Педагогические науки, № 5, 2011
Общая педагогика, история педагогики и образования
Бабаева Э.С., кандидат филологических
наук, старший преподаватель Филиала
Дагестанского государственного педагогического
университета в г. Дербенте
ПРОБЛЕМЫ ОРГАНИЗАЦИИ НЕФОРМАЛЬНОГО И ИНФОРМАЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ
В данной статье рассматривается сущность процесса образования в жизни человека и его вариативность
в разных условиях.
Ключевые слова: самообразование, образование взрослых, уровень эффективности, мониторинг
развития образования.
NON-FORMAL AND INFORMAL EDUCATION CHALLENGES
IN NATIONAL EDUCATIONAL SYSTEM
ity.
This article considers the essence of educational process in human life and its comprehensive variabilKeywords:
self study, adult education, efficiency level, education monitoring.
Идея и принципы неформального и информального обучения были описаны в работах по
феноменологии (С. Rogers), организационному обучению, андрогогике (М. Knowles), деятельностному
обучению.
Так, D. Long утверждал, что обучение – это активный процесс, в котором индивид получает
знания, привычки и их оценку через жизненный опыт. В свою очередь, М. Knowles определяет
самостоятельное обучение как процесс, в котором индивид проявляет инициативу,
самостоятельно или с помощью других, при диагностике своих учебных потребностей, формулировании
учебных целей, определении учебных ресурсов, выборе и внедрении учебной
стратегии и оценке результатов.
Организация и поддержка самостоятельных форм (неформального и информального) образования
является сегодня важной и актуальной задачей. Многочисленные зарубежные исследования
показывают (H. Chan, L. Cooley, K.P. Cross, J. Gates, М. Knowles, D. Long,
F.B. Tan и др.), что самообразование становится значительной и необходимой частью учебной
деятельности современного человека. Так, статистические исследования свидетельствуют,
что приблизительно 70 % студентов обучаются самостоятельно (K.P. Cross), а часть информального
обучения составляет 75 % от всего обучения, которое проводится в коммерческих
организациях (M.L. Conner). Наиболее часто прибегают к форме самостоятельного обучения
при изучении иностранных языков (J. Gates, G. Tang, G. Yang).
Основные проблемы, которые возникают при самообразовании, связаны с отсутствием
необходимых умений относительно организации самостоятельного обучения, а именно: постановки
целей, планирования учебной деятельности, подбора учебных ресурсов, проведения
контроля усвоения знаний, оценивания эффективности обучения и т. п. Сравнивая самообучение
с традиционной формой обучения, можно выделить следующие особенности: отсутствие
жесткости и унификации в постановке целей обучения. Цели задаются самостоятельно,
обучающиеся определяют индивидуально, к каким результатам они хотят прийти и
каким будет конечный идеальный результат их деятельности. Цели имеют динамический характер
и могут изменяться по желанию обучающегося соответственно с его текущими учебными
(актуальными) потребностями.
9
Стр.1
Педагогические науки, № 5, 2011
В то же время, в зарубежных источниках в последние годы, наряду с многолетними статистическими
наблюдениями за влиянием уровня образования на заработную плату, занятость,
мобильность и т. п., стали использоваться и новые показатели, связанные с реализацией
идеи образования на протяжении всей жизни.
Во-первых, были введены новые индикаторы в международный ежегодный мониторинг
развития образования. Так, статистика ОЕСД (Организации экономического развития и сотрудничества)
ввела показатель «процент охвата населения 25–64 лет в продолженном обучении»
в течение года или одного месяца. Самый высокий охват взрослого населения обучением
– в Финляндии, Швейцарии, США, Канаде и Швеции (от более чем половины до трети
работающего населения).
Европейский Совет в Стокгольме (2004) установил цели относительно европейских систем
образования и обучения. Минимальная стратегическая цель может быть достигнута при
участии, по крайней мере, 12,5 процентов населения от 25 до 64 лет в различных учебных
программах. Из опубликованного Отчета EUROSTAT (2004) следует, что страны ЕС достигли
среднего участия в 9 процентов по сравнению с 8,5 процентами в 2002. При этом Швеция
– 34,55 процента, Исландия – 24,0, Великобритания – 21,3, Франция – 7,4, Германия
– 6,0.
Во-вторых, в практику введены показатели охвата обучением взрослого населения различными
видами образования за пределами формального (extra formаl education). По последним
данным, опубликованным ОЕСД, самые развитые системы неформального образования
взрослых (скандинавские страны и Швейцария) могут предложить своим гражданам от 3500
до 3800 часов в различного рода краткосрочных программах муниципального, гражданского,
общего и художественного образования. Это равносильно тому, что граждане этих стран получают
почти университетский объем часов на протяжении своей жизни, направленный на
развитие личности и ее адаптацию к быстро меняющейся социально-экономической обстановке.
Средняя величина показателя по развитым странам составляет 1700 часов.
Это означает многократное вхождение человека в групповую учебную деятельность,
расширение социальных контактов, наращивание социального капитала.
К сожалению, в доступной отечественной психолого-педагогической литературе мы не
обнаружили индикаторы, позволяющие оценивать эффективность обучения в течение всей
жизни человека применительно к нашим системам образования, значимость такого обучения
для карьерного роста российских граждан, для создания предпосылок к активной старости,
достижения гармонии с самим собой и окружающим миром.
Анализ целого ряда работ по образованию взрослых в нашей стране и ближнем зарубежье
(Зицер Д. и Н., Ключарев Г.А., Маслова В.В., Мацкевич С.А., Тонконогая Е.П., Щуклина
Е.А. и др.) позволил сделать заключение о недостаточной эффективности действующей
системы образования по развитию педагогических систем, интегрирующих формальное, неформальное
и информальное образование. Низкий уровень эффективности в значительной
мере объясняется следующими причинами:
разобщенностью участников процесса образования взрослых в России, что обусловлено
громадной территорией страны, разрушением привычных структурных связей в
профессиональной сфере;
появлением новых участников (предприниматели, некоммерческие учреждения образования,
общественные организации) на рынке образовательных услуг;
неразвитостью и слабой интеграцией сети формального, неформального и информального
образования взрослых;
отсутствие образовательных программ, интегрирующих различные формы образования;
10
Стр.2
Педагогические науки, № 5, 2011
преобладанием традиционного (лекционно-семинарского) метода обучения взрослых,
низкий темп внедрения методов обучения, активизирующих учебно-познавательный
процесс, и низкий уровень владения педагогами такими методами обучения;
неразвитостью или отсутствием специальной андрогогической подготовки преподавателей,
с одной стороны, и неготовностью или недостаточной готовностью потребителей
образовательных услуг к самостоятельному (информальному) образованию,
с другой стороны;
недостатком программ обучения, соответствующих интересам отдельных групп населения:
женщин, родителей, детей, инвалидов, иммигрантов, пожилых людей, лиц, находящихся
в местах лишения свободы, и т. д.;
дефицит научных разработок систем образования взрослых, учитывающих особенности
половозрастной структуры обучающихся, различия социально-культурной среды
села, малого города, мегаполиса и др.
11
Стр.3