочь детям с ограниченными возможностями? ........................366
Kursabaev M.K.The History of Republic Children Social Organization
«Atameken» .............................................................................................................369
Лузина Т.В., Мааткеримов Н.О., Аденова Б.Т. Реализация интегрированного
подхода в содержании естественнонаучного образования ................................375
446
Стр.446
Материалы Международной Российско-германской научно-практической конференции
Макаренко Т.Г. Англоязычные музыкальные предпочтения людей,
находящихся в состоянии стресса или депрессии, проживающих сегодня
в России ..................................................................................................................380
Макеева В.С., Токарева К.Е. Оценка качества жизни и возможные технологии
ее реализации в студенческой среде ...................................................................381
Мезикова И.Х. Инфокоммуникационные технологии как средство развития
кластерного взаимодействия в условиях моногорода ........................................384
Нургалиева Р.М. Интеграция учебной и внеучебной деятельности в процессе
формирования языковой картины мира военного специалиста .......................387
Оспанова Я.Н. Научно-исследовательские изыскания в области социальнопедагогической
работы по профилактике наркомании .....................................391
Прокудин В.Н. Гуманитарная образованность выпускника инновационнопредпринимательского
университета ..................................................................394
Скобликова Т.В., Скриплева Е.В. Компонент целостной системы воспитания
в вузе – физическое воспитание: состояние, проблемы,
перспективы развития ...........................................................................................398
Скоробогатова А.И. Развитие личностных качеств детей с нарушениями
слуха методами арт-терапии .................................................................................401
Сулейманов Р.Ф., Мухаммадиева Л.Р. Влияние музыки на развитие ребенка ...404
Таубаева Ш.Т., Кожахметова К. Ж. Интеллектуальный потенциал профессора
Л.В.Мардахаева как фактор становления конкурентоспособного специалиста
социальной сферы .................................................................................................405
Трушников Д.Ю. Музей как функциональный компонент
культурно-образовательного кластера региона ..................................................409
Фахрутдинова Р.А. Проблемное поле развития социальной педагогики .............412
Федотова Е.Л. Социокультурные проблемы формирования информационной
культуры специалиста ...........................................................................................417
Филатова-Сафронова М.А., Баранова С.А. Воспитание патриотизма
у подростков на занятиях хором с Использованием инфокоммуникационных
технологий .............................................................................................................420
Хамидуллина Р.С. Воспитание на основе культурного наследия татарского
народа ......................................................................................................................422
Чумарина Г.Р. Электронные словари и информационные технологии при
подготовке кадров для волонтерской работы ......................................................424
Шафикова А.В. Сотрудничество общественной организации
«АльянсФрансез-Казань» в сфере образования и культуры..............................427
Юсупова Г.В. Эмоциональная компетентность как условие успешного
творческого самовыражения личности (на примере дополнительного
образования детей) ................................................................................................428
АВТОРы ............................................................................................................................432
447
Стр.447
Научное издание
МЕТОДы ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ
В СОЦИАЛьНОЙ РАБОТЕ
Материалы Международной российско-германской
научно-практической конференции
20-24 сентября 2011 г.
Главный редактор Г.Я. Дарчинова
Редактор Н.А. Паранина
Технический редактор Н.Л.Матвеева
Дизайн обложки: Е.Н. Морозова
ISBN 978-5-8399-0352-4
Подписано в печать 15.09.11. Формат 60х84 1/16.
Гарнитура Times New Roman, 8,5. Усл. печ. л. 39,1. Уч.-изд. л. 42.
Тираж 1000 экз. Заказ № 320.
Издательство «Познание»
420111, г. Казань, ул. Московская, 42.
Тел. (843)231-92-90
e-mail: zaharova@ieml.ru
Отпечатано с готового оригинал-макета в типографии
Института экономики, управления и права (г. Казань)
420108, г. Казань, ул. Зайцева, 17.
Стр.448