Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное агентство по образованию
Ярославский государственный университет им. П.Г. Демидова
Кафедра всеобщей истории
О.В. Лощакова
Средневековая культура
Центральной
и Юго-Восточной Европы
Методические указания
Рекомендовано
Научно-методическим советом университета
для студентов специальностей История и Музеология
Ярославль 2005
Стр.1
УДК 94(4)"04/14"+930.85(0765)
ББК Т3(4)–7я73
Л 81
Рекомендовано
Редакционно-издательским советом университета
в качестве учебного издания. План 2005 года
Рецензент
кафедра всеобщей истории
Лощакова, О.В. Средневековая культура Центральной и ЮгоЛ
81
Восточной Европы: метод. указания / О.В. Лощакова; Яросл. гос.
ун-т. – Ярославль: ЯрГУ, 2005. – 44 с.
Содержатся рабочие материалы, которые призваны помочь в усвоении
лекционного курса «Средневековая культура Центральной и
Юго-Восточной Европы». Кратко представлены узловые темы курса,
устное восприятие которых затруднено многочисленными терминами,
географическими названиями, датами. Фрагменты источников и исследовательских
работ призваны заострить внимание студентов на
наиболее ярких общих и особенных чертах становления христианской
культуры в регионе. Содержатся задания для самостоятельной работы,
выполнение которых является обязательным при закреплении полученных
знаний.
Предназначены для студентов, обучающихся по специальностям
020700 История, 020710 Музеология (дисциплина "Средневековая
культура Центральной и Юго-Восточной Европы", блок ОПД, ФТД),
очной формы обучения.
УДК 94(4)"04/14"+930.85(0765)
ББК Т3(4)–7я73
© Ярославский государственный
университет, 2005
© Лощакова О.В., 2005
2
Стр.2
Принятие христианства странами Центральной и ЮгоВосточной
Европы определило их дальнейшее государственное и
культурное развитие. Преимущественно славянское население огромных
территорий с принятием новой религии вовлекалось в разные
зоны культурного влияния. Дошедшие до нас, прежде всего,
литературные и архитектурные памятники раннего средневековья
свидетельствуют о том, что конфессиональные различия оказались
решающим фактором, разделившим судьбы славянства. Вместе с
тем, единый литературный язык и обширный комплекс славянской
книжности стал основой идеи славянского единства, сохраняющей
свою актуальность вплоть до сегодняшнего дня.
Лекция 1 – 2. Средневековая культура
(общая характеристика: предмет, география
изучения, хронология, терминология)
совокупность созданной человеком искусственной среды существования
(с материальными и духовными ценностями*
Культура. В широком смысле слова «культура» предстает как
), которая частично
или полностью передается из поколения в поколение, определяя
ценности, обычаи, верования, нормы и правила поведения и
т.д. Для этнологов и культурантропологов «культура» - способ человеческого
существования, система мировосприятия, совокупность
картин мира, явно или латентно присутствующих в сознании членов
общества и определяющих их социальное поведение. Главным
субъектом культуры (ее социальным носителем) является творящий
человек, который существует во времени и в пространстве. Носители
культуры принадлежат к разным социальным группам, занимающим
неодинаковое общественное положение (социальный статус)
и создающим разные виды культуры (субкультуры). Культура
любого общества выступает как совокупность субкультур.
* Культура – «исторически определенный уровень развития общества,
творческих сил и способностей человека, выраженный в типах и формах организации
жизни и деятельности людей, в их взаимоотношениях, а также в
создаваемых ими материальных и духовных ценностях» (см.: Кравченко А.И.
Культурология: Словарь. М., 2001. С. 270-271).
3
Стр.3
Культура
Культура верхов
(элитная культура)
Культура для народа
Низовая культура
Культура – категория исторически обусловленная
Географические пределы средневекового мира (в строгом
смысле слова) представлены территориями, на которых оставила
свои следы античность и которые затем испытали ее вторичное воздействие.
Большинство исследователей применяют термин «средневековье»
и к развитию государств Центральной и Юго-Восточной
Европы (ЦЮВЕ), обозначая им особый период с присущим только
ему укладом жизни.
Средневековье условно делят на 3 этапа.
1. V – середина XI в. – «детство» средневековой цивилизации,
когда складываются особые социальные группы, каждая из которых
берет на себя выполнение той или иной общественной функциислужения
(крестьяне-общинники, воины, духовенство). Формируется
особое восприятие мира, определяющее направления развития
средневековой культуры. Для региона ЦЮВЕ границы раннего
средневековья сужаются до X – середины XI в. в связи с более
поздним появлением здесь государственных образований.
2. XI – середина XIV в. – расцвет - «лето средневековья».
3. Середина XIV – конец XV в. – позднее средневековье –
«осень средневековья».
Характерные черты средних веков.
1. Большинство населения в этот период проживало в сельской
местности, образуя своеобразное «аграрное общество», где главной
ценностью являлась земля.
2. Хозяйство было натуральным, т.е. самостоятельно обеспечивало
производство продуктов питания и предметов первой необходимости.
«Общество того времени знало, конечно, и куплю и про4
Стр.4
дажу, но, в отличие от нашего, оно еще не жило куплей и продажей»1
3.
Отсутствие в обществе безудержной жажды накопления бо.
гатств.
Люди жили интересами сегодняшнего дня. Даже аристократия
чаще всего растрачивала «излишки в дарениях и милостынях, в
демонстрациях великодушия во имя христианского идеала милосердия
и рыцарского идеала щедрости, что оказывало значительное
и притом негативное влияние на экономику»
2. Но это не означало,
что к деньгам относились пренебрежительно. Деньги накладывали
свой отпечаток на характер и слабости людей, внеэтнические и вневременные.
Один из героев Хроники Козьмы Пражского дает совет
князю: «Поэтому я вновь и вновь напоминаю тебе и даю совет,
чтобы не лишиться всего того, что ты имеешь, пошли императору
через верных себе людей изрядную, приличествующую королю,
сумму денег. Деньги преодолевают все: они успокаивают разгневанных,
примиряют врагов. Они расположат императора в твою
пользу и снищут тебе милость»3
4. Низкая производительность труда и слабая техническая база
.
производства. Технические усовершенствования и прогресс пробивали
себе дорогу очень медленно, обуславливая повсеместную зависимость
человека от природы. Холода и жара, проливные дожди
и испепеляющее солнце, бури и землетрясения приводили к длительным
голодовкам, эпидемиям, одним словом, делали жизнь человека
короткой и необеспеченной.
5. Складывание вассально-ленных отношений, опирающихся на
условный характер собственности. При господстве крупной земельной
собственности, которая могла выступать в виде частного хозяйства
(сеньории, вотчины) и государственной собственности на землю,
основные производители продукции – крестьяне – являлись
держателями земельных наделов и находились в разных видах зависимости
от землевладельцев.
6. Сословно-корпоративная структура общества, подразумевающая
деление его на группы, обладающие закрепленными в обычае
или законе правами и обязанностями, передаваемыми по на1
Блок М. Феодальное общество. Т. 1, ч. 1, кн. 2 // Он же. Апология истории.
М., 1986. С. 130.
2 Ле Гофф Ж. Цивилизации средневекового Запада. М., 1992. С. 212.
3 Козьма Пражский. Чешская хроника / Вступ. статья, перевод и комм.
Г.Э. Санчука. М., 1962.
5
Стр.5