Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634932)
Контекстум
Руконтекст антиплагиат система

Арттерапия. Учебно-методическое пособие (220,00 руб.)

3   0
АвторыГусарова Елена Николаевна
Издательство[Б.и.]
Страниц66
ID194398
АннотацияУчебное пособие представляет целостный курс лекций по предмету «Арттерапия», основанный на обширном теоретическом и практическом материале, который позволяет формировать качеств, способствующие творческому развитию личности. Курс «Арттерапия» помогает освоить теоретические и прикладные аспекты терапии и коррекции методами искусства. Учебное пособие предназначено для студентов и преподавателей вузов, готовящих специалистов с углубленным знанием психологии и педагогики, может быть полезно читателям, интересующимся современными методами коррекции.
Кому рекомендованостудентам, преподавателям, воспитателям
УДК159.9 (075)
ББК88.4
Арттерапия. Учебно-методическое пособие / Е.Н. Гусарова .— Учебно-методическое пособие .— : [Б.и.], 2012 .— 66 с. : ил. — URL: https://rucont.ru/efd/194398 (дата обращения: 29.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Несмотря на тесную связь с лечебной практикой, арт-терапия (art therapy, буквально: «терапия искусством») во многих случаях приобретает преимущественно психопрофилактическую, социализирующую и развивающую направленность. <...> - Арттерапия как метод – безболезненна, не имеет ограничений и используется практически во всех направлениях психотерапии, в педагогике, социальной работе, бизнесе и т.д. <...> - Арттерапевтические техники дают возможность доступа к глубинному психологическому материалу, помогают обходить цензуру сознания, вызывают массу удовольствия, стимулируют проработку бессознательных переживаний, обеспечивая дополнительную защищенность и снижая сопротивление изменениям. <...> - Через работу с символическим материалом в искусстве развиваются ассоциативно – образное мышление, а также заблокированные или слаборазвитые системы восприятия. <...> - Арттерапия ресурсна, так как находится вне повседневных стереотипов, а значит, расширяет жизненный опыт, добавляет уверенности в своих силах. <...> - Спектр проблем, при решении которых могут быть использованы техники арттерапии, достаточно широк: внутри – и межличностные конфликты, кризисные состояния, в том числе экзистенциальные и возрастные кризисы, травмы, потери, ПТСР, невротические и психосоматические расстройства, развитие креативности, развитие целостности личности и т.д. <...> Педагогическое направление арт-терапии связано с изменением стереотипов поведения средствами художественного творчества. <...> В 6 настоящий мент активно развиваются кие направления как: маскотерапия, куклотерапия, фототерапия, коллаж, песочная терапия, глинотерапия. <...> Это методики индивидуальной работы с рисунком: «мое настроение», «автопортрет символ моего образа», «работа с негативными состояниями», «ассоциативный и свободный рисунок», «медитативный рисунок, как запуск на ресурсы бессознательно- 7 го», «цветная мандала», «рисование музыки», «пальчиковая живопись», «работа с эмоциями <...>
Арттерапия._Учебно-методическое_пособие.pdf
Стр.1
Стр.2
Стр.3
Стр.4
Стр.5
Стр.6
Стр.7
Стр.8
Стр.9
Стр.10
Стр.11
Арттерапия._Учебно-методическое_пособие.pdf
1 Гусарова Елена Николаевна Арттерапия Учебно-методическое пособие для студентов и преподавателей вузов культуры и искусств. Краснодар 2012
Стр.1
2 УДК 159.9(075) ББК 88.4я7 Г961 Рецензенты: Доктор педагогических наук, профессор, зав. кафедрой этнографии и декоративно-прикладного творчества Краснодарского государственного университета культуры и искусств Е.Г. Вакуленко Кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики и психологии Кубанского социально-экономического института Г.И. Гапонова Гусарова Е.Н. Арттерапия. Учебно-методическое пособие для студентов и преподавателей вузов культуры и искусств. – Краснодар, 2012. Учебное пособие представляет целостный курс лекций по предмету «Арттерапия», основанный на обширном теоретическом и практическом материале, который позволяет формировать качеств, способствующие творческому развитию личности. Курс «Арттерапия» помогает освоить теоретические и прикладные аспекты терапии и коррекции методами искусства. Учебное пособие предназначено для студентов и преподавателей вузов, готовящих специалистов с углубленным знанием психологии и педагогики, может быть полезно читателям, интересующимся современными методами коррекции.
Стр.2
3 ОГЛАВЛЕНИЕ Оглавление ……………………………………………..…………… 3 Арттерапия………………………………………………………… 4 Введение ………………………………………………..…………… 11 Тема 1. Введение в арттерапию………………………………….. 13 Тема 2. Артпедагогика…………………………………………….. 18 Тема 3. Методы арттерапии………………………………………. 25 Тема 4. Прикладные аспекты арттерапии ………………………. 33 Тема 5. Коррекционные методы арт-терапии ……………………. 42 Тема 6. Современные методы арт-терапии ……………………….. 51 Методические рекомендации по изучению учебной дисциплины ..60 Задания и вопросы…………………………………………………….61 Список литературы……………………………………………………63
Стр.3
4 АРТТЕРАПИЯ В последние годы вырос интерес специалистов к механизму воздействия искусства на человека. Несмотря на тесную связь с лечебной практикой, арт-терапия (art therapy, буквально: «терапия искусством») во многих случаях приобретает преимущественно психопрофилактическую, социализирующую и развивающую направленность. Отличие арттерапии от других методов психотерапии. - Арттерапия как метод – безболезненна, не имеет ограничений и используется практически во всех направлениях психотерапии, в педагогике, социальной работе, бизнесе и т.д. - Арттерапевтические техники дают возможность доступа к глубинному психологическому материалу, помогают обходить цензуру сознания, вызывают массу удовольствия, стимулируют проработку бессознательных переживаний, обеспечивая дополнительную защищенность и снижая сопротивление изменениям. - Через работу с символическим материалом в искусстве развиваются ассоциативно – образное мышление, а также заблокированные или слаборазвитые системы восприятия. - Арттерапия ресурсна, так как находится вне повседневных стереотипов, а значит, расширяет жизненный опыт, добавляет уверенности в своих силах. - Арттерапия формирует творческое отношение к жизни с ее проблемами и «зигзагами судьбы», умение видеть многообразие способов и средств достижения цели, развивает скрытые до сих пор способности к творческому решению сложных задач, не ожидая «вдохновения» или особых условий для творчества. - Интеграция различных психических функций задействует весь потенци
Стр.4
5 ал человека для целенаправленного изменения личности. Человек открывает общие закономерности творческого процесса, как в искусстве, так и в жизни, и постепенно два понятия соединяются в одно – искусство жить. - Спектр проблем, при решении которых могут быть использованы техники арттерапии, достаточно широк: внутри – и межличностные конфликты, кризисные состояния, в том числе экзистенциальные и возрастные кризисы, травмы, потери, ПТСР, невротические и психосоматические расстройства, развитие креативности, развитие целостности личности и т.д. - Арттерапия применяется в консультировании и терапии взрослых, детей и подростков, индивидуально и в группе. Педагогическое направление арт-терапии связано с изменением стереотипов поведения средствами художественного творчества. Термин «арт-педагог» обычно применяется в контексте художественного образования и воспитания детей. Современная специальная психология и педагогика в значительной степени ориентирована на использование в коррекционной работе различных видов искусства как важного средства воспитания гармоничной личности ребенка с проблемами, его культурного развития. Арттерапия представляет собой частную форму психотерапии искусством, включающей драматерапию, музыкотерапию и танцедвигательную терапию и др. В
Стр.5
6 настоящий мент активно развиваются кие направления как: маскотерапия, куклотерапия, фототерапия, коллаж, песочная терапия, глинотерапия. Существует большое количество методик в арт-терапии, связанных с рисуночными техниками. Специфические особенности рисуночных техник в арт-терапии - это их ресурсность, метафоричность, диагностичность. Психологические и терапевтические механизмы в работе с рисунком направлены на раскрытие потенциал человека. Это методики индивидуальной работы с рисунком: «мое настроение», «автопортрет символ моего образа», «работа с негативными состояниями», «ассоциативный и свободный рисунок», «медитативный рисунок, как запуск на ресурсы бессознательно
Стр.6
7 го», «цветная мандала», «рисование музыки», «пальчиковая живопись», «работа с эмоциями», «работа с чувствами» и т. д. Групповые рисуночные техники: «Диалог», «Рисунок по кругу», «Групповой рисунок», «Ассоциативные и свободные рисунки», «Коллективный автопортрет» и др. Глинотерапия. Пластические материалы являются признанным психотерапевтическим средством. Союз человека и глины дает удивительные результаты: благодаря лепке человек может научиться управлять собой. Работа с пластическими материалами, как и любая арттерапия, не имеет противопоказаний и возрастных ограничений, здесь практически невозможно сделать ошибку. Они дают человеку возможность почувствовать себя творцом, это одно из лучших средств при работе с эмоциями. Гибкость, податливость пластических материалов позволяет клиенту не только отразить в своем произведении любые чувства, в том числе страх, агрессию, обиду, но и изменять их в процессе взаимодействия, то есть дает возможность «управления чувствами». Лепить может каждый. Глина восприимчива к чувствам и может эффективно помочь отреагировать гнев, агрессию, страх, тревогу, вину, тем са
Стр.7
8 мым снижая вероятность проявления их в реальной жизни. Пластичность глины позволяет вносить изменения в работу и "исправлять'' эмоциональное состояние. Работа с глиной развивает моторику рук, кинестетические ощущения, тело начинает через глину общаться и состояние человека проявляется наиболее отчетливо. ТАНЦЕВАЛЬНО-ДВИГАТЕЛЬНАЯ ТЕРАПИЯ (ТДТ) — это метод психотерапии, в котором тело является инструментом, а движение процессом, помогающим клиентам пережить, распознать и выразить свои чувства и конфликты. Телесные движения человека рассматриваются как отражение его внутренней психической жизни и взаимоотношений с окружающим миром. Танцевальная терапия базируется на предпосылке, что тело и психика взаимосвязаны. Терапевт может быть инициатором движения, образов или содержания. На том, как движение трансформируется и структурируется, основывается на развивающемся терапевтическом процессе и потребностях клиента. Куклотерапия – это коррекция детских проблем средствами кукольного театра (дети проигрывают куклами этюды по специально разработанным сценариям, отражающим индивидуальные проблемы конкретного ребенка).
Стр.8
9 Аарттерапевтическая та по мотивам сказки. Особое значение в работе терапевта здесь играют клиентские сказки. Сказкотерапия отмечает два важных факта. Первый — все люди умеют сочинять сказки. То есть этот навык является частью человеческой природы. И второй факт говорит о том, что уже просто написание самой сказки является мощным творческим терапевтическим воздействием. Маскотерапия – издавна известный метод психологической работы, основанный на переводе глубинных комплексов и проблем клиента в неживую материю маски. Лицо человека - это основная часть его образа, на которую мы чаще всего смотрим при общении друг с другом. Это наша визитная карточка. Общаясь с человеком, мы не только слушаем то, ЧТО он нам говорит, но и автоматически отслеживаем его жесты, а главное - мимику. Причем, не всегда отдавая себе отчет в самом процессе, четко фиксируемся на результате нашего целостного восприятия этой конкретной личности. Именно слово «личность» произошло от древнего слова «личина», т.е. образ, обличие.
Стр.9
10 В современной арттерапии существует несколько направлений: 1. Использование уже существующих произведений искусства путем их анализа и интерпретации. 2. По буждение клиента к самостоятельному творчеству, при этом созидательный, творческий акт рассматривается как основной лечебный фактор. 3. Обсуждение взаимоотношений с клиентом в процессе обучения его творчеству.
Стр.10
11 ВВЕДЕНИЕ Дисциплина «Арттерапия» предназначена для студентов, обучающихся по профессиональной образовательной программе, обеспечивающей подготовку выпускников в соответствии с квалификационной характеристикой. Она связана с курсами «Основы общей психологии», «Психология личности», «Общие основы педагогики», «Возрастная психология», «Методы активного социально-педагогического обучения». Целями освоения дисциплины «Арттерапия» являются: изучение теоретических и прикладных аспектов терапии и коррекции методами искусства, освоение навыков работы методами арттерапии, формирование личностных качеств, способствующих творческому развитию. Задачи дисциплины: - определение теоретических основ арттерапии и ее исторических особенностей; изучение психологических факторов, влияющих на позитивные изменения личности методами арттерапии; анализ социальных факторов, влияющих на формирование гармоничной личности в творчестве; изучение особенностей протекания арттерапевтического процесса; формирование некоторых навыков обучения арттерапии и навыков коррекции личности метолами арттерапии; получить представление о специфике различных видов творчества и принципах развития творческой активности методами арттерапии; получить представление о специфике работы арттерапевта. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины (модуля): ОК-1 (способен использовать в профессиональной деятельности основные законы развития современной социальной и культурной среды); ОПК-12 (способен использовать здоровьесберегающие технологии в профессиональной деятельности, учитывать риски и опасности социальной среды и образовательного пространства); ПКСПП-2 (готов применять рекомендованные методы и технологии, позволяющие решать диагностические и коррекционно-развивающие задачи). Студенты, освоившие дисциплину «Арттерапия» должны знать: определение понятия арттерапии в психологии и педагогике; условия использования методов арттерапии для развития личности; прикладные аспекты арттерапии и артпедагогики, здоровьесберегающие технологии; особенности технологий коррекции личности при использовании искусства. Должны уметь анализировать особенности развития личности и направления ее коррекции; определять риски и опасности социальной среды и образовательного пространства; проводить диагностические процедуры; ис
Стр.11