Серия «Классика русской юриспруденции»
А.А. Алексеев
МИНИСТЕРСКАЯ ВЛАСТЬ
В КОНСТИТУЦИОННОМ
ГОСУДАРСТВЕ
ХАРЬКОВ
Типо-Литография
М. Зильберберг и Сыновья.
Донец-Захаржевская óë., ä. ¹ 6.
1910 год
МОСКВА
Издательство
«ЮРКОМПАНИ»
2012 год
Стр.1
УДК 347.254
ББК 67.404.2 (2 Ðîñ)
А 45
Алексеев А.А. Министерская власть в конституционном гоударстве.
— Ì.: ЮРКОМПАНИ, 2012. — 328 ñ. — (Ñåðèÿ «Êëàññèêà русской
юриспруденции»).
ISBN 978-5-91677-090-2
Дореволюционное произведение А.А. Алексеева «Министерсткая
власть в конституционном государстве» посвящена исследованию
основ министерской власти и ее роли в конституционном государстве.
В работе исследуются ставшие классикой учения о министерской власти
Б. Констана, Монтескье, Лоренца Штейна, А.С. Алексеева, Казановы
и äð.
Книга будет интересна юристам, адвокатам, судьям, государственным
служащим, студентам, аспирантам и преподавателям юридических
вузов и факультетов, а также всем, кто интересуется вопросами
дореволюционного состояния русской юриспруденции.
Сочинение А.А. Алексеева «Министерская власть в конституционном
государстве» издано в соответствии с орфографическими нормами
современного литературного русского языка, но с сохранением
авторской пунктуации.
Издательство выражает искреннюю благодарность литературному
редактору Елене Николаевне Петровой за помощь в подготовке
текста книги к изданию и интеллектуальную поддержку в создании
этой серии.
УДК 347.254
ББК 67.404.2 (2 Ðîñ)
ISBN 978-5-91677-090-2
© ООО «ÞÐÊÎÌÏÀÍÈ», 2012
Юридическим Факультетом Императорского
Харьковского Университета к печати разрешено, 28 сентября 1910 г.
2
3
ОГЛАВЛЕНИЕ
От главного редактора серии «Классика русской юриспруденции»
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 4
Предисловие . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 6
ЧАСТЬ ПЕРВАЯ
Основы министерской власти и ее роль
в конституционном государстве
Глава первая . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 9
Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 9
Глава вторая. Учение о министерской власти Б. Констана, Монтескье,
Лоренца Øòåéíà, À.Ñ. Алексеева, Казановы и äð. . . . 22
Глава третья. Учение о министерской власти сторонников монархического
принципа . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 65
Глава четвертая. Закономерность управления в связи с тeopией
разделения властей . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 89
Глава пятая. Значение и роль министерства в конституционном
государстве . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 129
Глава шестая. Объем контрасигнируемых актов главы государства
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 167
ЧАСТЬ ВТОРАЯ.
Современное положение министерской власти
в конституционном государстве
Глава ñåäüìàÿ. Государства парламентарные . . . . . . . . . . 218
Глава восьмая. Государства конституционно-дуалистические
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 276
Глава девятая. Государства американские и Швейцария
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 309
Стр.2
От главного редактора серии
«Классика русской юриспруденции»
Представленное на суд читателя переиздание научного
труда А.А. Алексеева «Министерская власть в конституционном
государстве», впервые опубликованного более 100 лет
назад в Харькове, является уникальным и достаточно востребованным
в наши дни.
Вопросы, которые ставит в своей работе А.А. Алексеев,
весьма непростые, а для правильного ответа на них требуется
широкий кругозор и обширные знания юриспруденции. Что
такое министерская власть и какова роль министерств в деятельности
государства? От чего зависит усиление министерской
власти и ее ослабление? В работе исследуются ставшие
уже классикой учения о министерской власти Б. Констана,
Монтескье, Лоренца Штейна, А.С. Алексеева, Казановы и др.
Это старый спор о том, какая же из властей в действительности
больше управляет государством: законодательная
или исполнительная? И какова роль и место главы государства
(монарха, президента) в системе разделения властей. В
то же время, нельзя сводить всю правительственную деятельность
государства к деятельности министров и наделять главу
государства одними лишь формальными правами в этой области.
Подчиняются ли министерства (исполнительная власть)
так называемой «общей воле» (по Ж.-Ж. Руссо), покоящейся
на общности взглядов, желаний и настроений народа, и каковы
особенности различных государств?
Сегодня, в период нестабильной социально-экономической
обстановки в нашей стране, когда разрыв в уровне жизни
между богатыми и бедными меряется десятками раз, когда
4
5
основное пополнение государственного бюджета осуществляется
путем экспорта нефти и газа за рубеж, когда власть (в
том числе и министерская) оторвана от народа и служит не
ему, а самой себе, публикуемое сочинение А.А. Алексеева является
весьма своевременным и поучительным.
Для всех нас и для власти в том числе.
Доктор юридических наук, доцент
Грудцына Людмила
Ìîñêâà, март 2011
Стр.3
Предисловие
Предисловие
Задача настоящего исследования заключается в выяснении
тех основ, на которых покоится министерская власть в
конституционном государстве, тех принципов, которыми она
определяется к деятельности.
Существующие научные воззрения, приближаясь в той
или иной степени к разрешению поставленного вопроса, не
дают, однако, по мнению автора, надлежащего ответа на него
и нуждаются в некоторых коррективах. Одни из них, отправляясь
от английского «the King can do no wrong», сводят всю
правительственную деятельность государства к деятельности
министров и наделяют главу государства одними
видом определенную категорию актов, которые по существу
являются актами государственными и исключают здесь всякое
участие других ответственных агентов власти, открывая
в свое государство широкую дорогу началам абсолютизма.
Другие,
напротив,
концентрируют
все управление
в
руках главы государства — монарха. Но, считаясь с тем обстоятельством,
что в условиях жизни конституционного государства
вся правительственная деятельность должна развиваться
внутри тех границ, которые установлены законом,
должна носить закономерный характер, они требуют непременного
участия в каждом правительственном акте монарха
особого ответственного органа — министерства. Они ставят
министерскую власть в служебное положение по отношению
к монарху и почти не касаются вопроса о самостоятельной
6
роли ее в государстве. Отвергая те и другие как не отвечающие
природе современного государства и не находящие для
себя опоры ни в положительном праве, ни в конституционной
практике, автор полагает, что разрешение интересующей
его проблемы может быть дано только при
выяснении
некоторых
характерных особенностей конституционного государства.
Первая часть исследования и посвящена этому вопросу.
лишь
формальными
правами в этой области, устраняют его вовсе
от действительного участия в управлении.
В то же время они предоставляют ему под тем или иным
Во второй части речь идет о действительном положении
министерской власти в современном государстве с точки зрения
развитого учения о ней. Автор удерживает деление
государств на парламентарные и конституционно-дуалистические.
Хотя министерская власть покоится и в тех, и в других
на одних и тех же основаниях, хотя она и призвана выполнять
в них по существу одни и те же задачи, однако положение
ее будет в значительной степени меняться в зависимости
от того, что преобладает в государственной жизни: монархическая
власть или начала представительства.
Автор надеется показать, что и в государствах конституционно-дуалистических,
несмотря на значительную роль монарха
в государственной жизни, несмотря на то, что принципы
конституционализма не нашли еще себе здесь достаточно
полного выражения, министерская власть выполняет принадлежащие
ей функции хотя иногда и далеко не в совершенном
виде. В особую категорию выделены государства американские
и Швейцария, где министерская власть занимает несколько
своеобразное положение.
Это в особенности можно сказать относительно СевероАмериканских
Соединенных Штатов. Но ближайший анализ
их конституционного строя показывает, что, если американские
министры и отличаются от европейских, если их роль в
государственной жизни несколько иная, это объясняется тем,
что функции их выполняются другим органом, что задачи,
возлагаемые на министров, переданы другим агентам власти.
7
Стр.4
Предисловие
В заключение автор считает необходимым отметить, что
вопрос об ответственности министров был затронут им в
настоящем исследовании лишь постолько, посколько это было
необходимо для выяснения положения министерской власти
в современном государстве. Детальное рассмотрение его может
быть предложено, по его мнению, только после того, как
показаны основы и роль министерской власти в конституционном
государстве и может послужить предметом особой работы.
Харьков
1910 ã.
ЧАСТЬ ПЕРВАЯ.
ОСНОВЫ МИНИСТЕРСКОЙ ВЛАСТИ И ЕЕ РОЛЬ
В КОНСТИТУЦИОННОМ ГОСУДАРСТВЕ
ГЛАВА ПЕРВАЯ
Введение
Современное конституционное государство характеризуется
наличностью в нем некоторых начал, которые позволяют
выделить его из абсолютного государства старого порядка
и резко ему противопоставить.
В абсолютном государстве вся государственная власть концентрируется
в руках властителя-монарха, воля которого является
определяющим принципом всей государственной жизни.
К ней, к этой воле, сводится весь строй его, весь его правопорядок
согласно классическому quod principi placuit legis habet
vigorem. He связанный никакими обязательствами по отношению
к подданным, не разделяя ни с кем ему одному принадлежащей
власти и не зная никаких сдержек и ограничений ее
— princeps legibus solutus est, монарх один приводит в движение
весь государственный механизм, руководит этим движением
и сообщает ему то или иное направление. Его личный
произвол, его личное усмотрение — вот тот фундамент, на
котором выстроено здание абсолютного государства, этого,
по меткому выражению Канта, государства произвола
(Willktirstaat), а не правового государства (Rechtsstaat). Ïðàâäà,
и в абсолютном государстве, в особенности на высших ступенях
его развития, существует известного рода воздействие
на правительство в лице монарха со стороны общественного
8
9
Стр.5
Алексеев А.А.
Министерская власть в конституционном
государстве
Ответственный редактор Л.Ю. Грудцына
Литературный редактор Д.А. Сухарев
Компьютерная верстка Г.Ю. Ефимова
Дизайн обложки А.А. Черкасов
ООО «Издательство «ЮРКОМПАНИ»
www.law-books.ru E-mail: mail@law-books.ru
Òåë.: 8 (903) 672-55-88. Ôàêñ: (495) 672-55-22.
Подписано в печать 02.03.2011 ã.
Формат 60õ90/16. Печать îôñåòíàÿ. Бумага òèï.
Óñë. ïå÷. ë. 20,5. Тираж 1500 ýêç. Заказ ¹ 256.
Отпечатано в ОАО «Орехово-Зуевская типография»
ã. Îðåõîâî-Çóåâî, Ìîñê. îáë., óë. Дзержинского, ä. 1.
Å-mail: tipografiya-oz@rambler.ru
Стр.165