Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634932)
Контекстум
Руконтекст антиплагиат система

Формирование индивидуального стиля общения специалистов социономической сферы. Монография (220,00 руб.)

0   0
АвторыГусарова Елена Николаевна
Издательство[Б.и.]
Страниц163
ID194399
АннотацияВ работе проведен анализ того, как происходит такое включение личности в профессию, при котором она не только функциониру¬ет в труде, но и развивается в нем. Рассмотрены основные модели профессионального общения специалистов социономической сферы деятельности (руководителей, педагогов, психологов). Экспериментально проверена, технология, позволяющая целенаправленно формировать индивидуальный стиль общения будущих специалистов. Технология включает в себя следующие основные компоненты: предварительную диагностику личностных качеств будущего специалиста; организацию деятельности обучаемых, моделирование реальной профессиональной ситуации и коммуникативные упражнения; анализ качества усвоения материалов; работу с группой и индивидуальное консультирование.
Кому рекомендованоаспирантам, студентам, преподавателям
УДК37
ББК74.4
Формирование индивидуального стиля общения специалистов социономической сферы. Монография / Е.Н. Гусарова .— : [Б.и.], 2010 .— 163 с. — URL: https://rucont.ru/efd/194399 (дата обращения: 29.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Индивидуальный стиль профессионального общения как психолого-педагогическая проблема .. <...> Индивидуальный стиль общения, как основа профессионального становления субъекта в социономических сферах деятельности ……………………………………………………………………11 <...> Структура личности и индивидуальный стиль профессионального общения ……………………………………………… 37 Глава 2. <...> Повышаются требования общества, предъявляемые к личности специалиста, важной становится задача изучения сложной совокупности потенциальных характеристик человека, которые обеспечат формирование индивидуального стиля общения (ИСО) специалиста, адаптивное вхождение его в профессию. <...> Особую значимость этот вопрос имеет для социономических профессий, в которых значительная доля мастерства приходится как раз на область построения процессов общения (педагог, психолог, социальный работник и др.) <...> . Профессиональное общение - это всегда взаимодействие людей, при котором они познают друг друга, вступают в те или иные отношения. <...> Особенно важным является выяснение с общепсихологических и педагогических позиций содержания, структуры, форм проявления у личности при ее реальном взаимодействии с людьми блока качеств, от которых зависит формирование стиля профессионального общения, что во многом определяет успешность деятельности. <...> 7 В нашей работе личностные качества, влияющие на процесс формирования индивидуального стиля общения в период обучения, рассматриваются как схожие для ряда социономических специальностей (педагогов, руководителей, социальных работников и психологов). <...> Принципы личностно-ориентированной педагогики заключаются в осознании уникальности личности профессионала, в необходимости ее индивидуального развития; определяют личность человека, как высшую ценность, позволяют обнаружить пути более эффективного осуществления процесса профессионального становления будущих учителей. <...> Использовались: тест-опросник <...>
Формирование_индивидуального_стиля_общения_специалистов_социономической_сферы._Монография.pdf
5 ОГЛАВЛЕНИЕ ВВЕДЕНИЕ ……………………………………..………………………… 6 Глава 1. Индивидуальный стиль профессионального общения как психолого-педагогическая проблема ..….………………………..…….…...11 1.1. Индивидуальный стиль общения, как основа профессионального становления субъекта в социономических сферах деятельности ……………………………………………………………………11 1.2. Структура личности и индивидуальный стиль профессионального общения ……………………………………………… 37 Глава 2. Технологии профессиональной подготовки специалистов социономической сферы деятельности……………………………………. 65 2.1. Диагностика исходных характеристик обследуемой группы . 65 2.2. Исследование личностных характеристик, влияющих на процесс формирования индивидуального стиля общения ……………...79 2.3. Технологии профессиональной подготовки специалистов социономической сферы деятельности…………………………………... 114 ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………………………..…………..……..……………... 130 ЛИТЕРАТУРА ………………………………………………...………… 136 ПРИЛОЖЕНИЯ ……...……………………...……………….………….. 158
Стр.1
6 ВВЕДЕНИЕ На современном этапе актуально совершенствование профессиональной подготовки специалистов социономической сферы деятельности, т.е. сферы «человек – человек», имеющей основные модификации: воспитание, обучение, организация и др. В настоящее время отдается предпочтение внедрению в практику педагогических технологий, сочетанию диагностической, учебной и воспитательной работы по формированию индивидуального стиля профессионального общения специалиста. Повышаются требования общества, предъявляемые к личности специалиста, важной становится задача изучения сложной совокупности потенциальных характеристик человека, которые обеспечат формирование индивидуального стиля общения (ИСО) специалиста, адаптивное вхождение его в профессию. Особую значимость этот вопрос имеет для социономических профессий, в которых значительная доля мастерства приходится как раз на область построения процессов общения (педагог, психолог, социальный работник и др.). Профессиональное общение - это всегда взаимодействие людей, при котором они познают друг друга, вступают в те или иные отношения. Суть этого явления нужно анализировать как систему «человек – человек» во всей многоаспектной динамике ее функционирования. Особенно важным является выяснение с общепсихологических и педагогических позиций содержания, структуры, форм проявления у личности при ее реальном взаимодействии с людьми блока качеств, от которых зависит формирование стиля профессионального общения, что во многом определяет успешность деятельности. В основе профессиональной компетентности любого современного специалиста лежит личностный компонент. Становление личности в профессиональном контексте происходит уже в процессе обучения, который является начальным этапом профессиональной деятельности. Нам представляется важным изучение процесса формирования профессиональных компетенций, навыков и умений, коммуникативных качеств, направленности личности, ценностных ориентаций, адекватной самооценки, эмпатии именно на данном этапе.
Стр.2
7 В нашей работе личностные качества, влияющие на процесс формирования индивидуального стиля общения в период обучения, рассматриваются как схожие для ряда социономических специальностей (педагогов, руководителей, социальных работников и психологов). Уровень знаний, умений, навыков у выпускников психологических и педагогических факультетов университетов и факультетов профессиональной переподготовки по ряду причин (продолжительность обучения, содержание учебных планов и образовательных программ, профессорско-преподавательский состав, учебно-методическая и материально-техническая база) различен. На современном этапе недостаточное внимание уделяется рассмотрению составляющих процесса профессиональной подготовки студентов - будущих педагогов и психологов, а также слушателей ФПК, особенно активным технологиям обучения, позволяющим решать задачи по целенаправленному формированию индивидуального стиля общения специалистов социономической сферы деятельности. Ведущие концепции индивидуальных стилей общения и деятельности основаны на теориях психологической индивидуализации личности: В.С. Мерлина, К.А. Альбухановой-Славской., Б.М. Теплова, Б.Г. Ананьева, Э. Шострома, К.Г. Юнга. Основная идея данного направления заключается в том, что индивидуальность, как всякая система, больше суммы своих элементов, свойств и состояний. Особенности формирования индивидуального стиля общения в современной педагогической и психологической литературе представлены теориями: деятельности Климова Е.А., Ломова Б.Ф., Петровой Н.И., Рубинштейна С.Л., Леонтьева А.Н., Асмолова А.Г., Андреева Г.М.; и общения Бодалева А.А., Мясищева В.Н., Петровской Л.А. Психолого-педагогические особенности формирования индивидуального стиля общения специалиста социономической сферы деятельности и технологии формирования ИСО, профессиональной направленности личности и готовности к работе студентов представлены в работах: В.П. Бедерхановой, А.А. Вербицкого, М.В. Кларина, Р. Кочюнаса, А.С. Прутченкова, К. Рудестама, Н.Е.
Стр.3