М. В. Китайгородская, Н. Н. Розанова
ЯЗЫКОВОЕ СУЩЕСТВОВАНИЕ
СОВРЕМЕННОГО ГОРОЖАНИНА
S TUD I A P HIL O L O GI CA
М. В. Китайгородская,
Н. Н. Розанова
ЯЗЫКОВОЕ
СУЩЕСТВОВАНИЕ
СОВРЕМЕННОГО
М. В. Китайгородская и Н. Н. Розанова — кандидаты
филологических наук, старшие научные
сотрудники Института русского языка
им. В. В. Виноградова РАН, выпускницы
филологического факультета МГУ. Занимаясь
исследованием устной речи на протяжении
многих лет, они входили в состав авторского
коллектива (под руководством Елены Андреевны
Земской), создавшего целую серию
монографий по русской разговорной речи
и городскому просторечию.
Основной исследовательский интерес
М. В. Китайгородской и Н. Н. Розановой сосредоточен
на изучении активных процессов
функционирования русского языка новейшего
периода и речевого мира повседневности
в социокультурном аспекте. В последние
годы в центре их внимания — «типический»
горожанин в «типических» обстоятельствах.
В 1999 г. вышла в свет их совместная
работа «Речь москвичей. Коммуникативнокультурологический
аспект» (2-е издание
книги появилось в 2005 г.). В ней подробно
описывался речевой мир семьи. Предлагаемая
вниманию читателя новая работа авторов
тематически связана с предыдущей, однако
здесь их «герой» выходит за пределы своего
повседневного домашнего локуса в мир большого
города.
ГОРОЖАНИНА
На материале языка Москвы
Стр.1
УЧРЕЖДЕНИЕ РОССИЙСКОЙ АКАДЕМИИ НАУК
ИНСТИТУТ РУССКОГО ЯЗЫКА им. В. В. ВИНОГРАДОВА
М. В. Китайгородская, Н. Н. Розанова
ЯЗЫКОВОЕ
СУЩЕСТВОВАНИЕ
СОВРЕМЕННОГО
ГОРОЖАНИНА
На материале языка Москвы
ЯЗЫКИ СЛАВЯНСКИХ КУЛЬТУР
МОСКВА 2010
Стр.4
801.161.1
81.2
45
()
09-04-16063
:
. . ,
. .
45
. . , . .
:
. — .: , 2010. — 496 . —
(Studia philologica). — ( . 288.)
ISSN 1726-135
ISBN 978-5-9551-0439-3
.
— , . .
. — « »,
, . -
. —
,
.
(«», «»,
«», «» .).
.
, — , , . .
,
,
, «» «»
.
-, ,
; «»
— , , , ,
.
81.2
. . « », 1913
. . , . .
.
. .
. . - .
.
17.09.2010. 6090 1/16. 1,
. . . . 31. 800.
.: 959-52-60. E-mail: Lrc.phouse@gmail.com Site: http://www.lrc-press.ru, http://www.lrc-lib.ru
. 1037789030641
ISBN 978-5-9551-0439-3
© . . , . . , 2010
© , 2010
Электронная версия данного издания является собственностью издательства,
и ее распространение без согласия издательства запрещается.
Стр.5
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Повседневность как объект изучения
в современных гуманитарных науках .....................
9
9
Город в контексте повседневности:
основные направления в изучении языка города ............ 18
Задачи исследования и структура работы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 33
Материал исследования .................................. 36
Условные обозначения ................................... 37
ГЛАВА 1. Горожанин и его речевая среда . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 40
Город как коммуникативное пространство:
тенденции к дифференциации и интеграции . . . . . . . . . . . . . . . 40
Современное городское общение: тенденции развития . . . . . . . . 50
Старое и новое в городском общении: виды коммуникации,
типы ситуаций и их жанровое воплощение ................ 50
Разновидности коммуникации в зеркале противопоставлений .... 62
Устная / письменная коммуникация . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 62
Вежливая / грубая коммуникация . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 71
Нейтральная / игровая коммуникация ................... 92
Городская номинация: фрагменты описания . . . . . . . . . . . . . . . . . 119
ГЛАВА 2. Языковое существование и проблемы
ситуативно-жанровой стратификации городской речи ....... 146
Вопросы изучения коммуникативно-жанровой структуры
устной речи в современных исследованиях . . . . . . . . . . . . . . . . . 146
Ситуативно-жанровая структура городского общения ......... 181
Типы ситуаций городского общения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 181
Коммуникативные характеристики городского общения ....... 184
Принципы членения коммуникативного пространства ..... 184
Коммуникативные типы городского пространства ........ 186
Временные характеристики коммуникации .............. 188
Партнеры коммуникации в городском общении .......... 193
Тема . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 196
Ролевая структура ситуаций современного городского общения . . 198
Стр.8
8
Принципы вычленения жанров речи ........................ 200
Жанры повседневной коммуникации ........................ 218
Практическая коммуникация . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 221
Монологические жанры . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 221
Диалогические жанры ................................ 223
Фатическая коммуникация . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 242
Монологические жанры
244
Диалогические жанры ................................ 250
Жанры в речевом континууме ............................. 252
Особенности жанрового воплощения типовых ситуаций:
городские стереотипы .................................... 258
Речевые стереотипы и стереотипы поведения:
свойства и функции ................................... 258
Речевой шаблон и отступления от него . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 261
Иллокутивный потенциал стереотипа . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 262
О некоторых особенностях текстовой организации стереотипов ... 270
Что дает изучение стереотипов, речевых клише? ............. 273
ГЛАВА 3. Языковое существование современного горожанина
в ситуациях и жанрах . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 278
Транспорт ................................................ 279
Маршрутка . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 280
Наземный транспорт: автобус, троллейбус, трамвай . . . . . . . . . . 294
Улица .................................................... 311
Магазин .................................................. 328
Аптека ................................................... 355
Рынок . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 362
ГЛАВА 4. Языковое существование горожанина
в социокультурном аспекте ................................. 381
Городские персонажи и их тексты:
речевые произведения городских нищих . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 381
Кладбище ................................................ 408
Недавняя история: «ушедшая натура»
в записях устной городской речи . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 426
Очередь ............................................... 426
Микродиалоги времени товарного дефицита
и введения свободных цен (конец 1991 — начало 1992 г.) .... 438
Обмен крупных денежных купюр: «Павловская реформа» ..... 443
Давняя история: голоса московских улиц начала XX века
(по материалам архива Е. З. Баранова) ..................... 453
Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 474
Литература ............................................... 477
Ог
лав
ление
Стр.9
ВВЕДЕНИЕ
Повседневность как объект изучения
в современных гуманитарных науках
Предметом нашего исследования является речевой мир современного
города и повседневные речевые практики горожан.
В последние годы категория повседневности активно разрабатывается
представителями разных областей гуманитарного знания:
антропологами, историками, философами, культурологами, социологами,
психологами, лингвистами. Один из ведущих представителей
феноменологической теории и истории повседневности Б. Вальденфельс
писал об актуальности и перспективности этого направления:
«Самые разнообразные исследования объединяются вокруг проблем
обыденной жизни, и поэтому мы можем говорить о глубинном интересе
к повседневности» [Вальденфельс 1991: 40].
Традиция изучения повседневности как философской проблемы
идет от Э. Гуссерля. Сам же термин был введен австрийским социологом
Альфредом Шюцем в связи с изучением проблемы обыденного
знания и сознания. Повседневность в понимании А. Шюца — это
обыденная реальность, которую человек воспринимает как существующую
объективно и в которой он взаимодействует с другими людьми
(интерсубъективность). Эта реальность предстает перед индивидом в
его собственном переживании и интерпретации. Интерпретация основана,
с одной стороны, на его личном опыте, а с другой — передается
«по наследству» предыдущими поколениями [Шюц 1988: 129] 1
.
1 Развивая идеи А. Шюца, многие современные авторы подробно анализируют
разные аспекты изучения повседневного мира людей, оста навливаясь на тех трудностях,
с которыми сталкиваются исследователи. Первая и основная трудность —
проблема выбора термина и его дефиниции — связана с тем, что непросто подобрать
подходящее слово естественного языка для обозначения данной категории.
Это отчасти объясняется тем, что в обыденном сознании многие слова, относящиеся
к семантическому полю «повсе дневность», нагружены дополнительными отрицательными
смыслами. Ср.: «Само по себе выражение “повседневность”, все его
Стр.10