С
"(magnum
ш з, ms) (D
исследование невербальных средств
общения У младших ШНОЛЬНИНОВ
С заинанием
дЕль с.в.‚
аспирант института специальной педагогики и психологии . <...> VpFHY, г. Екитеринбург
Речь как основа коммуникативного процесса представляет собой
знаковую систему. <...> К таким системам принадлежит и невербальная коммуникация, которая
включает в себя пять подсистем. <...> Необходимость невербальных
сигналов для общения подтверждается экспершентальнъпш исследовшшями, из которых следует, что слова, которым мы придаем
такое большое значение, раскрывают лишь 7% смысла, 38 — значения несут интонации и модуляции голоса и 55% сообщений воспринимается через выражение
лица, позы и жесты (В.З. Биркенбил, 1997; M.H. <...> В работах по изучению онтогенеза детской речи доказана огромная роль невербальных компонентов в ее появлении и совершенствовании (П.К. Анохив, Л.И. Белякова, Л.С. Выготский, В.А. Гиляровский, Н.И. Живкин, В.В. Ковалев, Р.Е. Ленина, А.А. Леонтьев, M.H. <...> Когновицкой, 1983; Е.В. Лавровой, 1993 и др.)
показали недоразвитие паралингвистических, экстралингвистических средств общения у заикающихся детей. <...> (1984), анализируя деятельность
общения, выявила, что у заикающихся страдает не только вербальная, но и невербальная коммуникация. <...> У них нарушена синхронность, согласованность двойной
связи: коммуникативной (вербальной) и метакошиушшативной (двигательной, эмощюшльной, шпонационной, жестовой), предшествующей в онтогенезе вербальной. <...> (D ( muons
Указанные трудности, проявляющиеся в коммуникативной деятельности заикающихся, побудили нас к изучению владения невербальными средствами общения
у таких младших школьников. <...> Исходя из поставленной цели, нами была разработана методика
обследования трех подсистем иевербальных средств общения у
младших школьников с заиканием. для качественно-количественной оценки результатов мы использовали систему, разработанную в лаборатории А.Р. Лурии. <...> Методика обследования
Оптим-кинетическая подсистема
Мимика <...>