№8
На правах рукописи
ТУМАСЯН ЮЛИЯ АЛЕКСАНДРОВНА
ТЕХНОЛОГИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОК С
НАРУШЕНИЯМИ РЕГУЛЯТОРНЫХ ФУНКЦИЙ СЕРДЕЧНО-СОСУДИСТОЙ
СИСТЕМЫ
13.00.04 - Теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки,
оздоровительной и адаптивной физической культуры
АВТОРЕФЕРАТ
диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук
Москва - 2005
Стр.1
2
Работа выполнена на кафедре Адаптивной физической культуры Сочинского
государственного университета туризма и курортного дела
Научный руководитель:
кандидат педагогических наук, доцент Федякина Лидия Константиновна
Официальные оппоненты:
доктор педагогических наук, профессор Виленский Михаил Яковлевич
кандидат биологических наук, профессор Селуянов ВИКТОР Николаевич
Ведущая организация:
Санкт-Петербургский научно-исследовательский институт физической
культуры
Защита состоится " /<г " оь/ялЯ/л^ /3 2005 г. на заседании диссертационного
совета К.311.003.01 при Российском государственном университете физической
культуры, спорта и туризма по адресу: 105122, г. Москва, Сиреневый бульвар,
4, ауд.603.
С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Российского
государственного университета физической культуры, спорта и туризма
Автоое<Ьеоат разослан " /•/ " £g^/»ug^Uu2005 года.
Т000005098
ЦОБ по ФКиС
РГАФК
Учёный секретарь диссертационного совета
кандидат педагогических наук,
доцент
Чеботарева И.В.
Стр.2
3
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
Актуальность исследования. По мнению многих специалистов (В.К.
Бальсевич, 1990, 2002; МЛ. Виленский, 1982-2003; А.Г. Волков, 1977; СП.
Евсеев, 2002; В.В. Ким, И.Э. Юдепко, 2003; Л.И. Лубышева, 1990, 2002 и др.),
оздоровление студенческой молодежи средствами физической культуры
является приоритетной задачей вузовской физической культуры. В последние
годы И.Б. Губапцевой, 1999; В.В. Ким, И.Э. Юденко, 2003; Т.Г. Коваленко,
2000; А.Ю. Лутониным с соавт., 2002; О.В. Мироновой, 1999; А.А. Никитиной,
2002; В.А. Таран, 2003; О.Н. Токмаковой, 1999; О.Н. Трофимовым, М.Е.
Таракановой, 2002; В.В. Федоровым, 2003; И.П. Чабан, 2002 и мн. др.
отмечается снижение уровня физической подготовленности, ухудшение
состояния здоровья учащихся и студентов. Это приводит к росту числа
студентов, занимающихся физической культурой в вузе в специальном
отделении.
Количество студентов, отнесенных к специальному отделению, у разных
исследователей сильно варьирует. По обобщенным данным (А.Ю. Лутонин с
соавт., 2002; А.А. Никитина, 2002; Н.В. Сивас с соавт., 2002 и др.), оно
составляет от 35,5% до 57% от общего числа студентов, обучающихся в том
или ином вузе. Нарушения в регуляции деятельности сердечно-сосудистой
системы: вегетативно-сосудистая дистопия, нейроциркуляторная дистония,
вегетативный невроз и др., достаточно часто встречаются у студентов,
отнесенных к специальному отделению. По данным литературы, примерно 30%
студентов, отнесенных к специальному отделению, имеют нарушения
регуляторных функций сердечно-сосудистой системы, что подчеркивает
актуальность исследования.
Однако разработка, совершенствование и научное обоснование технологий
физической подготовки студентов, имеющих отклонения в состоянии здоровья,
Стр.3
4
отстает от потребностей практики. Это выражается в том, что в современной
примерной программе по физической культуре (2000 г.) отсутствует материал,
посвященный лицам с отклонениями в состоянии здоровья (специальное
отделение). Многообразие нозологических групп, отсутствие четкой
нормативной базы, особенности учебного расписания и др., все это вызывает
определенные сложности в организации регламентированных занятий по
физической культуре со студентами, отнесенными к специальному отделению.
Требуется разработка и научное обоснование технологий физической
подготовки студентов той или иной нозологической группы.
Таким образом, констатируется противоречие между объективной
потребностью в совершенствовании технологий физической подготовки
студентов, имеющих отклонения в состоянии здоровья и наличным уровнем
научных знаний о сущности данного процесса. Указанное противоречие
педагогической теории и практики побудило нас к выбору темы исследования,
поиску путей совершенствования технологий физической подготовки
студентов с нарушениями регуляторных функций сердечно-сосудистой
системы, выявлению условий, оказывающих существенное влияние на
эффективность регламентированных занятий по физической культуре в
специальном отделении.
Следует отметить, что проблема исследования заключается в поисках
оптимальной системы педагогических воздействий в процессе занятий
физической культурой со студентами, имеющими отклонения в состоянии
здоровья. Проблема состоит в том, как эффективно осуществлять укрепление,
развитие и совершенствование общего функционального состояния, как сделать
этот процесс целостным и ориентированным на проблемы коррекции
определенного заболевания.
Целью настоящего исследования явилось научное обоснование
технологии физической подготовки студенток с нарушениями ре!уляторных
функций сердечно-сосудистой системы на основе комплексного использования
физических упражнений, выполняемых
в различных режимах, и
Стр.4
5
естественносредового фактора, как необходимого условия восстановления
здоровья.
В основу рабочей гипотезы диссертационного исследования положено
предположение о том, что научно-обоснованная технология физической
подготовки студенток с нарушениями регуляторных функций сердечнососудистой
системы, будет способствовать более эффективному развитию и
совершенствованию общего функционального состояния, позволит решить
задачи повышения физической подготовленности, коррекции нарушепий
состояния здоровья,
создаст предпосылки для более качественной
профессиональной подготовки студентов и позволит более эффективно
овладевать знаниями смежных дисциплин. Технология физической подготовки
студенток с нарушениями регуляторных функций сердечно-сосудистой
системы предусматривает комплексное использование, на основе данных
оперативного и текущего контроля, циклических упражнений, выполняемых в
аэробном режиме, локальных силовых упражнений, выполняемых в
квазиизотоническом режиме в сочетании с естественносредовым фактором.
Избранная проблематика определила выбор объекта и предмета
исследования.
Объект исследования — процесс физической подготовки студенток
специального отделения, занимающихся физической культурой в рамках
регламентированных занятий с целью оздоровления и повышения
функциональных возможностей организма.
Предмет исследования - технология комплексного применения средств и
методов физической культуры и эффективность их воздействия на повышение
функциональных возможностей организма студенток с нарушениями
регуляторных функций сердечно-сосудистой системы.
В соответствии с целью и рабочей гипотезой перед настоящим
исследованием были поставлены следующие задачи:
1. Выявить отношение студенток, имеющих отклонения в состоянии
здоровья к занятиям физической культурой.
Стр.5