Область научных интересов
Галины Андреевны Пожидаевой,
выпускницы Государственного
музыкально-педагогического
института им. Гнесиных, связана
с музыкальной медиевистикой,
историей и теорией церковного
пения Древней Руси. Среди
ее работ — монографии
«Певческие традиции Древней
Руси. Очерки теории и стиля» (2007), «Азбука
демественного пения» (2008), «Пространные распевы
Древней Руси XI—XVII веков» (1999). Большой круг
песнопений вошел в сборники ее расшифровок:
«Избранные стихиры из службы преподобному Сергию
Радонежскому (1992), «Памятники демественного
распева XVI—XVIII вв.» (1999), «Монастырские
напевы XVI—XVII веков» (2002).
Г. А. Пожидаева, доктор искусствоведения,
профессор, член Союза композиторов, преподает
в Высшем театральном училище (институте)
им. М. С. Щепкина при Государственном
академическом Малом театре России, а также
в Государственной академии славянской культуры.
Г. А. ПОЖИДАЕВА
ексикология
демественного
пения
Г. А. ПОЖИДАЕВА
ексикология демественного пения
Стр.1
ВЫСШЕЕ ТЕАТРАЛЬНОЕ УЧИЛИЩЕ (ИНСТИТУТ) им. М. С. ЩЕПКИНА
ПРИ ГОСУДАРСТВЕННОМ АКАДЕМИЧЕСКОМ МАЛОМ ТЕАТРЕ РОССИИ
ГОСУДАРСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ СЛАВЯНСКОЙ КУЛЬТУРЫ
Г. А. ПОЖИДАЕВА
ЛЕКСИКОЛОГИЯ
ДЕМЕСТВЕННОГО
ПЕНИЯ
Стр.4
��� 783
��� 85.318
� 46
������� ������������ ��� ���������� ���������
����������� ������������� �������� �����
(����)
������ � 08-04-16075
��������� �. �.
� 46
������������ ������������� �����. �.: ����, 2010. — 784 �., ��.
ISBN 978-5-9551-0423-2
������ ��������� ������ �������������� ���������� ������� ����� ����������
���� — �������������. �������� ����� ������������ ������� ������
������������ ������������ � ����������� � ������ �� «������» �������������
�������. ������������ «�������» ������������� ������� — �������, ��� � ��� —
�������������� ������� � ���������� �������� �� ����� XV �� ����� XIX ��., ���
���� ������������ ������� ���� ������� �������� � �������� ���������.
������� ������ ������ ���������� �������� ������������� �������� ����������
— �������� � ������ ������� ���������, ������������ � ��������� «���������»
(�������� �����������, ������ �����������). �������� ��������� �������
�� ���������� ��������, ��� �������� ������ ������� ��� ������������ ���
������������� ��������.
���������� � ������ ������� ������ ������������� �����, ��������� �����������
����������� ������ � �������, ��������� ����� ������ ����������� ������������.
����������
������� ������������ ���������� � ������������ ������� ����������
������������ �� ������ ������������ �������� — ��������� ���������
— ������������ ������������ �������.
������ ���������� �������� ������� ���������� � �������� ������� � ��
��������� � ����������� ��������. ���������� ���������� ������������ � ���������
�����������.
��� 85.318
� ���������� ��������� ������������ ���� �. �. ����������
Электронная версия данного издания является собственностью издательства,
и ее распространение без согласия издательства запрещается.
ISBN 978-5-9551-0423-2
© �. �. ���������, 2010
© ����, ��������-�����, 2010
Стр.5
Оглавление
Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 9
глава первая
Происхождение демественного расПева
1. Литературно-исторические источники . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 12
2. Обновление богослужения в XV в. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 18
глава вторая
рукоПисная традиция
1. Певческие источники демества на раннем этапе. Конец XV–XVI вв. . . . . . . 29
1) Ненотированные списки . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 29
2) Нотированные списки . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 31
3) Формирование певческой традиции . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 37
2. Развитие демественного распева в XVII в. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 38
1) Певческие источники . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 38
2) Круг пения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 40
3) Литургическое предназначение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 45
4) Регионы распространения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 49
3. Старообрядческая рукописная традиция. XVIII–XIX вв. . . . . . . . . . . . . . . . 52
1) Демественник . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 53
Состав книги . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 53
Типы Демественника . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 58
Жанры . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 58
Состав песнопений . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 60
Литературная редакция . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 63
Музыкальные особенности книги . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 64
Нотация . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 65
Регионы бытования . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 65
Художественное оформление . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 67
2) Обедница . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 67
Стр.6
6
Оглавление
глава третья
«Переводы» ПесноПений
1. Особенности музыкальной текстологии . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 69
2. «Переводы» демественных песнопений . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 71
1) Зарождение традиции. Конец XV — третья четверть XVI вв. . . . . . . . . . 71
2) Зрелость. Последняя четверть XVI–XVII вв. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 76
3) Старообрядческий период. XVIII–XX вв.. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 116
глава четвертая
историческая ЛексикоЛогия демественного Пения
1. Постановка проблемы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 127
2. Ритмические модели мелолексем . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 131
3. Интонация . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 146
1) Интонационно-речевой код . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 146
2) Формирование музыкальной интонации . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 154
4. Структурные особенности мелолексем . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 167
1) Попевки . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 167
2) Лица . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 176
3) Фиты . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 183
4) Структуры малого распева демеством . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 191
5. Просодия . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 194
1) Редакции текста и певческая просодия . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 194
2) Просодия мелолексем в процессе исторического развития . . . . . . . . . . 197
3) Значение новых тенденций в развитии языка XVII в.
для эволюции демественного пения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 203
6. О применении исторической лексикологии . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 207
глава пятая
музыкаЛьная Письменность
1. Об истории демественной нотации . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 210
2. Палеография . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 213
1) Связь с другими видами нотации . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 213
2) Особенности графики . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 230
3. Проблемы прочтения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 245
Стр.7
Оглавление
глава шестая
азбука демественного Пения
I. Простые тонемы и простые знамена . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 258
1. Краткие тонемы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 262
2. Полукраткие тонемы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 272
3. Долгие тонемы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 276
4. Двойные долгие тонемы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 280
II. Сложные тонемы и сложные знамена; соединения знамен (лигатуры) . . . 281
1. Гемиолы краткие . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 282
2. Долгие тонемы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 285
3. Гемиолы долгие . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 310
4. Двойные долгие тонемы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 326
5. Двойные гемиолы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 333
III. Тонемы несимметричных пропорций и сложные знамена;
соединения знамен . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 336
1. Пятидольники долгие . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 337
2. Пятидольники двойные долгие . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 344
3. Семидольники долгие . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 350
IV. Кокизы в напевах и нотации. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 354
V. Фиты в напевах и нотации . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 376
VI. Сводные таблицы значений демественных знамен, кокиз и фит . . . . . . . . 378
1. Алфавит знамен . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 378
2. Кокизы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 392
3. Фиты . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 398
Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 401
Инципитный каталог демественных песнопений
по рукописям конца XV – XX веков. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 407
Список литературы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 579
Приложения
Песнопения демественного распева XVI–XX вв. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 596
Список песнопений . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 754
Указатель песнопений по инципитному каталогу . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 757
Список сокращений . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 764
Иллюстрации . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 766
7
Стр.8
введение
Древнерусское церковное пение складывалось из разветвленной системы распевов
— знаменного, кондакарного, путевого, большого, демественного и других.
Своеобразие каждого распева определяли попевки, лица и фиты. Эти смысловые
единицы — словарь песнопений той эпохи — являлись основой «лексики»
каждого из распевов. Возникновение основных лексических единиц (то есть словаря
распевов), их формирование и процесс исторического развития фактически
представляют собой историю языка древнерусского церковного пения.
Исследование языка одного из распевов — демественного — автор считает
главной задачей данной работы. В работе рассматривается формирование «лексики»
демественного распева, начиная с его первых образцов в списках конца XV —
начала XVI вв. и заканчивая старообрядческой традицией. Можно сказать, что в
основе данного труда лежит метод исторической лексикологии, который позволит
дать более подробную характеристику определенным этапам в развитии культуры
демественного пения, как на уровне общерусской традиции, так и на уровне
региональных и авторских «переводов». С этой точки зрения наш подход к изучению
демественного распева в определенном смысле подобен изучению истории
литературного языка, представляя собой фактически опыт исторической «лексикологии»
по отношению к одному из стилей древнерусского певческого искусства
— демественному распеву. Исходя из особенностей языковых единиц демества
как пения пространного типа, с преобладанием лиц и фит, основное внимание в
исследовании уделяется именно им. В работе анализируются их интонационноритмические
особенности, строение, внутреннее соединение корневых музыкальных
структур, просодия.
Единицы словаря церковного пения — попевки, лица и фиты, соединяя в себе
два начала, как собственно музыкальное в виде напева, так и речевое в виде единиц
поэтического текста, представляют собой нераздельное целое. Они обладают
семантической значимостью и структурной завершенностью, а также имеют общий
принцип строения (изменяемую и неизменяемую части). Перечисленные существенные
качества позволяют объединить их в одно понятие. В качестве такого
понятия мы применяем понятие мелолексемы1
.
1 Понятие мелолексемы вводится в следующих работах автора: Пожидаева Г. А.
«Лексикология» древнерусского церковного пения (традиции монодии в раннем многоголосии)
// Вестник РГНФ. № 1. 2005. С. 132–145; Она же. Певческие традиции Древней
Руси. Очерки теории и стиля. М., 2007. С. 65–66.
Стр.10
10
Введение
Мелолексема — основная единица языка песнопений, обладающая интонационно-смысловым
значением и структурной завершенностью. Интонационноритмический
рисунок ее напева объединяет в песнопении семантически значимые
единицы распеваемого текста (слово, синтагму, строку). В мелолексеме как музыкально-речевой
единице соединяются музыкальные структуры (тонемы и кокизы),
образуя ее напев, и речевые структуры, образуя семантически значимые единицы
текста песнопения. Следствием становится возникновение музыкально-речевых
единиц, в которых музыкальное и речевое начало слиты в единое целое.
В данное музыкально-речевое построение — мелолексему — могут входить
различные формальные структуры текста — от слова до синтагмы и строки2
.
Как мы видим, с точки зрения сложности и порой многосоставности входящего
в мелолексему поэтического и музыкального текста это понятие не совпадает с
лингвистическим понятием лексемы. Качественная музыкальная характеристика
мелолексемы определяется музыкальными структурами того или иного вида пения
(знаменного, путевого, демественного и др.), который используется для создания
песнопения.
С точки зрения исторической лексикологии мы обращаемся в работе к источниковой
базе и формированию рукописной традиции демественного пения. Наиболее
ранние образцы представляют для исследователя особый интерес в связи
с появлением характерных лексических единиц распева. Далее, в зрелый период,
интересно проследить возникновение новой лексики в разнообразных редакциях,
возникших в период расцвета монодии, а также демественного многоголосия, которое
восприняло основные монодические лексемы. Наконец, изучение демества
с точки зрения исторической «лексикологии» закономерно подводит к старообрядческим
певческим рукописям, демонстрирующим сохранение основного «словаря»
песнопений; анализируются также его особенности в поздний период.
Наша работа зиждется на широком круге источников: преимущественно на
материале рукописных певческих книг, а также опубликованных песнопений демественного
распева. Всего использовано более 2000 списков конца XV — начала
XVIII вв. и старообрядческих XVIII–XX вв., содержащих около 500 образцов
демественного распева. Многоголосие привлекается по мере необходимости для
сравнения с монодией и более глубокого освещения истории демественного распева.
В качестве источников для изучения традиции в работе использованы также
аудиозаписи старообрядческого церковного пения.
Фундаментальная источниковая база позволяет провести текстологическое
исследование демественной традиции пения и выявить ее главные редакции, как
общерусские, так и региональные и авторские, а также редакции подобные и самогласные,
лексические, композиционные и просодические. Своеобразие распева в
различных редакциях раскрывается прежде всего через лексику, композицию пес2
Впервые понятие музыкально-речевой лексемы вводится в работе: Арановский М. Г.
Музыкальный текст. Структура и свойства. М., 1998. С. 70.
Стр.11
Введение
11
нопений и просодию. Возникновение «переводов» демественного пения, согласно
основному ракурсу работы, рассматривается в историческом плане.
Важные стороны формирования лексики раскрывает сводная крюковая азбука
демественного пения, являющаяся существенной частью исследования. В ней демонстрируется
связь основных структур демественного одноголосного распева и
одноименной нотации.
Результаты исследования подводят к научно корректной и обоснованной периодизации
истории распева с точки зрения развития его языка. Такой подход дает
возможность рассмотреть эволюционный процесс его развития не только крупным
планом, но и более подробно, «внутри» периодов. Применение подобного метода
уточняет хронологическую атрибуцию песнопений, причем вне зависимости от
времени создания их списков; становится возможной также атрибуция как региональных
традиций, так и авторских «переводов».
Приведенный в Приложении инципитный каталог представляет собой наиболее
полный на сегодняшний день свод инципитов демественных песнопений,
составленный по рукописным источникам и иллюстрирующий на основе материальной
культуры историческую периодизацию в развитии распева. Каталог раскрывает
сохранившиеся списки демественной монодии, отсылая к источникам
«лексики» различных периодов в истории распева — от первых песнопений конца
XV в. до поздних старообрядческих редакций. Это позволяет проследить возникновение
ранней лексики, ее отражение в нотации, сохранение и развитие ее в период
расцвета и поздний старообрядческий период.
Нотное приложение работы, содержащее демественные песнопения в оригинальной
нотации с ее переводом в современную линейную, является реальным
подтверждением исторического развития распева. Приложение включает ранние
образцы XVI в., песнопения зрелого периода XVII в. и поздние старообрядческие.
Стр.12