Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 636046)
Контекстум
Руконтекст антиплагиат система

Психология познания: методология и методика познания (770,00 руб.)

0   0
Первый авторСоколков Е. А.
ИздательствоМ.: Логос
Страниц384
ID178115
АннотацияАнализируется специфика содержания, целей и принципов обучения психологии. Освещаются вопросы методологии и методы психологической науки как учебной дисциплины. Характеризуются формы и методы организации обучения психологии в учебных заведениях разного уровня. Рассматриваются проблемы профессиональной подготовки и деятельности преподавателя психологии, практического психолога.
Кому рекомендованоДля студентов высших учебных заведений, получающих образование по направлениям (специальностям) "Психология", "Педагогика и психология". Может использоваться в учебном процессе высших и средних специальных учебных заведений по широкому кругу педагогических специальностей, а также при повышении квалификации кадров образования. Представляет интерес для всех, кто интересуется проблемами образования.
ISBN978-5-98699-038-5
УДК159.9(075)
ББК88я7
Соколков, Е.А. Психология познания: методология и методика познания : учеб. пособие / Е.А. Соколков .— Москва : Логос, 2007 .— 384 с. — ISBN 978-5-98699-038-5 .— URL: https://rucont.ru/efd/178115 (дата обращения: 17.05.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Освещаются вопросы методологии и методы психологической науки как учебной дисциплины. <...> Рассматриваются проблемы профессиональной подготовки и деятельности преподавателя психологии, практического психолога. <...> Специфика содержания психологической науки и формирование сознания на занятиях по психологии ........ 13 <...> Методические особенности организации преподавания психологии в средней и высшей школе ... <...> Индивидуально-психологические особенности в организации учебно-воспитательного процесса .......... <...> Профессиональная подготовка и деятельность преподавателя психологии и практического психолога .......... 288 <...> В связи с этим само учение должно опираться на методологический принцип деятельностного подхода, при реализации которого не преподаватель учит, а обучающийся сам формирует себя как гармонично развитую личность, обладающую научно-методологическими знаниями, ориентированными на предстоящую профессиональную деятельность. <...> В этом случае преподаватель превращается в организатора работы, который позволяет конструировать учебный процесс как продуктивную творческую деятельность, направленную на формирование социальных, нравственно-эстетических и методологических основ предстоящей профессиональной деятельности. <...> Это возможно тогда, когда в систему обучения внедряются формы и методы обучения, носящие инновационный характер. <...> 10 Введение Организуя учебный процесс по психологии, необходимо учитывать деятельность преподавателя и студента, вначале совместную, а затем переходящую в индивидуальную, самоорганизующую работу. <...> Возможность инновационной деятельности немыслима без глубокого знания своего предмета, ви’ дения перспектив развития будущей личности, понимания роли и места психологической учебной дисциплины в общенаучном развитии и профессиональной подготовке специалиста. <...> Преподаватель, обладающий необходимыми качествами, активно занимающийся проведением научных исследований <...>
Психология_познания_методология_и_методика_познания_.pdf
Е.А. Соколков ПСИХОЛОГИЯ ПОЗНАНИЯ: МЕТОДОЛОГИЯ И МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ Учебное пособие Москва  Логос  2007
Стр.3
УДК 159.9 (075) ББК 88я7 С 59 Печатается по решению Редакционно-издательского совета Новосибирского гуманитарного института Р е ц е н з е н т ы В.А. Леонтьев, доктор психологических наук, профессор, О.О. Андронникова, кандидат психологических наук, профессор Соколков Е.А. С 59 Психология познания: методология и методика преподавания: учеб. пособие. — М.: Университетская книга; Логос, 2007. — 384 c. ISBN 978-5-98699-038-5 Анализируется специфика содержания, целей и принципов обучения психологии. Освещаются вопросы методологии и методы психологической науки как учебной дисциплины. Характеризуются формы и методы организации обучения психологии в учебных заведениях разного уровня. Рассматриваются проблемы профессиональной подготовки и деятельности преподавателя психологии, практического психолога. Для студентов высших учебных заведений, получающих образование по направлениям (специальностям) «Психология», «Педагогика и психология». Может использоваться в учебном процессе высших и средних специальных учебных заведений по широкому кругу педагогических специальностей, а также при повышении квалификации кадров образования. Представляет интерес для всех, кто интересуется проблемами образования. УДК 159.9 (075) ББК 88я7 ISBN 978-5-98699-038-5 © Соколков Е.А., 2007 © Университетская книга, 2007 © Логос, оформление, 2007
Стр.4
ОГЛАВЛЕНИЕ Введение ..................................................................................................... 7 Глава 1. Специфика содержания, целей и принципов обучения психологии ................................................................... 13 1.1. Специфика содержания психологической науки и формирование сознания на занятиях по психологии ........ 13 1.2. Психология как гуманитарная наука и цели ее преподавания .......................................................................... 40 1.3. Психические познавательные процессы и принципы обучения в учебном заведении ............................................ 56 Глава 2. Методология и методы психологической науки как предмета в учебном заведении ............................................. 98 2.1. Методология и методы научного познания в психологии .......................................................................... 98 2.2. Методологические особенности организации учебного процесса по психологии ..................................... 135 2.3. Методические особенности организации преподавания психологии в средней и высшей школе ... 163 Глава 3. Способы и формы организации обучения психологии в средней и высшей школе ....................................................... 199 3.1. Нормативно-правовое обеспечение изучения психологии в учебном заведении ...................................... 199 3.2. Индивидуально-психологические особенности в организации учебно-воспитательного процесса .......... 217 3. 3. Психология активных форм и методов обучения .. 235 Глава 4. Профессиональная подготовка и деятельность преподавателя психологии и практического психолога .......... 288 4.1. Личность и способности преподавателя психологии .......................................................................... 288 4.2. Особенности профессиональной подготовки практического психолога ................................................... 322 Словарь терминов .................................................................................. 354 Список литературы ................................................................................ 369 5
Стр.5
ВВЕДЕНИЕ На современном этапе развития общества образование стало одной из самых важных сфер человеческой деятельности: огромные достижения в этой области легли в основу грандиозных социальных и научно-технологических преобразований. Глобальные изменения, происходящие в жизни общества, приводят к появлению новых социально значимых ориентиров в системе среднего и высшего профессионального образования. На рынке образовательных услуг в настоящее время всё больше востребованы не только квалифицированные специалисты, но и творческие личности, которые сами «добывают» необходимые знания и на их основе вырабатывают новые — социально необходимые. Практика и статистические данные свидетельствуют о том, что именно гармонично развитые специалисты, в большинстве своем имеющие достаточную гуманитарную и особенно психологическую подготовку, приносят своим организациям наибольшие «дивиденты». В настоящее время в стране происходит смена концепции от подготовки узких специалистов-технократов к целенаправленному формированию гармонично развитых творческих личностей, обусловливается необходимость преобразования традиционно сложившейся в высшей школе методологии обучения с ориентацией на гуманизацию и гармонизацию профессиональной подготовки. В этих целях учебный материал определенным образом гуманизируется по некоторым правилам, которые отражают функциональную структуру памяти и мышления человека. Это позволяет уже в процессе обучения целенаправленно формировать необходимый современному специалисту набор предметно независимых «инструментов мышления», которые и составляют основу индивидуального стиля его предстоящей деятельности. Кардинальная перестройка целей, содержания, методов и технологий обучения означает, что по масштабам своего влияния на 7
Стр.7
Введение личность в процессе ее формирования они должны стать более действенными и конструктивными хотя бы потому, что затрагивают всех участников педагогического процесса, как преподавателей, так и студентов. Использование новых информационных технологий ведет к повышению эффективности образования только в том случае, когда развитие технологической подсистемы образования сопровождается радикальными изменениями во всех других подсистемах: психолого-педагогической, организационной, экономической, а также существенно затрагивает теоретические и методологические основания образовательной системы. В то же время само психологическое образование должно сформировать некоторую профессиональную интуицию общения между учебными дисциплинами и людьми, а также понимания того, что разные люди имеют различные взгляды на предмет профессиональной деятельности и социального общения. Место образования в жизни общества во многом определяется той ролью, которую играют в общественном развитии знания людей их опыт, умения, навыки, возможности развития и совершенствования своих профессиональных и личностных качеств. Более того, в последнее время остро чувствуется необходимость привлечения психологического знания во многих прикладных областях человеческой практики и жизнедеятельности, так как обнаруживается масса социально-психологических проблем в политике, экономике, медицине, образовании и управлении. Образовавшийся дефицит психологических знаний общество каким-то образом пытается компенсировать за счет переподготовки уже сформировавшихся специалистов различных профессиональных групп и подготовки учащихся старших классов общеобразовательных школ. Все это может поменять саму структуру не только индивидуального мировоззрения, но и общественное сознание. В результате чего придет осознание того, что человек есть движущая сила и субъект социально-экономического и исторического процесса. Человекознание позволяет молодому человеку лучше понять самого себя, выстроить более гуманные и толерантные отношения с другими людьми, окружающим миром в целом. В этом смысле знание психологии позволяет развивать, формировать в человеке чувство собственного достоинства. Исходя из индивидуальности каждому целесообразно определить реальные возможности по дальнейшему формированию своей судьбы, жизни и будущей профессиональной деятельности в окружающем мире. 8
Стр.8

Облако ключевых слов *


* - вычисляется автоматически
Антиплагиат система на базе ИИ