Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 635254)
Контекстум
Руконтекст антиплагиат система

Учебно-методическое пособие для студентов по семинарским занятиям по дисциплине "Возрастная психология" (220,00 руб.)

0   0
Первый авторБулнаева Александра Филипповна
АвторыМолокова Ольга Александровна, Каминская Ирина Валерьевна
ИздательствоФГБОУ ВПО "ИГЛУ"
Страниц84
ID199271
АннотацияУчебно-методическое пособие адресовано студентам всех специальностей и направлений обучения, государственными образовательными стандартами и программами которых предусмотрено изучение дисциплины «Возрастная психология». Цель настоящего учебно-методического пособия: 1) помочь преподавателям и студентам при проведении семинарских (практических) занятий по 10 темам дисциплины; 2) сформировать у студентов умение использования на практике психологических знаний об индивидуальных и возрастных особенностях развития человека. Для каждого из 10 занятий приводятся вопросы для обсуждения, задания для самостоятельной работы и вопросы для размышления. На 8 семинарах предусмотрено решение ситуационных задач и тестирование по соответствующей теме. Тесты содержат по 30 вопросов с закрытой формой заданий (с выбором правильного ответа) и с открытой формой (вставка пропущенных слов в предложении, завершение сформулированного задания или приведение в соответствие).
Булнаева, А.Ф. Учебно-методическое пособие для студентов по семинарским занятиям по дисциплине "Возрастная психология" / О.А. Молокова, И.В. Каминская; А.Ф. Булнаева .— Иркутск : ФГБОУ ВПО "ИГЛУ", 2013 .— 84 с. — URL: https://rucont.ru/efd/199271 (дата обращения: 14.05.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Министерство образования и науки РФ федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Иркутский государственный лингвистический университет» Учебно-методическое пособие для студентов по семинарским занятиям по дисциплине «ВОЗРАСТНАЯ ПСИХОЛОГИЯ» Иркутск 2013 ББК 88 Печатается по решению редакционно-издательского совета Иркутского государственного лингвистического университета Рецензенты: доктор психологических наук, профессор, зав. кафедрой Социальной психологии ИГУ А.В. <...> Основные понятия детского развития: созревание и развитие, физический и психологический возраст, детерминанты развития (движущие силы, условия и факторы развития), ведущий тип общения, кризис возрастного развития, зона ближайшего развития (ЗБР) и зона актуального развития (ЗАР), социальная ситуация развития (ССР). <...> Концепция конвергенции двух факторов детского развития (В.Штерн <...> «Условия и движущие причины психического развития ребенка» / Хрестоматия по возрастной психологии.- М. <...> Д.И.Фельдштейн «Детство как социальнопсихологический феномен социума и особое состояние развития» / Хрестоматия по возрастной психологии.- М. <...> 6 СИТУАЦИОННЫЕ ЗАДАЧИ И УПРАЖНЕНИЯ ПО ТЕМЕ «ВВЕДЕНИЕ В ВОЗРАСТНУЮ ПСИХОЛОГИЮ. <...> Проанализируйте действия папы и мамы в данной ситуации. <...> 8 Задача № 10 Исследователь решил изучать особенности памяти детей в разные периоды дошкольного возраста, разработал методики для исследования памяти. <...> Задача № 18 При проведении исследования психологи заинтересовались особенностями внимания детей 4 лет, причинами их частой отвлекаемости, особенно во время занятий по развитию речи. <...> Проблемы возрастной периодизации психического развития Цель: Рассмотреть проблему создания возрастной периодизации и различные подходы к ее решению. <...> Сформировать знания о периодизации возрастного развития Д.Б.Эльконина. <...> Возрастная периодизация по Д.Б.Эльконину и ее современная <...>
Учебно-методическое_пособие_для_студентов_по_семинарским_занятиям_по_дисциплине_Возрастная_психология.pdf
Министерство образования и науки РФ федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Иркутский государственный лингвистический университет» Учебно-методическое пособие для студентов по семинарским занятиям по дисциплине «ВОЗРАСТНАЯ ПСИХОЛОГИЯ» Иркутск 2013
Стр.1
ББК 88 Печатается по решению редакционно-издательского совета Иркутского государственного лингвистического университета Рецензенты: доктор психологических наук, профессор, зав. кафедрой Социальной психологии ИГУ А.В. Глазков; кандидат педагогических наук, доцент кафедры Психологии, конфликтологии и БЖ ИГЛУ Т.Ф. Ушева У90 Учебно-методическое пособие для студентов по семинарским занятиям по дисциплине «Возрастная психология» / сост. А.Ф. Булнаева, О.А. Молокова, И.В. Каминская. – Иркутск : ИГЛУ, 2013 – 84 с. ©Иркутский государственный лингвистический университет. 2013 2
Стр.2
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Учебно-методическое пособие адресовано студентам всех специальностей и направлений обучения, государственными образовательными стандартами и программами которых предусмотрено изучение дисциплины «Возрастная психология». Цель настоящего учебно-методического пособия: 1) помочь преподавателям и студентам при проведении семинарских (практических) занятий по 10 темам дисциплины; 2) сформировать у студентов умение использования на практике психологических знаний об индивидуальных и возрастных особенностях развития человека. Для каждого из 10 занятий приводятся вопросы для обсуждения, задания для самостоятельной работы и вопросы для размышления. На 8 семинарах предусмотрено решение ситуационных задач и тестирование по соответствующей теме. Тесты содержат по 30 вопросов с закрытой формой заданий (с выбором правильного ответа) и с открытой формой (вставка пропущенных слов в предложении, завершение сформулированного задания или приведение в соответствие). Для теста предложена шкала оценки знаний: менее 60% правильных ответов (17 правильных ответов) –«неудовлетв.»; 60-70% правильных ответов (18-21 правильных ответов) – «удовлетворит.»; 70-80% правильных ответов (21 – 24 правильных ответа) – «хорошо»; 80-100% правильных ответов (24-30 правильных ответов) – «отлично». Рекомендуемая литература: Основная: 1. Немов, Р.С. Психология. Учебник для студентов вузов. - Т.2./ Р.С.Немов. - М.:Владос, 1994. - 520 с. 2. Кулагина, И.Ю. Возрастная психология.-/И.Ю. Кулагина, В.Н. Колюцкий.М.: Сфера, 2001. - 278 с. 3
Стр.3
3. Шаповаленко, И.В. Возрастная психология (Психология развития и возрастная психология) : учебник для студентов вузов / И.В.Шаповаленко. - М.:Гардарики, 2007.-349 с. 4. Хрестоматия по возрастной психологии.- М.: Изд-во Московского психологосоциального института, 2003.- 484 с. Дополнительная: 5. Абрамова,Г.С. Возрастная психология. /Г.С.Абрамова.- М.:Академия,1997.704 с. 6. Волков Б.С. Возрастная психология. Учебное пособие для вузов в 2-х ч.. /Б.С.Волков, Н.В.Волкова.-М.: ВЛАДОС,2005. 343 с. 7. Крайг, Г. Психология развития. /Г.Крайг. - СПб.:Питер, 2000.- 214 с. 8. Мухина,В.С. Возрастная психология: Феноменология развития, детство, отрочество./ В.С.Мухина. - М.: Академия, 1997.- 456 с. 9.Слободчиков,В.И. Психология развития человека. Развитие субъективной реальности в онтогенезе. /В.И.Слободчиков, Е.И. Исаев М.: Школа-Пресс, 2000.478 с. 10. Слободчиков,В.И. Интегральная периодизация общего психического развития. /В.И.Слободчиков,В.И., Г.А.Цукерман / Вопросы психологии, 1996.- № 5. 4
Стр.4
ЗАНЯТИЕ 1 Тема 1. Введение в возрастную психологию. Теории психического развития Цель: Сформировать представления о возрастной психологии, как отрасли психологического знания, непосредственно связанной с теорией и практикой обучения и воспитания. Рассмотреть различные точки зрения на сущность и процесс развития психики. Вопросы для обсуждения 1. Предмет, актуальные проблемы и задачи возрастной психологии. 2. Методы возрастной психологии и критерии их подбора. 3. Основные понятия детского развития: созревание и развитие, физический и психологический возраст, детерминанты развития (движущие силы, условия и факторы развития), ведущий тип общения, кризис возрастного развития, зона ближайшего развития (ЗБР) и зона актуального развития (ЗАР), социальная ситуация развития (ССР). 4. Биогенетические концепции развития. 5.Социогенетические концепции развития. 6.Концепция конвергенции двух факторов детского развития (В.Штерн). 7. Теория культурно-исторического развития высших психических функций Л.С.Выготского. 8.Психоаналитические теории детского развития. 9.Эпигенетическая теория развития личности Э. Эриксона. 10.Теория социального научения. 11.Когнитивная теория развития (концепция Ж. Пиаже). 12.Концепция психического развития ребенка Д.Б.Эльконина. Задания для самостоятельной работы: 1. Проанализируйте различные определения возрастной психологии, которые вы найдете в учебниках психологии, психологических словарях. Найдите общее в этих определениях и основные различия. 2. Составьте схему «Связь возрастной психологии с другими отраслями психологического знания. 3. Составьте схему «Методы возрастной психологии». 4. Заполните таблицу «Классификация стадий развития интеллекта (по Ж. Пиаже). 5
Стр.5
Период Подпериод Стадии Возраст ребенка 5. Конспектирование: Запорожец А.В. «Условия и движущие причины психического развития ребенка» / Хрестоматия по возрастной психологии.- М.: Издво Московского психолого-социального института, 2003.- С.53 - 57). 6. Конспектирование: Д.И.Фельдштейн «Детство как социальнопсихологический феномен социума и особое состояние развития» / Хрестоматия по возрастной психологии.- М.: Изд-во Московского психологосоциального института, 2003.- С.25 - 53). Вопросы для размышления: 1. Попробуйте своими словами растолковать и развить эту мысль в контексте возрастной психологии развития ребенка. « Человек есть не только бытие, но и становление. Человек может стать и растением и животным, но он может стать и ангелом, и сыном Божьим…Человек не есть нечто замкнутое и готовое, он не завершен и открыт» /П.делла Мирандолла/. 2. Французский психолог А.Пьерон предложил следующую задачу: «Вообразим, что нашу планету постигла катастрофа. Остались в живых только маленькие дети, а все взрослое население погибло. Все материальные и культурные ценности сохранились». Что в этом случае стало бы с человечеством, с его историей? Как будет проходить психическое развитие детей? Творческое задание: в литературе найти описание поведения или внешности героев, связанных с наследственностью или влиянием среды. Сделать вывод, какие из этих влияний автор считает наиболее важными. Какова Ваша точка зрения? Дискуссия на семинаре: Студенты делятся на две группы. Первая должна доказать, что биологические факторы являются детерминирующими в психическом развитии, а вторая группа также приводит аргументы доказательства того, что социальные факторы являются более важными в процессе развития. 6
Стр.6
СИТУАЦИОННЫЕ ЗАДАЧИ И УПРАЖНЕНИЯ ПО ТЕМЕ «ВВЕДЕНИЕ В ВОЗРАСТНУЮ ПСИХОЛОГИЮ. ТЕОРИИ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ» Задача № 1 В эксперименте с помощью проверенных объективных методик сопоставлялись особенности некоторых характеристик памяти дошкольников, школьников и взрослых. Как называется метод, с помощью которого осуществлялось это исследование? Задача № 2 Мама Пети (4 года 7 мес.) обратилась к воспитателю за советом: как быть с сыном, который становится все упрямее? Она сказала, что отец и дед мальчика тоже упрямые. «Может быть, это – наследственное? «– спросила она. Оправданно ли волнение мамы? Дайте психологическое обоснование. Какие факторы психического развития повлияли на формирование такой черты характера мальчика? Что бы Вы посоветовали маме? Задача № 3 Среди некоторых родителей бытует мнение, что недостатки их детей: лень, непослушание, упрямство, нежелание заниматься – предопределены наследственностью. Почему теория наследственности так распространена среди родителей? Назовите возможные причины. Задача № 4 Замечено, что в закрытых детских учреждениях, несмотря на довольно хороший уход, дети первых лет жизни плохо прибавляют в весе, поздно начинают ходить, много болеют и резко отстают в общем психическом развитии. Как называется это явление? Укажите причины его возникновения. Возможно ли оно в условиях семейного воспитания? Задача № 5 Накануне 1 сентября Мише исполнилось 5 лет 11 месяцев. Он в школу не пошел и остался в детском саду. Вите и Васе исполнилось по 6 лет, и они пошли в школу. Все мальчики одинаково развивались. Через год выявилось, что развитие Вити и Васи, обучавшихся в школе, было значительно выше, чем 7
Стр.7
Миши, который продолжал посещать детсад. При сравнении психического развития мальчиков, посещавших школу, более высокие показатели развития были обнаружены у Вити. Назовите возможные причины разного психического этих мальчиков (при условии, что они не болели и их физическое развитие было примерно одинаковым). Задача № 6 Петя (2 года 7 месяцев) много болел, подолгу находился в больнице, практически не разговаривал. В дальнейшем маме пришлось потратить много сил для того, чтобы Петя нормально говорил. Назовите основную причину трудного усвоения речи Петей. Задача № 7 Исследователи отмечают, что если глухонемых детей начинать обучать речи после трех лет, то возникает отставание во многих видах деятельности и в развитии психических процессов: не возникает сюжетно-ролевая игра, задерживается развитие восприятия и мышления. Проанализируйте развитие речи глухонемого ребенка. Как устранить недостатки в развитии речи ребенка? Задача № 8 Света (6 лет) длительное время проводит в больнице: она вынуждена все время находиться в лежачем положении. Повлияет ли длительное неподвижное положение девочки на ее умственное развитие? Как организовать жизнь Светы, чтобы обеспечить ее нормальное развитие? Задача № 9 После посещения вместе с отцом зоопарка братья-близнецы 6 лет стали спорить о количестве обезьян, сидевших в клетке. За помощью они обратились к отцу, который удивился тому, что мальчики придали этому большое значение. Мама тихо заметила отцу: «Раз ты отправляешься с детьми на прогулку, то внимательно относись к переживаниям и впечатлениям». Родители вторично повели детей в зоопарк, где соответствующими вопросами пробуждали интерес к окружающему, развивали наблюдательность сыновей. Проанализируйте действия папы и мамы в данной ситуации. 8
Стр.8
Задача № 10 Исследователь решил изучать особенности памяти детей в разные периоды дошкольного возраста, разработал методики для исследования памяти. Как должно быть построено исследование, чтобы выяснить особенности памяти детей 4 лет и детей от 4 до 6 лет? Задача № 11 Почему исследователь не может ограничиться применением какого-либо одного метода, например, метода наблюдения? В чем недостатки метода наблюдения? Задача № 12 Воспитатель обратил внимание на то, что 5-летние Саша и Миша всегда гуляют и играют вместе. Это удивило воспитателя, так как в характерах мальчиков не было ничего общего. Он решил выяснить, на чем основана дружба мальчиков. Какими методами воспользуется воспитатель? Задача № 13 Студенка собирала необходимый материал для курсовой работы по теме «Игра». Придя в детский сад, она обратилась к детям с такими словами: «Мне сегодня необходимо понаблюдать за тем, как вы играете!» Будут ли данные, собранные ею, достоверными? Какое необходимое условие было нарушено? Задача № 14 Многие исследователи отмечают, что во время наблюдения мы видим то, что уже знаем, а неизвестное проходит мимо нашего внимания. Правомерно ли такое суждение? Задача № 15 Во время своих наблюдений студентка зафиксировала следующий факт: Саша (2 года 5 мес.) ударил Витю (2 года 3 мес.), когда тот разрушил его постройку. Может ли воспитатель причину агрессивного поведения детей видеть только в их отрицательных чертах характера или недостатках семейного воспитания? Назовите возможные причины агрессивного поведения обоих мальчиков. 9
Стр.9
Задача № 16 Во время своих наблюдений студентка записала: «Саша (5лет) внимательно слушал объяснения воспитателя. Об этом, казалось, свидетельствовала его поза: он смотрел на воспитателя, не отвлекаясь. Однако когда его спросили, он ответил неправильно». Всегда ли по внешнему виду можно судить о протекающих психических процессах ребенка? Задача № 17 С какой целью экспериментатор выдвигает гипотезу? Задача № 18 При проведении исследования психологи заинтересовались особенностями внимания детей 4 лет, причинами их частой отвлекаемости, особенно во время занятий по развитию речи. Какими методами следует воспользоваться, чтобы выяснить причину частой отвлекаемости детей? Задача № 19 При изучении памяти детей дошкольного возраста была выдвинута гипотеза, что развитие запоминания содержания литературных произведений основано на усвоении детьми приемов смысловой группировки материала и включения этих приемов в процесс запоминания. Какой эксперимент необходимо провести, чтобы подтвердить данную гипотезу? Чем отличается формирующий эксперимент от констатирующего? Задача № 20 Экспериментатору необходимо было выяснить объем памяти детей 5 лет. Он предложил детям для запоминания следующие слова: карандаш, кукла, конфета и другие. Дети сумели воспроизвести лишь небольшое количество слов. В другой раз он в этой же группе предложил поиграть в магазин. «Я буду продавцом, - сказал исследователь, - а вы будете покупателями. Вот мои товары: карандаш, кукла, конфета (назвал те же слова). Кто назовет больше слов, тому и достанется покупка». На этот раз дети назвали больше слов. Назовите причину резких отличий результатов эксперимента. 10
Стр.10

Облако ключевых слов *


* - вычисляется автоматически
Антиплагиат система на базе ИИ