П.Г. Демидова,
2005
2
Историография моравской миссии
Кирилла и Мефодия
в трудах славистов Ярославского края <...> Для наиболее скрупулезного изучения моравской – последней миссии солунских братьев, имеющей не только
всеславянское, но и общемировое значение, нужно использовать
методы прогрессивных российских и зарубежных исследователей. <...> Научное исследование предпосылок моравской миссии Кирилла и Мефодия началось на Ярославщине в 1702 – 1709 гг.,
когда митрополитом ростовским стал Димитрий Туптало4. <...> На смену исследования красоты слова первого литературного
славянского языка пришел исторический этап изучения моравской миссии, в которой была применена литургия солунских
братьев. <...> Здесь славист
реконструировал историческую проблематику юридических деяний архиепископа Мефодия на кафедре Паннонской. <...> К сожалению, до 1917 г. эти труды остались единственными в Ярославле
исследованиями моравской миссии солунских братьев. <...> После революции, вместе с требованием "выбросить царскую культуру на свалку", опасность стала угрожать и изучению
Кирилло-Мефодиевской проблематики. <...> Лучшими в исследовании кирилло-мефодиевских текстов были священнослужители,
но в советское время их заметно поубавилось. <...> Прогресс в изучении моравской миссии солунских братьев стал наблюдаться
4
лишь после Великой Отечественной войны. <...> Этим объясняется всплеск
интереса к Кирилло-Мефодиевской проблематике по всему Советскому Союзу. <...> В отношении данного
труда следует дать некоторые пояснения: 1) в советское время
основная масса ученых считала солунских братьев создателями
кириллицы; 2) в некоторых исторических изданиях выходные
данные статьи П.Я. Черных указаны неверно9. <...> Новый исторический этап исследования моравской миссии
солунских братьев пришел вместе с генерацией молодых ученых
уже после распада СССР. <...> Кандидатская
диссертация Ольги Владимировны содержит гипотезу о том, что
второй этап моравской миссии солунских братьев шел рука <...>
Первые_научные_всходы__сборник_научных_трудов_аспирантов_кафедры_истории_России.pdf
Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное агентство по образованию
Ярославский государственный университет им. П.Г. Демидова
Первые научные всходы
Сборник научных трудов
аспирантов кафедры истории России
Под редакцией профессора В.Т. Анискова
Ярославль 2005
1
Стр.1
УДК 94(470)(06)
ББК Т.я43
С 23
Рекомендовано
Редакционно-издательским советом университета
в качестве научного издания. План 2005 года
Редколлегия:
проф. В.Т. Анисков – отв. ред., сост.
проф. М.А. Рутковский
доц. Л.А. Бухарин
С.В. Заец – отв. секретарь
Рецензенты:
кандидат исторических наук, доцент С.Н. Картавый;
кафедра истории и философии Ярославской
государственной медицинской академии
Первые научные всходы : сборник научных трудов аспиранС
23
тов кафедры истории России / Под ред. проф. В.Т. Анискова ;
Яросл. гос. ун-т. – Ярославль : ЯрГУ, 2005. – 66 с.
ISBN 5-8397-0412-1
В данный сборник включены научные работы аспирантов и
студентов, специализирующихся в области отечественной истории.
Работы
посвящены различным актуальным проблемам отечественной
истории XIX и XX веков, непосредственно связаны с
диссертационными и иными исследованиями, и поэтому могут
представлять практический интерес для начинающих ученых.
Издание посвящается 35-летию кафедры истории России.
УДК 94(470)(06)
ББК Т.я43
ISBN 5-8397-0412-1
© Ярославский государственный
университет им. П.Г. Демидова,
2005
2
Стр.2
Историография моравской миссии
Кирилла и Мефодия
в трудах славистов Ярославского края
Д.М. Лунев
Научный руководитель – доктор ист. наук, проф. М.А. Рутковский
Культурно-исторические аспекты трудов ученых Ярославской
области являются частью общего интеллектуального фона
нашей страны.
Современная ситуация в российской высшей школе, связанная
с подписанием представителями Российской Федерации Болонской
декларации, настойчиво требует усвоения и использования
отечественными исследователями лучших достижений
мировой науки. Для наиболее скрупулезного изучения моравской
– последней миссии солунских братьев, имеющей не только
всеславянское, но и общемировое значение, нужно использовать
методы прогрессивных российских и зарубежных исследователей.
Целью данной работы является историографический обзор
названной проблемы в нашем регионе.
Западные исследователи рекомендуют провести историческую
реконструкцию науки, т.е. рационально объяснить рост
объективного знания при взаимодействии социокультурного сообщества
(конференции, форумы и т.д.)1 Отечественные историки
Санкт-Петербургской школы советуют изучать лишь локальную
часть исторического проявления, так как особенное непременно
связано с общим процессом2. Следовательно, при
реконструкции исторических аспектов необходимо изучить их
на историографии определенной области, края. В нашем регионе
уже применяются подобные методологии. На III Областной научно-практической
конференции (2002 г.) было заявлено о комплексном
исследовании (включает в себя лучшие аспекты обеих
3
Стр.3
вышеперечисленных моделей) исторических процессов в Ярославском
крае3. Наше общество в третьем тысячелетии должно
иметь понятие о своих древних духовных корнях, об участии области
в социокультурной жизни России и других славянских
стран.
Научное исследование предпосылок моравской миссии Кирилла
и Мефодия началось на Ярославщине в 1702 – 1709 гг.,
когда митрополитом ростовским стал Димитрий Туптало4. Он
первым при составлении Четий – Миней исправил ряд "мест" в
Пространном житии Кирилла-Константина, соотнеся их с оригиналом5.
Это объясняется высокой эрудицией украинского духовенства
XVII – XVIII вв., к которому принадлежал иерарх, постоянно
проводивший жестокие диспуты с католиками, господствовавшими
на его родине6.
На смену исследования красоты слова первого литературного
славянского языка пришел исторический этап изучения моравской
миссии, в которой была применена литургия солунских
братьев. В 1885 г., к тысячелетию кончины Мефодия, вышла монография
В.И. Лествицына "Славянские первоучители". Данная
работа подтолкнула другого ярославского ученого Н.С. Суворова
к изданию исследования "Следы западно-каталического церковного
права в памятниках русского права" (1888). Здесь славист
реконструировал историческую проблематику юридических деяний
архиепископа Мефодия на кафедре Паннонской. К сожалению,
до 1917 г. эти труды остались единственными в Ярославле
исследованиями моравской миссии солунских братьев.
После революции, вместе с требованием "выбросить царскую
культуру на свалку", опасность стала угрожать и изучению
Кирилло-Мефодиевской проблематики. В советское время, однако,
на защиту творческого наследия создателей славянской
литургии встала … марксистская методология. Изобретение
письма и примененние его конкретным народом переводило нацию
из варварской в цивилизационную стадию7.
Этот аспект отбросил изучение деятельности равноапостольных
к филолого-историческому этапу. Лучшими в исследовании
кирилло-мефодиевских текстов были священнослужители,
но в советское время их заметно поубавилось. Прогресс в изучении
моравской миссии солунских братьев стал наблюдаться
4
Стр.4
лишь после Великой Отечественной войны. В результате совместной
борьбы против фашизма многие славянские народы почувствовали
свое культурное единство. Представители ряда из
них нашли в СССР вторую родину. Этим объясняется всплеск
интереса к Кирилло-Мефодиевской проблематике по всему Советскому
Союзу. Не остался в стороне и наш край. В статье
П.Я. Черных, опубликованной в Ученых записках Ярославского
государственного педагогического института им. К.Д. Ушинского,
изложена версия о том, что равноапостольные изобрели
для славянского богослужения глаголицу8. В отношении данного
труда следует дать некоторые пояснения: 1) в советское время
основная масса ученых считала солунских братьев создателями
кириллицы; 2) в некоторых исторических изданиях выходные
данные статьи П.Я. Черных указаны неверно9.
Новый исторический этап исследования моравской миссии
солунских братьев пришел вместе с генерацией молодых ученых
уже после распада СССР. Начав исследование славянской
культуры старшим преподавателем (ныне – доцент ЯрГУ
им. П.Г. Демидова), О.В. Лощакова способствует возрождению
среди студентов творческой деятельности в сфере исторических
наук. Выпущенное ею учебное пособие, лежащее в основе ряда
спецкурсов, освещает некоторые аспекты визита "архиепископа
паннонско-моравского Мефодия в Цариград"10. Кандидатская
диссертация Ольги Владимировны содержит гипотезу о том, что
второй этап моравской миссии солунских братьев шел рука об
руку с дипломатией Византии в отношении славянских государств11.
Культурно-политические традиции равноапостольных,
сформированные во время кульминации их деятельности, нашли
свое выражение в славянских письменности и литургии и "потому
они достойны почитания"12.
Таким образом, исследование особенностей историографии
моравской миссии Кирилла и Мефодия в Ярославском крае помогает
нам понять структуру её изучения отечественными славистами.
Следовательно, данная реконструкция способствует
возрождению нетленного наследия отцов Славянской Церкви.
5
Стр.5